курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Развитие средней школы на современном этапе

курсовые работы

Развитие средней школы на современном этапе

4

Развитие средней школы на современном этапе

Содержание:

Введение

1. Политика Республики Беларусь в сфере образования

2. Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь на современном этапе

3. Анализ образования Беларуси

4. Проблемы развития средней школы и пути их решения

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Исследователи, анализирующие современное образование в Беларуси, используют определенные дискурсивные средства для его описания. Эти средства, с одной стороны, основываются на ряде неявных посылок, диктующих выбор объектов, стиля и субъективной позиции при создании высказываний, а с другой, производят особым образом структурированную реальность, во многом не зависящую от интенций непосредственных авторов текстов.

Ключевым аспектом, находящимся в центре как различных попыток легитимации тех или иных проектов реформирования, в нашем рассмотрении, системы общего среднего образования, так и самих способов описания сегодняшней ситуации, является социальная функция среднего образования или, более широко, связь общественных институтов и учреждений системы общего среднего образования. Разумеется, эта тематика всегда была в центре внимания исследователей, однако в современных белорусских аналитиках мы можем обнаружить особые дискурсивные практики, позволяющие различным исследователям создавать особое пространство обсуждения среднего образования, в рамках которого функционируют свои объекты, концепты и субъективности. В какой форме это обсуждение ведется и как взаимосвязаны между собой различного роды аналитические суждения о современном уровне развития системы общего среднего образования -- эти вопросы и будут составлять предмет нашего внимания.

В настоящей контрольной работе автор считает основной целью определение уровня развития современной школы в Республике Беларусь на современном этапе, установление направлений государственной политики в сфере общего образования, анализ современного состояния системы образования в республики Беларусь, определение круга проблем в развитии средней школы и выработка путей их решения.

При написании контрольной работы для достижения поставленной цели автор производит анализ учебных пособий по педагогике, нормативно-правовой базы, научных трудов в области образования современных авторов, всесторонне рассматривает проблемы развития средней школы в республике Беларусь на современном этапе, рассматривает и анализирует ее состояние, определяет круг проблем в сложившейся ситуации и предлагает некоторые пути их решения.

1. Политика Республики Беларусь в сфере образования

Государственную политику в сфере образования Республика Беларусь строит на формировании и совершенствовании национальной системы образования, государственной и общественной поддержке ее приоритетного развития в качестве определяющего фактора научно-технического и культурно-духовного прогресса, становления национального суверенитета.

Развитие национальной системы образования базируется на следующих основных принципах: приоритете общечеловеческих ценностей; национально-культурной основе; научности; ориентации на мировой уровень образования; гуманизме; связи с общественной практикой; экологической направленности; преемственности и непрерывности; единстве обучения, духовного и физического воспитания; демократизме; светском характере, обязательности базового (девятилетнего) образования.

Основными приоритетами национальной системы образования в Республике Беларусь являются: возрождение национально-культурной основы образования; ориентация образования на воспитание свободной творческой и нравственной личности; укрепление физического и психического здоровья нации и человека; демократизация и гуманизация образования; взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой.

Система образования является одним из важнейших гарантов социальной стабильности, основой экономического развития общества, источником роста интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации. Ее развитие является одним из важнейших приоритетов государственной политики Беларуси. Она включает: дошкольное образование и воспитание; общее среднее образование; внешкольные формы образования и воспитания; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научных и научно-педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров; самообразование взрослых.

В настоящее время нормативно-правовую базу реализации программы образования населения и осуществления деятельности национальной системы образования составляет Конституция Республики Беларусь, которая в ст. 49 закрепила право каждого на образование. Согласно этому положению в республике Беларусь гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

Кроме Конституции, общественные отношения в сфере образования призваны регулировать ряд нормативно-правовых актов государственных органов власти. Среди них можно выделить: Закон Республики Беларусь от 29.10.1991г. № 1202-XII «Об образовании в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь от 05.07.2006г. № 141-З «Об общем среднем образовании», Закон Республики Беларусь от 29.06.2003г. № 216-З «О профессионально-техническом образовании», Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007г. №725 «Об утверждении Программы развития общего среднего образования на 2007-2016 годы» и ряд других нормативно-правовых актов.

В настоящее время в законодательном органе рассматривается проект Кодекса об образовании. - См.: Развитие образования в Республике Беларусь. Справочно-аналитическая информация о развитии образования в Республике Беларусь, - WWW-документ: http://www.president.gov.by/. Кодекс об образовании - это кодифицированный нормативно-правовой акт, призванный обеспечить полностью системное регулирование общественных отношений в данной сфере. Его проект был разработан на основе анализа белорусского законодательства в области образования, соответствующих международных договоров, а также основополагающих актов ООН, ЮНЕСКО и др. При этом разработчики учитывали законотворческий опыт и нормы международного права, требования унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов в Беларуси и России.

Содержание проекта Кодекса основывается на принятых законах в сфере образования и не предусматривает концептуальных изменений положений действующего законодательства. Документ закрепляет такую модель образовательных отношений, которая позволяет успешно решать две объективные и необходимые в современных условиях задачи: обеспечение надлежащего качества образования и его доступность.

Структурно Кодекс подразделяется на общую и особенную части. Первая призвана закрепить основополагающие нормы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. Во вторую включены все вопросы, касающиеся уже конкретно каждого типа образования, т.е. дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского, специального, внешкольного и образования взрослых.

Система управления образованием в республике имеет государственно-общественный характер.

2.Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь на современном этапе

Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на дальнейшее повышение уровня качества образования, интеллектуального, культурного и духовно - нравственного потенциала общества.

Интенсивное развитие экономики, переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обновление технологий и их внедрение во все сферы жизнедеятельности общества и государства, рост конкуренции на рынке труда, структурные изменения в сфере занятости вызывают необходимость дальнейшего совершенствования общего среднего образования в направлении более полного удовлетворения потребностей личности, общества и государства в качественном образовании, в создании условий для подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.

В государственной политике страны сфера образования рассматривается как важнейший стратегический ресурс и основной фактор технологического прогресса и решения социально-экономических проблем. В настоящее время все больше утверждается современное понимание образования как социальной сферы жизни, создающей условия для развития личности обучающихся в процессе освоения ценностей национальной и мировой культуры.

Общее среднее образование является определяющим в становлении интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации, формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений, основанных на идеологии белорусского общества и государства. Его развитие на современном этапе характеризуется нацеленностью на позитивные преобразования, обусловленные приоритетами государственной образовательной политики.

Целевые, содержательные и процессуальные характеристики современного общего среднего образования Республики Беларусь разрабатываются в соответствии с личностно ориентированным и культурологическим подходами, что обусловлено признанием абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов.

В ходе реализации концептуально-программных положений и мероприятий по реформированию общего среднего образования были созданы условия для поэтапного перехода к обязательному 10-летнему общему базовому и 12-летнему общему среднему образованию, что, однако, не получило однозначной оценки со стороны специалистов, и в настоящее время ставится вопрос о целесообразности такого нововведения.

Обучение детей в школе начинается с 6-летнего возраста. Дети шестилетнего возраста составляют 83 процента общего количества первоклассников. Созданы необходимые условия для учебы и отдыха первоклассников: 52 процента учащихся первых классов обучаются на базе дошкольных учреждений. Все дети пятилетнего возраста охвачены различными формами подготовки к школе. - См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007г. №725 «Об утверждении Программы развития общего среднего образования на 2007-2016 годы». Гл.2.

Осуществлен переход на 5-дневную учебную неделю, что позволило в значительной мере снизить перегрузку учащихся, расширить возможности для организации воспитательной работы, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В целях обеспечения объективности оценки учебных достижений учащихся, стимулирования их учебно-познавательной самостоятельности, учета индивидуальных особенностей и возможностей введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности.

Важным направлением повышения качества образования стало создание дифференцированной образовательной среды. Для организации обучения учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, способностей, образовательных запросов и профессиональных намерений открыты 165 гимназий, 36 лицеев, 6 учебно-педагогических комплексов (гимназия-колледж).

Различными формами и видами дифференцированного обучения в настоящее время охвачено 40,9 процента учащихся I-IX классов, 77,7 процента учащихся X-XI классов. Функционируют 1600 общеобразовательных учреждений, в которых открыты классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов, 91 общеобразовательное учреждение с углубленным изучением иностранного языка. 2414 общеобразовательных учреждений имеют классы с профильным обучением, 644 - классы с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности.

С нынешнего учебного года на третьей ступени общего среднего образования вводится профильное обучение, что несомненно будет способствовать повышению качества общеобразовательной подготовки учащихся, формированию их готовности к осознанному профессиональному самоопределению, выбору пути продолжения образования, трудовой деятельности.

Проделана определенная работа по созданию комплексной системы оценки качества общего среднего образования. Разработаны и утверждены критерии и показатели качества обучения и воспитания, позволяющие на научной основе определять эффективность функционирования общеобразовательных учреждений, выявлять проблемы, требующие оперативного решения. С 2003 года системно осуществляется комплексный мониторинг качества общего среднего образования.

Внедрены личностно ориентированные модели организации образовательного процесса. В образовательной практике используются современные педагогические технологии, в том числе информационные.

Обозначилась тенденция функционирования общеобразовательных учреждений в режиме инновационной и экспериментальной деятельности. На республиканских экспериментальных и инновационных площадках осуществляются апробация и внедрение новой нормативной правовой документации, учебно-методических комплексов, моделей организации образовательного процесса, технологий обучения и воспитания учащихся.

В целях обеспечения доступности, придания практической и личностной направленности, сохранения фундаментальности, усиления ориентации на освоение ценностей национальной и мировой культуры обновлено содержание общего среднего образования.

Созданы концепции учебных предметов, разработан образовательный стандарт общего среднего образования. Содержание образования дифференцировано на инвариантный и вариативный компоненты, установлены базовый, повышенный и углубленный уровни изучения учебных предметов.

Общеобразовательные учреждения обеспечены национальными учебниками, а по отдельным учебным предметам - учебно-методическими комплексами. В образовательный процесс внедряются оригинальные разноуровневые учебники и учебные пособия.

Совершенствуется воспитательная и идеологическая работа, нацеленная на создание целостной воспитывающей среды. Приоритетным становится формирование социально активной, граждански зрелой личности, способной противостоять негативным тенденциям и проявлениям.

По мнению Президента страны А.Г. Лукашенко, самым важным в социально-нравственном состоянии общества является формирование национальной идеи, поисками которой занято государство и общество. «Но, видимо, состояние общества таково, что сегодня на нее выйти очень сложно. Это большой философский и масштабный вопрос»». - См.: Русецкий А, Гащенко Л. Кто-то должен их учить, как Отечество любить // Беларуская думка. -- 2003. -- № 4. С.101.

Большая и важная роль в процессе поиска такой идеи, способной объединить и консолидировать общество, принадлежит всей системе образования, и прежде всего -- в теории и практике патриотического воспитания, которые традиционно касаются стандартов социально-гуманитарных дисциплин. Но неразработанность современной теоретико-методологической базы патриотического воспитания приводит либо к отсутствию патриотической составляющей в социально-гуманитарных циклах учебных курсов, либо к формально-иллюстративной ее представленности. - См.: Там же. С.103-105.

Подобное состояние воспитательной работы Президент связывает с промахами в идеологии: «Нет двух главных составляющих в идеологической работе: первое -- системы, второе -- инициативы. Нет идеи». - См.: Русецкий А, Гащенко Л., Капитонова Е. «...Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой» Патриотические идеалы современного студенчества: состояние и динамика (на примере вузов Витебска) // Беларуская думка. -- 2004. -- № 1. С.115-116.

Реализуются государственные программы поддержки одаренных учащихся и талантливой молодежи.

Успешно решается задача интеграции общего среднего и специального образования. В общеобразовательных учреждениях обучается более 50 процентов детей (от их общего количества) с особенностями психофизического развития.

В условиях демографического спада произошли существенные изменения в сети общеобразовательных учреждений. За последние 10 лет построено и введено в эксплуатацию 136 школ, количество начальных школ сократилось на 448, базовых - на 314, организовано 607 учебно-педагогических комплексов.

Совершенствуется нормативная правовая база общего среднего образования. В связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 108, 2/1238) приведены в соответствие акты законодательства. Ведется работа по обеспечению оптимизированного взаимодействия норм законодательства по вопросам общего среднего образования с нормами законодательства других отраслей права Республики Беларусь, сокращению количества нормативных правовых актов, действующих в сфере общего среднего образования.

3. Анализ образования Беларуси

Дошкольное образование и воспитание.

В Беларуси функционируют около 4.5 тыс. детских дошкольных учреждения, в которых воспитываются и обучаются свыше 400 тыс. детей, что составляет две трети от общего количество детей дошкольного возраста, проживающих в республике.

В этих учреждениях обеспечивается воспитание детей через приобщение их к родному языку, культуре, народным традициям, культуре других национальностей, проживающих на территории республики. С учетом потребностей семьи и общества созданы детские ясли, сады, ясли-сады и группы с гибким графиком работы, детские учреждения семейного типа, различной направленности в работе (углубленным эстетическим и физическим развитием, санаторного типа, для детей с особенностями в физическом и психическом развитии) и др.

В республике взят курс на разработку вариативных программ, методик и пособий, которые могут выбирать воспитатели, организуя воспитательно-образовательную работу с детьми через разные виды детской деятельности. В этих же целях разработана новая модель дошкольного учреждения - открытый детский сад, где родители являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса в качестве ассистентов воспитателей, руководителей кружков, секций, студий. 97% педагогов, занятых в сфере дошкольного воспитания и образования, имеют высшее и среднее специальное образование. Оплата родителей за пребывание детей в дошкольных учреждениях составляет в среднем 12% от общих затрат на содержание ребенка. Остальные финансовые средства на содержание детей в этих учреждениях дотируются из государственного бюджета.

Общее среднее образование является основным звеном в системе непрерывного образования.

Система общего среднего образования включает следующие ступени: начальную (4 года обучения), школу 2-й ступени (5-9-й классы) и школу 3-й ступени (10-11-й классы), которые могут существовать как отдельно, так и в составе базовой (9-лет-ней) или средней (11-летней) школы.

Обучение начинается с 6 лет.

В начальной школе главными задачами являются: развитие физических и интеллектуальных способностей учащихся, нравственных и духовных качеств личности; формирование у детей устойчивого интереса к учебной деятельности, базовых умений и навыков письма, чтения, счета; овладение первоначальными знаниями о природе, обществе и человеке, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Школа 2-й ступени является базовой, обязательной для всех детей и призвана обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования, включения личности в жизнь общества, а также развитие ее творческих качеств, воспитание национального самосознания и общечеловеческой морали.

Школа 3-й ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе такого уровня знаний, умений и навыков, которые свидетельствуют о формировании полноправного и ответственного гражданина, способного к самообразованию, самовоспитанию и гармоничным отношениям с окружающей природной средой.

Обучение в школах 2-й и 3-й ступеней завершается выпускными экзаменами, по результатам которых выпускники базовых школ получают свидетельство, а средних - аттестат.

В республике работает 4619 общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, в которых обучается более 1,5 млн. учащихся. Начальные школы составляют 15,8%, базовые - 22,6%, средние - 59,5% общеобразовательных школ страны. Финансирование их осуществляется из средств бюджетов местных органов власти, в ведении которых они находятся. - См.: Развитие образования в Республике Беларусь. Справочно-аналитическая информация о развитии образования в Республике Беларусь, - WWW-документ: http://www.president.gov.by/.

В общеобразовательных учреждениях работают свыше 142 тыс. педагогических работников. Изменился качественный состав педагогических кадров общеобразовательных учреждений: 86,3 процента педагогов имеют высшее педагогическое образование, введены штатные единицы педагогов-психологов, педагогов социальных. Эффективно функционирует система повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования. Ежегодно более 50 тыс. специалистов образования повышают свою квалификацию. Состав педагогических кадров ежегодно обновляется более чем на 3 тыс. молодых специалистов.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом "О языках в Республике Беларусь" обучение и воспитание осуществляется на двух государственных языках - белорусском и русском. Для учащихся других национальностей, проживающих на территории республики, по желанию их родителей организовано изучение родного языка, истории, культуры; открыты классы, в которых весь процесс обучения и воспитания осуществляется на родном языке.

С целью создания необходимых условий для развития способностей учащихся Министерство образования разработало учебный план, состоящий из двух компонентов - обязательного базового и школьного, включающего в себя изучение предметов по выбору. Соотношение их меняется в зависимости от возраста ученика. Так, в начальной школе на изучение предметов по выбору отводится 14% учебного времени, в школе 3-й ступени (10-11-й классы) до 24,4%.

Базовый компонент учебного плана предусматривает обязательное изучение предметов общественно-гуманитарного цикла (белорусский и русский языки и литература, иностранный язык, история Беларуси и всемирная история, человек и общество), естественно-научного (математика, информатика, география, биология, физика, химия) и эстетического (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура) цикла, занятия физической культурой и трудовое обучение.

Каждая школа на основе предложенного учебного плана создает свой, исходя из имеющихся возможностей, запросов и интересов учащихся и их родителей. Введение школьного компонента учебного плана позволило сделать обучение в старших классах общеобразовательных школ, гимназиях, лицеях, колледжах профильным, ориентированным на дальнейшую учебу в соответствующих учебных заведениях или на определенную сферу трудовой деятельности; дало возможность школам работать по разноуровневым программам. Практически каждый третий школьник охвачен разными видами дифференцированного обучения.

Социально-экономическое развитие республики и процессы, связанные со становлением ее как независимого государства потребовали пересмотра структуры содержания образования в средней школе. В январе 1996г. с принятием распоряжения Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко "О подготовке и проведении в Республике Беларусь реформы общеобразовательной школы" начался новый этап в обновлении школьного образования.

В ходе реформы школы предполагается осуществить переход на новое содержание образования; осуществить профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы; разработать и внедрить новую систему оценки знаний учащихся, перейти на 5-дневную учебную неделю.

С целью обеспечения учащихся общеобразовательной и специальной школы учебниками, отвечающими современным требованиям, создан Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. За последние годы для общеобразовательных школ издано 860 наименований учебников. В создании национальных учебников и учебных пособий используется научный потенциал преподавателей высших учебных заведений, опыт лучших учителей и методистов республики.

Высшее образование

В республике функционирует 42 государственных и 12 негосударственных высших учебных заведений - университеты, академии, институты и другие учебные заведения, в которых обучается свыше 260 тыс. студентов по 230 специальностям. В расчете на 10 тыс. населения в Беларуси приходится 240 студентов.

Старейшими высшими учебными заведениями страны являются Белорусская сельскохозяйственная академия, Белорусский, Могилевский и Витебский государственные университеты, Белорусская политехническая академия, Витебская академия ветеринарной медицины.

Подготовка специалистов ведется на базе достижений современной науки и техники, в условиях тесной интеграции учебного процесса с научной, практической и творческой деятельностью студентов и преподавателей. В высших учебных заведениях или при них созданы научно-исследовательские институты, лаборатории, учебно-производственные и исследовательские предприятия, проектные конструкторские и технологические бюро, мастерские, другие предприятия и организации по профилю подготовки специалистов.

Обучение продолжается, как правило, 5-6 лет и заканчивается сдачей государственного экзамена и защитой дипломного проекта. Лицам, успешно завершившим учебу, выдается диплом, по итогам аттестации может присваиваться степень бакалавра или магистра.

Студенты государственных вузов получают стипендию, иногородние студенты обеспечиваются общежитием.

В 1994г. начато реформирование национальной системы высшего образования, основанное на принципах государственной политики в области образования и международной классификации, принятой ЮНЕСКО. Учебные планы и программы учитывают особенности национальной системы высшего образования и необходимость интеграции ее в мировое образовательное пространство.

Структура учебного плана включает изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического профиля - 25-35%, общенаучного и обще-профессионального - 35-45%, специальных дисциплин - 25-35%, дисциплин специализаций - 10-15%.

Проводится работа по пересмотру структуры высшего образования, приведения его содержания в соответствие с потребностями экономического и духовного развития общества.

4. Проблемы развития средней школы и пути их решения

Дальнейшее эффективное функционирование и развитие общего среднего образования связано с решением следующих первоочередных проблем.

Необходимо целенаправленное развитие научно-методического обеспечения системы общего среднего образования, что связано с повышением эффективности фундаментальных и прикладных научных исследований и внедрением полученных результатов в образовательную практику.

По приоритетным направлениям развития общего среднего образования предусматривается разработка действенных механизмов внедрения полученных результатов в образовательную практику.

Разработанные варианты организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования требуют конкретизации и доработки с учетом обеспечения взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

До 2010 года в Беларуси планируется закрыть 444 сельские школы с низкой наполняемостью классов. Заместитель министра образования К. Фарино объяснил это сложной демографической ситуацией -- к названному сроку учеников на селе станет меньше на 257 тысяч. Демографический спад усиливается системной диспропорцией в отношениях вуз-экономика. По словам заместителя начальника управления непроизводственных отраслей Министерства экономики Е. Лугового, «Специалистов с высшим образованием в 2005 году будет необходимо 19.200, а в 2015-м понадобится 18.052, то есть практически столько же. А приняли в государственные вузы, например, в 2003 году 64.885 человек. То есть в 3 раза больше». - См.: Сколько и каких специалистов потребуется стране в 2015 году? // Советская Белоруссия, №59 (22216), 31.03.2005.

При создании учебно-методического обеспечения, разработке новых режимов организации учебных занятий, использовании образовательных технологий и методик обучения основополагающим должен стать здоровьесберегающий фактор.

Статистика показывает, что в последние годы состояние здоровья учащихся ухудшилось. У школьников наблюдаются рост заболеваемости гастритом, язвой желудка, увеличение щитовидной железы. Более 60 процентов учащихся имеют функциональные отклонения. Увеличилось количество детей, страдающих заболеваниями, получившими у медиков название «школьных», - это нарушения осанки и зрения.

В результате принимаемых мер должно быть обеспечено снижение учебной нагрузки, уменьшение времени на выполнение домашних заданий, более активное включение учащихся в физкультурно-оздоровительную работу.

Требует дальнейшего решения проблема обеспечения преемственности в содержании, методах, формах и средствах обучения и воспитания на уровне общего среднего образования с другими уровнями национальной системы образования. Принципиально значимым при этом является усиление воспитательной функции в содержании образования, создание и применение технологий обучения и воспитания, обеспечивающих формирование у учащихся идейно-нравственных, гражданских, патриотических ценностей и убеждений, основанных на идеологии белорусского общества и государства.

Достижения научно-технического прогресса, активное развитие наукоемких производств и информационных ресурсов обусловливают реализацию новых подходов к формированию образовательной среды, повышению ее технологичности. - См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007г. №725 «Об утверждении Программы развития общего среднего образования на 2007-2016 годы». Гл.2.

Необходимо более широкое использование информационных технологий, ресурсов глобальной компьютерной сети, дистанционного обучения.

В кардинальном улучшении нуждается учебно-материальная база общеобразовательных учреждений. В настоящее время эти учреждения недостаточно обеспечены лабораторным и демонстрационным оборудованием, наглядными пособиями, спортивным инвентарем. По многим видам оборудования уровень обеспеченности не превышает 50 процентов. Значительная часть оборудования и средств обучения не соответствует требованиям современного образовательного процесса и нуждается в обновлении.

Проводимые социокультурные преобразования, складывающаяся демографическая ситуация вызывают необходимость проведения оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Прогнозируемое к 2010 году снижение численности выпускников базовых школ на 32 тысячи и средних школ на 30,3 тысячи человек, а также наметившаяся с 2004 года тенденция к увеличению приема детей в первые классы требуют реализации мероприятий по оптимизации и рационализации сети общеобразовательных учреждений.

Придание общеобразовательным учреждениям статуса юридического лица обусловливают необходимость разработки и внедрения новых моделей управления их функционирования и развития.

Подготовку педагогических кадров необходимо осуществлять дифференцированно, с учетом потребностей разноуровневого обучения, перехода на профильное обучение. Необходимо создать эффективную систему переподготовки, позволяющую минимизировать негативные процессы, связанные с высвобождением педагогических кадров вследствие реорганизации, закрытия неперспективных общеобразовательных учреждений.

Остается актуальной проблема обеспечения готовности педагогов к работе в инновационном режиме. Для решения данной проблемы необходимо разрешение нескольких проблем в их совокупности. Сюда можно отнести и техническое перевооружение общеобразовательных учреждений, переподготовку и переквалификацию педагогических работников с целью совершенствования их знаний и навыков в области использования новейших ресурсов и технологий.

Заключение

В Беларуси достаточно активно осуществляются процессы постепенного реформирования образования, цели и мотивы которых в целом соответствуют основным тенденциям развития образования в регионе Европы и СНГ.

Как и в других странах региона, основной декларируемой целью происходящих изменений является приведение системы образования в соответствие с изменившимися общественно-экономическими условиями, в результате чего она сможет более эффективно осуществлять подготовку и воспитание граждан, способных эффективно функционировать в этих условиях.

Реформирование образования должно привести к его демократизации, понимаемой как переход к более полному учету индивидуальных интересов и потребностей обучаемых и отход от авторитарной модели взаимоотношений между преподавателем и обучаемым. Предполагается также обеспечение большей степени диверсификации образования: расширение возможностей выбора изучаемых предметов, увеличение спектра используемых методик, подходов и учебных материалов.

В рамках реализации принципа «связи образования с жизнью» провозглашается смещение акцентов в целях обучения с приобретения знаний в сторону выработки умений и навыков («компетенций») их самостоятельного приобретения и творческого применения. Кроме того, предусматривается расширить сферу применения рыночных механизмов в финансировании и управлении образованием за счет диверсификации источников его финансирования и усиления автономии учреждений образования. При этом особенно подчеркивается необходимость сохранения равных возможностей доступа к образованию всех слоев населения и говорится об усилении роли образования как фактора социальной мобильности в современном обществе.

Наконец, в русле интенсивно разворачивающихся процессов интернационализации образования в качестве одной из целей реформирования провозглашается достижение открытости и международной совместимости программ образования всех уровней («интеграция белорусского образования в Европейское и общемировое образовательное пространство») при их национальной и культурной самобытности.

Вместе с тем следует отметить, что реформирование образования происходит в условиях достаточно сильной неопределенности. Представляется, что ее основным источником служит не столько отсутствие согласия по поводу указанных целей реформ, сколько широкий разброс мнений по поводу их трактовок и способов реализации.

Объективной основой для подобных разночтений является внутренняя противоречивость многих из целей реформ. Например, как показывает мировой опыт, усиление рыночных механизмов в образовании во многих случаях позволяет привлечь дополнительное финансирование, но также затрудняет доступ к образовательным возможностям для наименее состоятельных слоев населения. Оборотной стороной расширения учебных программ и методик является усложнение задачи контроля качества образования. Нахождению оптимальных компромиссов между подобными противоречивыми целями способствует наличие согласия в обществе по поводу основных черт идеальной модели образования и иерархии ценностей и целей в ее реализации. Однако, выработка подобного консенсуса является крайне сложной задачей, которая остается нерешенной во многих обществах, в том числе и в белорусском. Данный факт во многом объясняет стихийный характер многих из осуществляемых педагогических и управленческих новаций в образовании и их зачастую противоречивые результаты, которые были указаны в части четвертой настоящей работы, а также приведены наиболее эффективные, по мнению автора работы, пути их решения.

Список используемой литературы

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). - Мн.: Амалфея, 2007.

2. Закон Республики Беларусь от 29.10.1991г. № 1202-XII «Об образовании в Республике Беларусь» в редакции Закона от 11.07.2007г. №253-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007г., № 171, 2/1350)

3. Закон Республики Беларусь от 05.07.2006г. № 141-З «Об общем среднем образовании»;

4. Закон Республики Беларусь от 11.07.2007г. № 252-З «О высшем образовании» в редакции Закона от 16.07.2008г. №413-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008г., № 184, 2/1510);

5. Закон Республики Беларусь от 29.06.2003г. № 216-З «О профессионально-техническом образовании» в редакции Закона от 29.06.2006г. №137-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006г., № 107, 2/1235);

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007г. №725 «Об утверждении Программы развития общего среднего образования на 2007-2016 годы»;

7. Андреев В.И. Развитие систем образования в ФРГ и Республике Беларусь: сравнительно-педагогический анализ. /М-во образования РБ. Нац. ин-т образования. - Мн., 1999.

8. Вишневский М.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие для студ. пед. спец. вузов / Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2002.

9. Вишневский М.И. Актуальные проблемы современной философии образования: Курс лекций для слушателей институтов повышения квалификации и переподготовки кадров Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.

10. Десятибальная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Инструктивно-методические материалы. // Народная асвета № 8, 2004.

11. Зинькова Н.К. История образования и педагогической мысли в схемах, таблицах, творческих заданиях: Учеб. пособие --Витебск: Изд-во Витебского гос.ун-та им. П.М. Машерова, 2002.

12. Инновационные методы обучения в гражданском образовании / В.В. Величко, Д.В. Карпиевич, Е.Ф. Карпиевич, Л.Г. Кирилюк. - 2-е изд., доп. - Мн.: СП "Медисонт" ООО, 2001.

13. Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (третья ступень) // Настаунiцкая газета 20.11.2003.

14. Развитие образования в Республике Беларусь. Справочно-аналитическая информация о развитии образования в Республике Беларусь, - WWW-документ: http://www.president.gov.by/.

15. Русецкий А, Гащенко Л. Кто-то должен их учить, как Отечество любить // Беларуская думка. -- 2003. -- № 4.

16. Русецкий А, Гащенко Л., Капитонова Е. «...Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой» Патриотические идеалы современного студенчества: состояние и динамика (на примере вузов Витебска) // Беларуская думка. -- 2004. -- № 1.

17. Сколько и каких специалистов потребуется стране в 2015 году? // Советская Белоруссия, №59 (22216), 31.03.2005.

18. Стражев В.И. Образование и наука в современном обществе -- Минск: БГУ, 2004.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»