курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Развитие человека как научная проблема

курсовые работы

Развитие человека как научная проблема

21

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Колледж педагогического образования, информатики и права

Контрольная работа

по дисциплине: «Педагогическая антропология»

на тему: «Развитие человека как научная проблема»

студентки заочного отделения

специальности Социально-педагогическое обеспечение младших школьников

Исаевой Татьяны Валериевны

Преподаватель: Трегубенко Н.А.

Абакан 2009

Содержание:

Введение

1. Актуальные проблемы развития человечества

2. Концепции онтогенеза

3. Историко-эволюционная концепция развития человека

4. Пространство и время развития человеческого бытия

5. Факторы развития человека

Заключение

Список литературы

Введение

Неотъемлемыми свойствами человека, как известно, являются динамичность и незавершенность. Эти характеристики его природы представляют интерес для различных наук, которые исследуют и закономерности процесса изменения вида Homo sapiens в целом, и особенности развития отдельного человека. В первом случае пользуются не только термином «развитие», сколько терминами «эволюция» и «филогенез». Во втором - синонимами «развития» являются термины «онтогенез», «становление» и др. Для педагогической антропологии представляют интерес и филогенез и онтогенез.

Филогенез человека, т. е. развитие его как вида, как разновид-ности живого вещества, имеет чрезвычайно долгую историю. Он осуществляется как целостный эволюционный процесс, в результа-те которого произошло превращение антропоида в человека ра-зумного. Существуют различные теории о первопричине этого про-цесса. Глобальным его источником признается Солнце, влияющее на ритмы изменений природы, внутренний ритм жизни любого живого существа, на ритм социальных процессов и пр. (Л. Н. Гумилев, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.). При этом в ка-честве эволюционных механизмов рассматриваются биологическое наследование, социальное наследование, сознательная активность человека во взаимодействии с природой и обществом.

До последнего времени считалось, что эволюция человека за-вершена, а эволюционные механизмы уже служат не изменению вида, а лишь его сохранению. Действительно, многочисленные данные подтверждают: организм современного человека в основ-ном таков же, как и 3,5 тыс. лет назад; не меняются его базовые потребности и пр. Однако современная генетика доказывает: в ДНК человека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида, т. е. филогенез -- процесс продолжающийся.

Современная наука утверждает, что филогенез подчинен зако-нам конвергенции: взаимодействия, взаимопроникновения при-родных и социокультурных процессов -- и возможен, только если человек совершает сознательную перестройку своего эволюцион-ного процесса.

По мнению Н. Н. Моисеева, человечество уже успешно совер-шило две такие перестройки.

Первая произошла в эпоху палеолита -- древнейшего периода каменного века. Вторая -- в неолите (VI--II тысячелетие до н. э.). Обе они были связаны с кризисом внешних условий бытия, с экологическими катастрофами, грозившими полным уничтоже-нием предков современного человека. Обе они вызвали их созна-тельные целенаправленные действия, результатом которых вся-. кий раз оказывалось не только предотвращение истощения природных ресурсов, не просто сохранение вида, но принципи-альное изменение эволюционного процесса. В первом случае антропоиды сумели сформулировать опреде-ленные правила совместной жизни, и это привело к некоторым изменениям внешнего облика антропоидов, к прекращению ес-тественного отбора на уровне организмов -- он действовал теперь на уровне племен, народов, цивилизаций. Во втором -- человек перешел к оседлому образу жизни. Вторая перестройка не только вновь повлияла на антропологический облик человека. Она вызва-ла к жизни новые способности, реализовала скрытые до той поры созидательные возможности людей, изменила пространство их бытия, усилила влияние культурной среды на человека.

И та и другая перестройка оказались возможны лишь потому, что люди действовали совместно, сознательно изменяли свой образ жизни и самих себя на основе общепризнанных ценностей и табу, т. е. они развивались как существа нравственные, духов-ные.

Онтогенез -- развитие отдельного человека -- во многом повто-ряет историю вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве -- социокультурный путь человечества. Не являясь совершенно независимым от филогене-за, онтогенез в то же время -- несколько другой процесс (нефилогенез в свернутом виде). Характеристикой его особенностей мы сейчас и займемся.

Разные науки используют разные понятия для описания про-цесса онтогенеза: созревание, рост, социализация, самоосуще-ствление, индивидуализация, развертывание, становление и пр. Многочисленные термины, характеризующие онтогенез челове-ка, являются частными по отношению к наиболее общему -- «ин-дивидуальное развитие». В процессе индивидуального развития со-зревание, социализация, самоосуществление и пр. тесно связаны между собой. Более того, многочисленные составляющие онтоге-неза взаимозависимы, взаимно регулируют друг друга. Социализация начинается уже в пренатальном периоде, рост стимулирует определенные формы самоосуществления, индиви-дуализация в определенной мере зависит от созревания и т. д.

Поскольку человек -- существо целостное и противоречивое, то и онтогенез его -- процесс целостный и противоречивый, диа-лектический. В процессе индивидуального развития человек все время меняется и одновременно остается тождественным самому себе. Не только количественные изменения, происходящие в его организме, вызывают определенные качественные изменения его в целом, но и качественный скачок в развитии (бифуркация) про-воцирует количественный рост организма. Динамика одной со-ставляющей человека (организма, например) отражается на ходе развития практически всех остальных. Темпы изменения разных структур человека не одинаковы: достижение человеком организ-менной зрелости не всегда совпадает с сформированностью эмо-циональной, волевой, интеллектуальной сфер, с социальной зре-лостью. (То, что онтогенез происходит не фронтально, особенно наглядно демонстрируют подростки.) Но эта не фронтальность процесса онтогенеза не разрушает его целостности, традиционно признаваемой всеми науками. Сегодняшнее состояние антропологического знания, интегра-ции им негуманитарной информации усиливает нетрадиционные подходы к проблеме онтогенеза. Например, меняются представления о результате развития ре-бенка и человека. Одно из таких представлений связывает развитие с разрушением организма, потерей различных способностей и возможностей, возвращением к беспомощности и т.д. Результат так понимаемого онтогенеза -- регресс, начинающийся чуть ли не с момента рождения и продолжающийся в течение всей жизни. Противоположная позиция более распространена и состоит в том, что развитие ребенка -- накопление прогрессивных изменений, совершенствование, расцвет всех сторон человека. Он происходит главным образом в детстве и юности и приводит к тому, что ребе-нок начинает все больше походить на взрослого и анатомически, и физиологически, и психологически, и по уровню знаний, и по социальному положению.

Современная же наука все больше склоняется к тому, что, во-первых, развитие -- это диалектическое единство регрессив-ных и прогрессивных преобразований. Во-вторых, человек в процессе своего индивидуального развития (впрочем, как и в про-цессе филогенеза) не становится ни хуже, слабее и пр., ни луч-ше, совершеннее и пр., -- он делается принципиально другим. В-третьих, результатом онтогенеза является все возрастаю-щая индивидуализация каждого человека. И наконец, разви-тие происходит в течение всей жизни человека, с пренатального периода и до последнего дня. Закономерен и интерес современной науки к такой особенно-сти онтогенеза, как неравномерность, неравновесность. Действитель-но, период новорожденного равен всего десяти дням, грудного детства -- почти году (от десяти дней до года), раннего детства -- двум годам (от года до трех лет), первого детства -- четырем (от трех до семи лет) и т. д. (А. Г. Асмолов). В онтогенезе наблюдаются и зоны бифуркации, и спокойные периоды. И если в спокойный период развитие подчиняется определенным законам и его ре-зультаты и особенности можно предсказать, то в зоне бифуркации развитие зависит прежде всего от случайностей и оказывается не-предсказуемым. Существенной особенностью онтогенеза являет-ся, таким образом, «рядоположенность», «равнозначность» зако-номерностей и случайностей в индивидуальной истории каждого человека.

Сегодня становится все более признаваемой и следующая не-традиционная точка зрения: онтогенез человека не линейный и не спиралевидный процесс с элементами повторяемости, цик-личности. Он скорее -- волнообразный и колебательный процесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс». Это связано с тем, что колебательный характер имеет природа активности Солн-ца, определяющего развитие всего живого. Вот почему обменные процессы, происходящие в мозгу и организме человека, как и другие явления, сопровождающие его индивидуальное развитие, характеризуются противоречивыми тенденциями: трата--восстанов-ление, дифференциация--интеграция, хаос--гармония, потери-приобретения. Действительно, возникновение новых свойств и возможностей, совершенствование имевшихся ранее функций, переход способностей и умений в новое качество, изменение ан-тропометрических показателей, упорядочение органических про-цессов, т. е. любая «новизна», как правило, сопровождается более или менее наглядным свертыванием, превращением в рудимент, уходом в «буфер» некоторых прежних возможностей, функций, умений и прочих особенностей, ставших в новом периоде жизни уже не актуальными. Известен целый ряд наглядных примеров этого. В связи с созреванием мозга ребенок научается читать, его связи с информацией, культурой переходят на более высокий уровень -- и у него угасают потрясающие лингвистические способности, воз-никает проблемы с памятью. Расширяется жизненный опыт ре-бенка, возрастает его «умудренность» -- и снижается способность удивляться, восхищаться, гаснет любопытство. По мере развития произвольности психических процессов на смену детской непо-средственности приходит тактичность; яркое, но легковесное дет-ское воображение превращается в целенаправленную творческую деятельность и т. д.

И хотя продуктивность, осмысленность, целенаправленность деятельности взрослого, как правило, гораздо выше, чем у ребенка, очевидно: то, что теряется по мере развития, не было беспо-лезным, недостойным человека. Ведь не зря же художники и поэ-ты ищут способы развития у себя непосредственности восприя-тия мира, яркости воображения. Ученые разрабатывают способы быстрого и легкого (как в детстве) овладения информацией. Биз-несмены учатся играть и т. д. В этом же убеждает анализ особенно-стей выдающихся личностей, талантливых людей, вундеркиндов. В том случае, когда свертывания особенностей прошлых возраст-ных этапов не происходит, и они сохраняются в более взрослой жизни, обычно и наблюдается феномен «одаренности» (Н. С. Лей-тес и др.).

Но сохранившиеся «детские» возможности могут не только украсить жизнь взрослого. Они, не соответствуя многим требова-ниям взрослой жизни, часто и осложняют ее. Можно, видимо, говорить о том, что и приобретения, и потери в процессе онтоге-неза не только естественны, но и необходимы.

Традиционно онтогенез рассматривается как процесс непре-рывный и последовательно детерминированный. Современная же наука утверждает: развитие человека -- процесс дискретный, пре-рывистый и в определенной мере обратимый. Каждый период жизни человека -- ценность, каждый этап жизни важен. В то же время, как писал С. Л. Рубинштейн, он не предопределяет фатально ни судьбу этапа, следующего за ним, ни результатов развития в це-лом. Более того, известно: переосмысляя свое прошлое, меняя свои представления о смысле и цели своей жизни, человек может изменить результаты и ход собственного развития.

В настоящее время подчеркивается и то, что онтогенез -- про-цесс, не только детерминированный внешними обстоятельства-ми и условиями жизни, но и самодетерминирующийся, самоорга-низующийся по мере взросления человека. Это обусловлено спецификой человеческой активности. Человеческая активность имеет содержательную и энергетическую стороны. Первая: идеа-лы, цели, ценности, мотивы, вера -- чаще всего относится к бу-дущему времени. Вторая: действия, поступки, общение, отноше-ния, чувства, воля -- к настоящему. Они неразрывны. «Человек в процессе своей жизни занимает определенную жизненную пози-цию, осознает ее, несет за нее ответственность, утверждает ее своими поступками, своей жизнью», -- писала Б. В. Зейгарник.

Устремленность человека в будущее, сопровождающаяся реаль-ной активностью его в настоящем, -- движущая сила онтогенеза. Она позволяет ему овладевать физическими и социальными усло-виями своей жизни, психически перерабатывать события, проис-ходящие вокруг него, реализовывать собственные цели, утверж-дать собственные ценности -- и изменяться.

Активность человека (и содержательно, и энергетически) рас-пространяется им не только на себя -- на свое самосовершенствование, но и на изменение, совершенствование окружающего мира. Человек всегда (осознанно или бессознательно) стремится пе-ределывать все вокруг себя «по себе», стремится ассимилировать среду -- и это в свою очередь способствует его собственному из-менению, индивидуальному развитию.

1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В настоящее время, как считает Н. Н. Моисеев, человечество стоит на пороге третьей перестройки своего эволюционного про-цесса. Действительно, проблема вымирания человечества вновь стала актуальной. Катастрофическое состояние экологии плане-ты, истощение возможностей биосферы по удовлетворению все возрастающих потребностей человека всерьез ставят вопрос о выживании не только человека, но и всего живого на Земле.

Люди давно осознали необходимость создания экологических ниш, затем новых, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий. Но сегодня этого недостаточно. Человек должен со-знательно изменить самого себя. Ему необходимо научиться со-гласовывать свои потребности с убывающими ресурсами плане-ты, подчинить свою жизнь новым и жестким ограничениям. Он должен осознать всесвязанность населения земного шара. Ему пред-стоит превратить свой духовный мир из «надстройки» в определя-ющий фактор развития человека как вида, вновь усилить ориен-тацию на нравственный аспект своего бытия.

Нельзя не признать, что этот процесс уже начался, хотя тен-денции его осуществления носят не столько поступательный, сколько колебательный, непоследовательный характер. Зарожда-ется «коллективный общепланетарный мозг», проявляется кол-лективная воля, создается общепланетарная социальная память, формируется общечеловеческая шкала ценностей и вырабатыва-ются правила ее защиты и сохранения.

Сложность осуществления третьей перестройки эволюционно-го процесса человека состоит в том, что на нее не отпущены мил-лионы лет, как в первом и втором случаях. Она должна осуще-ствиться в очень короткие сроки, что повышает значимость осо-знания человеком своей природы и сущности своего развития.

2. АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОНТОГЕНЕЗА

Современное научное и даже обыденное сознание признает, что развитие человека и в филогенезе, и в онтогенезе -- процесс многофакторный. Наиболее значимыми, постоянно действующи-ми факторами развития человека признаются:

1. состояние Космоса, активность Солнца, природные факторы, явления, циклы;

2. генетические программы, врожденные каждому человеку;

3. социокультурные условия жизни поколений людей и конкрет-ного человека;

4. специфическая человеческая активность, принципиально от-личающаяся от активности всего живого.

Общепризнано: названные факторы даны ребенку (и человече-ству) при рождении и поначалу находятся вне его осознанного влияния. Взрослея (эволюционируя), человек получает все боль-шие возможности изменять их, увеличивать или уменьшать сте-пень их значимости для своего развития.

В научной литературе можно обнаружить различные ориентации при объяснении сущности, причин и механизмов онтогенеза.

Согласно биогенетической ориентации, индивидуальное разви-тие -- это реализация конкретной генетически заданной програм-мы, определяющей особенности проявления и программу изме-нений внешнего вида, нервной системы, поведения отдельных людей, а также определенных этносов. Поскольку генетически за-данная программа (генотип) включает в себя и общую для всех людей, и индивидуальную компоненту, стадии, закономерности онтогенеза разных представителей человечества примерно одина-ковы и в то же время всегда имеют индивидуальные отличия. Об-щая компонента создалась в процессе эволюции и обусловлена тем; что все люди принадлежат к одному виду. Индивидуальная обусловлена генами, полученными от конкретных родителей. От этих генов зависят врожденные особенности и телесной органи-зации, и морфофункциональных (хромосомных, биохимических, физиологических) характеристик организма, и нейрофизиологи-ческих свойств нервной системы, и программ поведения (являю-щихся континуумом разных поведенческих форм).

В. М. Русалов обнаружил целый ряд врожденных про-грамм поведения, отличающихся у разных людей в соответствии с морфологическими особенностями их организма. Есть програм-мы, которые определяют продолжительность сохранения детских форм поведения; программы мужского поведения (их В. М. Русалов выявил двенадцать); программы, определяющие поведение через тип обмена веществ -- жировой или углеводный (при пер-вом энергия накапливается быстро, а тратится медленно, при вто-ром все происходит наоборот). Есть и другие врожденные про-граммы поведения человека.

Сторонники биогенетической объяснительной ориентации не отрицают значимости социокультурной ситуации для развития конкретного человека. Они признают, что способы выражения общих закономерностей развития, врожденных видовых свойств и потребностей, формы проживания одинаковых для всех людей стадий онтогенеза в значительной мере зависят от социальных и культурных условий жизни индивида. Но с их точки зрения имен-но генотип детерминирует чувствительность конкретного челове-ка к тем или иным воздействиям среды и культуры. Именно он обусловливает способность человека так или иначе реагировать на социокультурные факторы, определяет структуру и способ про-явления его потребностей. Именно он выделяет те условия, объек-ты, с которыми человек взаимодействует наиболее активно.

Для сторонников социогенетической объяснительной ориента-ции онтогенез -- это процесс адаптации ребенка к культуре, в ходе которого происходит научение в самом широком смысле слова. Ребенок получает и усваивает информацию о социальных ценностях, о технологии ролевого поведения, о сущности соци-альных позиций и т. д. Движущей силой развития человека при-знаются противоречия, присущие культуре любого сообщества и существующие между культурой социума и культурой ее конк-ретного носителя. Не отрицая наличия и различия врожденных свойств людей, сторонники социокультурной объяснительной ориентации считают: именно культура делает реальным фактом потенциальные, генетически заданные особенности индивида. Именно состояние культуры вызывает к жизни, актуализирует то, что заложено в генотипе. Именно особенности культуры оп-ределяют, что и как будет реализовано из генетически заданного человеку.

Нельзя не заметить, что в представленных концепциях чело-век рассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силах выбрать свой генотип или культуру, в которой он рождается.

Иная позиция у сторонников персоналистской объяснительной ориентации. Для них развитие человека -- это процесс сознатель-ной реализации каждым врожденной специфически человеческой активности. Специфическую человеческую активность называют по-разному. Для К. Д. Ушинского -- это «духовные стремления». Для П.Симонова -- «идеальные потребности». Для Ж.П.Сартра -- «внутреннее Я». Для С.Ваймана -- «священный дар».

В любом случае речь идет о врожденных каждому человеку (как существу социальному, разумному, духовному и креативному) специфических потребностях и способностях:

1. достигать самопревышения;

2. стремиться достичь такого состояния, которого еще нет;

3. ориентироваться в проявлении своей активности на идеал, на нравственные и эстетические ценности человечества.

Результатом онтогенеза, с этой точки зрения, становится лич-ность, преодолевшая свою «частичность», ставшая самой собой.

Сторонники персоналистского подхода к объяснению разви-тия человека не считают его существом, полностью детерминиро-ванным биологическими и/или социокультурными обстоятельства-ми. И хотя они признают, что состояние мира (культуры) не безразлично для онтогенеза, основной акцент делается ими на персональной ответственности каждого человека за ход и резуль-таты своего онтогенеза, поскольку каждый человек сам определя-ет, встать ли над обстоятельствами или подчиниться им; сам оп-ределяет, каким он будет (В. Франк). Соглашаясь в целом с такой позицией, признавая право вы-бора, самостоятельного решения за каждым человеком (не только за взрослым, но и за ребенком), нельзя забывать, что ответствен-ность за осуществление ребенком своих прав на самоопределение лежит прежде всего на взрослых.

И биогенетическая, и социогенетическая, и персонологическая концепции развития человека страдают определенной, вполне очевидной, односторонностью. Для сегодняшнего человековеде-ния характерны уход от крайностей, от абсолютизации одной позиции, стремление к интеграции конструктивных идей. При-знается некорректным выделение какого-либо одного аспекта раз-вития и трансформация его в главную доминанту и детерминанту онтогенеза. Более продуктивна координация всех аспектов и пла-нов развития: онтологического, культурно-исторического, фено-менологического. В. П. Зинченко, например, считает, что следует учитывать не только, как Я меняется в мире, не только потенци-альные объективные возможности изменений человека, но и как меняется Я в сознании индивида.

3. ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Сторонники историко-эволюционной концепции развития человека рассматривают онто-генез как процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и сво-их собственных свойств (физических данных, психофизиологи-ческих систем, темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.). Такое преобразование и воспроизводство осуществляются человеком начиная с пренатального (внутриутробного) периода своей жизни. Уже тогда у него складывается специфически чело-веческая психика. Он рождается готовым к усвоению человече-ских форм поведения, речи, культуры и опыта человечества. При этом с самого рождения ребенок не только активно усваивает культуру и опыт, но также активно вплетается в этот опыт, в присущую только человеку систему социальных связей и изменя-ет ее и себя.

Для преобразования и воспроизводства ребенком культуры и себя самого важное значение имеют и богатство его жизненного опыта, и генетически заданные ему программы, и его органиче-ские особенности. Но влияние тех и других преломляется и осуще-ствляется через образ окружающей жизни. Образ жизни окружаю-щего ребенка социально-предметного мира предоставляет ему потенциальные возможности для развития. Реализуются же эти возможности в той мере, в какой сам ребенок воспринимает цен-ности, нормы, мотивы, выработанные обществом как субъектив-но значимые, как цель, ради которой он живет. Свой образ окру-жающего, своя система отношений и ценностей складываются у ребенка в процессе совместного с другими, прежде всего взрос-лыми людьми, бытия, через способы осуществления человече-ского содействия.

Coдействие с другими людьми и с собой как с другим рас-сматривается в историко-эволюционной концепции как важней-шее условие развития человека, его движущая сила. Признается, что оно движет развитие человека и тогда, когда является реальным процессом, и тогда, когда протекает в воображении, воспо-минаниях, грезах.

Coдействие ведет развитие ребенка от совместных со взрос-лыми актов поведения через подражание к самоконтролю поведе-ния, побуждаемому смыслообразующими мотивами. При этом, как правило, происходит переход человека с режима потребления, усвоения культуры на режим овладения ею, ради создания соб-ственного образа жизни.

Таким образом, онтогенез человека рассматривается в истори-ко-эволюционной концепции как процесс, органически связан-ный с его общественным существованием, но невозможный без собственной активности человека по усвоению как исторически сложившихся видов и форм деятельности, так и идеальных форм бытия, без осознания мира и самоосознания. Результатом развития с этих позиций является усиление чело-века как субъекта общественной и личной жизни, увеличение его вкладов в социогенез, ясное осознание и четкое формулирование жизненной концепции, целей и принципов жизни (т.е. смысла жизни). Историко-эволюционная объяснительная ориентация развития человека наиболее близка педагогической антропологии.

4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

И филогенез, и онтогенез происходят в пространстве и време-ни. Наука издавна интересуется этими категориями. В материали-стической науке пространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования и движения материи, так и ос-новные всеобщие условия бытия и развития человека. Пространство и время понятийно и сущностно, тесно связаны друг с другом. Эти формы движения материи возникли одновре-менно со Вселенной и зависят от процессов, происходящих в ней. Например, время, согласно концепции А. А. Фридмана, может остановиться в результате «расширения» Вселенной, «разбегания» галактик. Расширившись до бесконечности, может прекратить свое существование и пространство. Современная наука выделяет несколько аспектов пространствен-но-временного существования и развития человека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный).

Как важный элемент Вселенной, человек развивается, вклю-чаясь в космические, природные ритмы, подчиняясь законо-мерностям развития жизненных процессов. Его развитие проис-ходит в то же время в социуме, в котором меняются поколения, жизнь наполняется историческими событиями, протекает в оп-ределенном темпе и ритме. Любые социокультурные условия характеризуются определенными режимами смены труда и от-дыха, средней продолжительностью жизни человека, протяжен-ностью детства. Развитие человека осуществляется также в конк-ретном пространстве, во времени собственной жизни, где он сталкивается с конкретными условиями жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективно существующему времени и пр. Взаимодействие разных пространственно-временных аспектов между собой, а также пространства и времени бытия человека в целом -- тесное и сложное. Природный, социальный и персо-нальный аспекты бытия и развития человека не существуют друг без друга, пересекаются, взаимоопределяют друг друга, представ-лены друг в друге в свернутом виде. Каждая разновидность про-странства и времени определяет по-своему развитие человека. Но особенно важными для онтогенеза оказываются персональное про-странство и собственное время человека, кажущееся самым «уз-ким» из всех видов человеческого бытия. Между тем именно пер-сональное пространство и время как микрокосм охватывают и природное, и социальное бытие человека. Именно персональное пространство и собственное время воспринимаются человеком как наиболее значимые. Именно они делают остальные формы чело-веческого бытия значимыми или индифферентными для развития конкретного индивида. Человек активно включается во все аспекты пространства и времени. Он адаптируется к ним и ассимилирует их, пытается организовать, изменить их и овладеть ими. Восприятие пространства и времени -- одна из важных состав-ляющих онтогенеза, зависящих от социально-экономических ус-ловий жизни, от состояния культуры и самосознания человека. Формирование представлений о пространстве и времени -- труд-ный процесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно наглядно демонстрирует это ребенок, который без специального обучения, без определенных занятий, специальных предметов, жизненного опыта не способен измерить, определить, диффе-ренцировать пространственно-временные характеристики. Но и в филогенезе человек прошел долгий путь познания про-странства и времени. Человечество довольно долго шло к созда-нию таких понятий, как «эпоха», «столетие», «минута», «возраст», «первобытный», «подросток» и др. Да и наполнение категорий «время», «пространство» изменялось в течение истории человече-ства. Оно развивалось от интуитивного -- к научно обоснованному; от описательного, приблизительного -- к сверхточному; от синкре-тичного -- к дифференцированному; от индифферентного -- к цен-ностному.

Понимание своего положения в пространстве и времени тоже прошло несколько этапов: от полной зависимости («раба») -- к относительной независимости -- к «хозяину», затем -- к «жерт-ве» и наконец -- к «равноправному сотруднику». В неолите человек воспринимал пространство и время слитно, как целостную природу, бескрайнюю и бесконечную, от которой зависит его жизнь, которой надо подчиняться, которую нельзя изменить. Человек и время существовали как бы параллельно. Человек знал (и относился к этому как к неизбежности), что пройдет определенное число лун и родится ребенок, мальчик ста-нет мужчиной; изменится пространство: появятся плоды, оскуде-ет лес, начнется половодье, т.д.

В палеолите природные изменения, оседлость и созидательная деятельность человека привели к «разведению» пространства и вре-мени, к ощущению ограниченности пространства и конечности его ресурсов, к чувству некоторой автономии от природы, пони-манию необходимости активного освоения пространства своего бытия, к осознанию возможности взаимодействовать со временем. Действительно, человек убеждался: стоит в нужный момент поса-дить семена -- и через определенное время появится урожай, и т. д.

Постепенно человек и время стали пересекаться. Время и про-странство -- наполняться социальным смыслом. Люди -- накап-ливать предметы материальной и духовной культуры. Не только пространство, но и время разных социальных групп -- различать-ся. Появились претензии на определенные территории как на соб-ственность этноса. Время материализовалось в зданиях, сооружениях, предметах. От настоящего отделилось прошлое и вычленялось будущее, оба они стали ценностью.

В дальнейшем пришло понимание взаимодействия, взаимосвязанности времен, начались попытки измерить время. Но пока гос-подствовал ручной труд, время не было ценностью, не было по-нимания того, что не только человек живет во времени, но и время -- в человеке, что человек может быть его хозяином.

Чем более сложными становились общество и трудовая деятель-ность людей (усложнение производства, разделение труда, повы-шение производительности труда), чем больше понимал человек свои возможности как творческого существа, чем более осознанно осваивал Землю (совершал великие географические открытия, осоз-нанную миграцию, колонизацию неосвоенных земель, ирригацию, вырубку лесов и пр.), чем более независимым становился от при-роды благодаря различным приспособлениям, технологиям, ме-ханизмам, тем более дифференцировалось его восприятие не только времени (как явления исторического, биографического, ситуа-тивного и пр.), но и пространства (освоенного и неосвоенного, материальных и психологических характеристик разных простран-ственных зон и т.д.). И тем более становился он -- реально и в своем сознании -- полновластным хозяином пространства и вре-мени. Человек стремился законсервировать прошлое или подстег-нуть будущее, изменить лик Земли, своих поселений и жилищ.

Научно-техническая революция привела к тому, что время стало одной из высших ценностей человека, а пространство его соци-ального бытия невероятно расширилось. Сегодня человек прово-дит изучение Марса и Венеры, побывал на Луне, почти не оста-лось не тронутых человеком уголков Земли. «Охота к перемене мест» из «добровольного креста, весьма мучительного свойства» (А. С. Пушкин) немногих превратилась в обыденность, всеобщую потребность, для многих -- в необходимость.

Это изменило и самого человека. Он сегодня отличается, с од-ной стороны, динамичностью, коммуникативностью, высокой адаптивностью и информированностью, внутренней свободой, способностью опережать время, с другой -- суетностью, отчуж-денностью от природы, ослаблением «корней», уходом от реаль-ности в транс, наркотические состояния, воображаемый мир. В определенном смысле человек стал жертвой расширения про-странства своего бытия и стремления овладеть временем, изме-рить его до тысячной доли секунды. Сегодня все глубже осознаются следующие идеи:

пространство и время жизни конкретного человека зависят от его возраста, уровня личностного развития, пола, социального слоя, к которому он принадлежит;

при этом всегда обнаруживаются единство реального и во-ображаемого аспектов бытия, а также загадочность во взаимодействии человека со временем. (В восприятии индивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельно-сти воспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивной деятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражается как очень дли-тельное.);

-- биографическое время любого человека бесконечно тянется из глубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и «здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.

Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бы-тия. Эта взаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты ока-зываются благотворны только при условии гармонических взаи-моотношений человека с пространством и временем своего бытия, установления динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей.

5. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происхо-дит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся преж-де всего окружающая человека естественная и социальная сре-да, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследствен-ностью понимается передача от родителей к детям определен-ных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству от родителей к детям передаются внешние факторы, отличаю-щие одного человека от другого и некоторые особенности нервной системы.

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственно-сти мало. Превра-щение биологического индивида в социального субъекта проис-ходит в процессе социализации человека.

Различают макро-,мезо- и микро- факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы -- экологические, демографичес-кие, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических устано-вок; влияние региональных условий, в которых живет и разви-вается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуника-ции и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учрежде-ния, группы сверстников и многое другое, что состав-ляет ближайшее пространство и социальное окружение, в ко-тором находится ребенок.

Заключение:

Рассмотрев тему «Развитие человека как научная проблема» мы пришли к следующим выводам:

1. Развитие любого ребенка включает в себя процессы и повто-ряющие эволюцию человека как вида, и характеризующие инди-видуальную историю именно этого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Дети многим отличаются друг от друга:

· органическими возможностями включения во взаимодействие с другими людьми: задатками и способностями отзываться на случайности, на определенные качества социокультурной среды;

· врожденными программами, позволяющими так или иначе ассимилировать среду;

· жизненным опытом, важным для критического и конструк-тивного отношения к окружающему миру;

· набором деятельностей, которые выбирает для себя ребенок;

внешним видом и т. д.

В силу этого результаты развития конкретных детей всегда раз-ные.

2. Онтогенез ребенка зависит как от механизмов, влияющих на развитие всего живого (космические явления, активность Солн-ца, эволюционные закономерности), так и от специфически че-ловеческих видовых особенностей (активности, разумности, ду-ховности, социальности, противоречивости и др.). Он является процессом экстенсивным и интенсивным одновременно.

Для оптимального развития ребенку необходимо иметь воз-можность быть активным как в физическом, так и в духовном плане. Известно значение активных «мускульных» (по К. Д. Ушинскому) движений, спортивных занятий, подвижных игр для со-зревания здорового организма ребенка. Но двигательная актив-ность важна и для развития психических процессов, эмоциональ-ного здоровья, творческих способностей, стремления к свободе, созидательному труду и даже для формирования представлений о пространстве и времени.

Каждый период жизни -- особая целостность и самостоятель-ная ценность -- имеет сильные и слабые стороны. Причем то, что становится слабостью в более старшем возрасте, оказывается необ-ходимым достоинством ребенка. Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие, «проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возра-ста. Например, идеализация мира, взрослых, неистребимый опти-мизм, максимальная широта и вместе с тем поверхностность инте-ресов -- эти возрастные особенности младшего школьника в под-ростковом возрасте неуместны. Их наличие говорит об инфантилизме школьника. Вместе с тем они совершенно необходимы в 7--10 лет для полноценного развития человека в дальнейшем, для формиро-вания прочного «фундамента» его личности. Важнейшей задачей в связи с этим становится своевременность педагогических действий, на что постоянно указывал К.Д. Ушинский.

Развитие ребенка, хоть и разделено на периоды, является целостным процессом. Результатом этого процесса становится из-менение всего человека (его сознания, чувств и воли, его орга-низма и духовной сферы), а не только психики и тем более не только интеллекта, как это часто представляется педагогам, спе-циалистам по детской психологии, родителям.

Эффективное развитие ребенка невозможно без и внереального и идеального взаимодействия со взрослыми, затем -- сверст-никами, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого -- научиться сотрудничать с ребенком, вести с ним диалог, ибо пе-дагогика сотрудничества -- это и есть содействие, оптимально поддерживающее механизмы развития растущего человека.

Список литературы:

1. Бим - Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. - М., 1998.

2. Куликов В.П. Педагогическая антропология. - Свердловск, 1993г.Максакова В.И. Педагогическая антропология. - М., 1966.

3. Ушинский К.Д. человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6т. - М., 1990. - Т.5,6



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»