курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Разработка плана классного руководителя

курсовые работы

Разработка плана классного руководителя

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Кафедра педагогики

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогика» (модуль «Практическая педагогика. Практикум по решению профессиональных задач»)

на тему: «Разработка плана классного руководителя»

Выполнила:

студентка 3 курса гр. аб

Факультета иностранных языков

Кузнецова Юлия Сергеевна

Тула - 2010

1. Задание

Вас назначили классным руководителем в новом для вас классе. На протяжении первых недель вы смогли составить обобщенную характеристику классного коллектива.

Задания:

1. Определите приоритетные направления воспитательной деятельности в данном классе на предстоящий учебный год.

2. Сформулируйте задачи воспитательной работы с данным классом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

3. Составьте план работы классного руководителя на 1 четверть (используйте в качестве образца оформления варианты планов воспитательной работы, включенных в учебно-методический комплекс).

Характеристика класса

8 класс. В классе 31 человек: 14 девочек и 17 мальчиков.

Ввиду того, что школа находится в военном городке, основная часть родителей учеников - военнослужащие. Большая часть родителей имеет военное или техническое образование. Родители стараются регулярно контролировать успеваемость и поведение детей, систематически посещают школу, отзываются на все просьбы классного руководителя.

Состояние здоровья учащихся удовлетворительное, но есть дети с наличием хронических заболеваний (6 человека с недостатками зрения, 1 человек с заболеванием внутренних органов.)

Уровень общественной активности в классе невысок, самостоятельность и добросовестность в выполнении трудовых и общественных поручений проявляется лишь у части учащихся, в основном - у девочек. Большинство мальчиков в общественной деятельности пассивны и безынициативны. Взаимопомощь проявляется слабо. Особой безответственностью отличаются Миша С. и Сергей К. Актив класса составляют несколько «хорошистов».

Состояние успеваемости в классе в целом удовлетворительное. Общий уровень знаний и учебных навыков средний, у мальчиков несколько лучше показатели по точным наукам, девочки более усердны и успешны в науках гуманитарных. Отличников в классе трое, неуспевающий один (Миша С.).

В классе достаточно часты проблемы с дисциплиной - на уроке учащиеся отвлекаются, не слушают учителя. Педагоги связывают это с влиянием на класс группы ребят во главе неформальным лидером - Мишей С.

Во внеучебное время примерно треть класса посещают спортивные секции и кружки при гарнизонном Доме офицеров.

2. Психолого-педагогическое обоснование проекта

В целом класс неплохой, 31 человек, среди них 14 девочек и 17 мальчиков. Каждый подросток представляет собой личность и по-своему воспитан и развит. Для начала приведём общие особенности этого возраста.

Л.С. Выготский «кризис развития» этого возраста (14-16 лет) объясняет несовпадением трех точек созревания: полового, общеорганического и социального. Центральным и специфическим новообразованием, по мнению ученого, является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости); внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, поскольку выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к другим людям и к миру, оно определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций. Специфическая активность подростка заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в среде взрослых. Подобная активность служит предпосылкой формирования у учащихся этого возраста определенной, воспитательно-возвышенной системы личных ценностей.

Для духовно-нравственного развития в этом возрасте характерно формирование убеждений на основе нравственных идеалов, причём подростков привлекают яркие, сильные, волевые личности героического типа.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является, как уже отмечалось, формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. При этом мерилом его отношения к себе и к миру является значимый «Другой». Поэтому возникает еще одна важная воспитательная задача: указать подросткам достойные образцы для подражания. В противном случае они, не обладая жизненным опытом и достоверными моральными критериями, изберут себе в качестве образцов поведения ложных кумиров.

Что касается взаимоотношений со сверстниками, то здесь реализуются такие потребности растущей личности, как потребность в общении, потребность в познании и самопознании, потребность в самореализации, потребность в самоутверждении, потребность во взаимной поддержке и защите. Ведущей среди перечисленных потребностей является потребность в самопознании, объектом относительно глубокого изучения подростка становится он сам как личность, как человек, как носитель внутреннего, духовного мира. Возникший интерес к себе вызывает стремление к познанию и моральной оценке внешних и внутренних качеств других людей, желание сравнить себя с ними, разобраться в собственных переживаниях и чувствах. Поэтому в этот период особенно необходимо знакомство подростков с такими героями, чувства и мысли которых близки его душевному строю.

В.В. Зеньковский так характеризует психическую сферу подростка: «После периода трезвости и погружения в «порядок» природы, социальной и моральной жизни подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперёд, мутит и волнует душу, бросая её из одной крайности в другую… Душа подростка совершенно отошла от трезвости и реализма, от следования правилам и от приспособления к порядку… Она вновь, хотя и по-иному, чем в раннем детстве, возвращается к себе - но уже не в форме наивного эгоцентризма, а в форме мечтательного эгоцентризма. «Мечтательность» есть ключ к этому периоду …». На границе подросткового возраста происходит изменение отношения реального и возможного в сознании. Развитие интеллекта приводит к тому, что резко расширяются границы внутренней жизни - сознание наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе и окружении. Одной из задач развития подростка является координация взаимодействия реального и воображаемого в сознании и деятельности.

Как было сказано выше, возникновение представления о себе как «не о ребёнке» является основным новообразованием этого возраста. В связи с этим у подростка возникает потребность в изменении образа жизни. «При этом подростки проявляют некритичность к подлинному объёму своего знания и умения. Накопленный опыт, знания, обученность приводят к своеобразному «Я сам!», к субъективной готовности на всё в жизни. Отсюда - настаивание на своей независимости, требование свободы. Подростки отвергают свою принадлежность к детству и утверждают свою взрослость». Осознание личной ответственности - важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка.

«Лишь с этим периодом, - отмечает прот. В.Зеньковский, - начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих желаний и порывов». В духовной жизни в этом периоде мы замечаем, как он выражается, совсем новый стиль: подросток вновь чувствует себя перед лицом бесконечной перспективы, которая, однако, уже не вне его, а внутри его, в таинственной глубине души. Духовный мир подростка эгоцентричен, его опьяняет переживание собственной свободы, а поскольку он не знает ещё, что делать с ней, в чём её смысл и тайна, ему хочется без конца утверждать эту свободу, даже нелепо, «рассудку вопреки, наперекор стихиям».

Таким образом, на основании вышеперечисленных психологических и духовно-нравственных особенностей старшего подросткового возраста (14-16 лет) можно сделать вывод о том, что именно в этот период идет интенсивное формирование потребностно-личностной сферы убеждений. Если психологическое и нравственное развитие ребенка проходило нормально, то к 14 годам когнитивный компонент полностью сформирован, т.е. ребенок имеет полный комплекс знаний о нормах, ценностях и способах поведения. Эмоционально-личностный компонент убеждений, т.е. переживание своего отношения к этим нормам и ценностям находится в завершающей стадии формирования, хотя изменить его и изменить радикально возможно с помощью вновь формирующегося практически-действенного компонента. Именно потребность поступать в соответствии со своими собственными внутренними убеждениями без оглядки на внешние авторитеты эти самые убеждения укрепляет. Только через деятельность, через поступки убеждения приобретают целостность и стабильность.

Поэтому при выборе методов и средств в процессе целенаправленного формирования убеждений у старших подростков предпочтение должно быть отдано тем, которые непосредственно связаны а) с общением как со сверстниками так и со «значимыми взрослыми»; б) с практической общественно-значимой деятельностью, дающей широкие возможности для нравственного выбора. Вовлечение подростка в педагогическую деятельность, т.е. в деятельность по общению с одной стороны с младшими по возрасту, с. другой стороны с членами взрослого педагогического коллектива как нельзя лучше отвечает этим требованиям.

3. Планирование работы классного руководителя

Планирование - это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.

Начиная работу по планированию воспитательной работы в классе, прежде всего, важно осознать место и суть этого плана в системе деятельности самого классного руководителя, иначе говоря, ответить на вопросы: зачем, как и что планировать.

Планирование, необходимое в первую очередь классному руководителю, а не администрации школы, является насущной частью его профессиональной деятельности в работе с детьми.

Первое с чего необходимо начать планирование - это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы. А это: закон РФ “Об образовании”, “Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”, “Устав ОУ”, положение о классном руководителе.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива, родителей учащихся и общественности, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой. Поэтому мы разработали структуру плана воспитательной работы для классного руководителя. Ею пользуются, как опытные педагоги, так и начинающие классные руководители.

Структура плана воспитательной работы классного руководителя:

1. Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали ранее).

2. Воспитательные цели и задачи на предстоящий период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года.

3. Характеристика классного коллектива совместно с социальным паспортом класса.

4. Жизнедеятельность классного коллектива.

5. Работа с родителями учащихся.

6. Совместная деятельность с общественностью.

7. Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальная карта ученика, портфолио).

8. Работа с учащимися из “группы риска”.

9. Взаимодействие с учителями - предметниками.

10. Педагогические наблюдения.

11. Литература для проводимых мероприятий.

Анализируя воспитательную деятельность за прошедший период, педагог выясняет, что сделано с классом:

А) количество проведённых мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, в общем, и в частности на отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле;

Б) работа с органами самоуправления - активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе;

В) работа с родителями - формы работы, их эффективность, результаты совместных КТД, активные родители, на которых опирается в работе педагог;

Г) работа с общественностью - какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие, формы работы;

Д) итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом - какие задачи в процессе работы решены и что не удалось выполнить полностью и почему.

Сделав вывод, классный руководитель видит: над, чем необходимо ему работать в этом году, какие цели и задачи поставить на будущее.

Целеполагание - важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога. В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические.

Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся и учитывать следующие требования:

1. реальность - выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации;

2. преемственность - осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;

3. согласованность и непротиворечивость - включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;

4. конкретность - направленность на достижение результата, который можно “измерить”;

5. диагностичность - выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.

Итак, мы подошли к следующему этапу работы над планированием воспитательной деятельности - это диагностика и мониторинг развития классного коллектива. Мы применяем в этом случае несколько видов анкетирования всех участников воспитательного процесса:

1. Уровни воспитанности, межличностных отношений (социометрия), познавательного интереса, в 5 - 11 классах - психологическая самоаттестация коллектива, удовлетворённость школьной жизнью, самооценка черт характера, для 7 - 11 классов профессиональная диагностика

2. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющими показателями по предыдущему учебному году, строится график развития классного коллектива и уже классный руководитель может наблюдать в каких областях ему, прежде всего, необходимо работать - ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируются на будущее вперёд. Диагностика классного коллектива проводится минимально 2 раза в год - сентябрь и апрель

Цели и задачи сформулированы и теперь необходимо ещё раз (а начинающий педагог впервые) составить характеристику своего классного коллектива.

Жизнедеятельность классного коллектива строится по типу линейно-хронологического плана, где содержится перечень мероприятий, расположенных понедельно. Также определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы.

1. Общекультурное направление - эстетическое развитие, культура здоровья, экология

2. Общеинтеллектуальное направление - работа на уроке и внеурочная деятельность через внеклассные предметные мероприятия

3. Социально-нравственное направление - самоуправление, профессиональная подготовка.

Мероприятия планируются исходя из социального заказа родителей, пожеланий учащихся и потребностей современного времени. Поэтому, чтобы в будущем легче было отслеживать эффективность проводимых воспитательных дел, педагог ведёт страницу “Педагогические наблюдения”, где фиксирует результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие детей, родителей и общественности в реализации запланированных дел.

Но при этом важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме - организационный и тематический) и одно коллективное дело. Остальное время отводится на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и текущие дела по заполнению документации классного руководителя.

Проводимые воспитательные мероприятия, классный руководитель накапливает в своей методической копилке - это конспекты бесед по различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д..

Работа с семьей предполагает наличие “Карты семьи”, тематику родительских собраний, работу с классным родительским комитетом. Отдельно фиксируются протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета. Как и при планировании воспитательной работы с классным коллективом, так и в работе с родителями, педагог записывает основную использованную методическую литературу для тематических мероприятий. Кроме классного руководителя, родительские собрания и классные мероприятия с воспитанниками планируются в работе социального педагога школы, валеолога и медицинского работника, заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе.

Связь с общественностью является необходимым звеном плана воспитательной работы, т.к. учащиеся не живут изолированно, общаясь только со своими одноклассниками в школе и семьей. В этом разделе вносятся планы работы сельской библиотеки - музей, музыкальной школы, сельского Дома Культуры, реабилитационного центра города и других общественных организаций, которые могут внести существенный вклад в дело воспитания подрастающего поколения.

Индивидуальная работа с учащимися необходима для отслеживания развития личности каждого воспитанника. Для этого разработана “Индивидуальная карта ученика”, где фиксируются его психо-физиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие “Портфолио ученика” - это, как правило, отдельная папка, в которую ученик вносит свои достижения по разделам:

1. Резюме-знакомство

2. Мои учебные успехи

3. Научно-исследовательская и другая внеурочная деятельность

4. Сундук регалий - грамоты, дипломы, медали, благодарности и др.

Помощь по заполнению “Портфолио” оказывают родители, педагог контролирует наполняемость данной папки.

Раздел, необходимый в работе педагога, - работа с учащимися из “группы риска”. Современная жизнь поставила многих подростков в условия необходимого выживания, поэтому некоторые из них попадая в сложные жизненные ситуации, ведут себя неадекватно. В результате - учёт классного руководителя, социального педагога и даже комиссии по делам несовершеннолетних. Педагог внимательно следит за развитием такого ребёнка, намечая индивидуальный план работы с ним, записывая встречи и беседы с таким учеником, давая необходимые советы воспитаннику и его родителям, подводя итоги такой индивидуальной работы.

Работа с учителями - предметниками строится не только на консультации о слабо и хорошо успевающих учениках, но и отслеживании учащихся “зоны повышенного внимания”, т.е. ребят, к которым необходим индивидуальный подход в связи с их психо-физиологическими особенностями, ребят, которым необходима индивидуальная консультация по тому или иному предмету.

По существу, создание плана воспитательной работы классного руководителя означает разработку проекта воспитательного процесса, в котором есть задачи воспитания и средства их достижения.

Хотелось бы отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нём, важно другое: знать детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы должны все время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении. Любить - значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия. А терпеть - означает не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать. Всходы будут.

4. План работы на 1 четверть

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности класса, приоритетные направления воспитательной деятельности в данном классе, предлагаю следующий план на 1 четверть, задачей которого является заинтересовать мальчиков, в особенности, к общественной деятельности, сплотить коллектив, повысить успеваемость, наладить дисциплину в классе, помочь проявлять взаимопомощь к одноклассникам и конечно отдельно провести беседу с лидером класса, успеваемость которого на низком уровне.

Также воспитательная работа в коллективе ориентирована на воспитание самореализующейся личности, самостоятельной, творческой, адаптированной к условиям окружающего мира.

Содержание работы в 8 классе

1 четверть

Работа с учащимися

Дата

Работа с родителями

Работа с педколлективом

Нравственность, духовность, саморазвитие

*Ученическая конференция «Выборы мэрии Дримсити»

*Организация самоуправления в классе

*Организация игр «Радужный дождь», «Крутая троечка».

Классные часы по ССЛ

*Как поживаете, мои я? На распутье.

*Дорога труда.

*Ваш выбор: могу -хочу - надо.

*Святая святых -родительский дом.

*Гражданином быть обязан.

Диагностирование

*Изучение самооценки знаний, умений и качеств, учащихся в области самосовершенствования личности

* Диагностика «Личностный рост старшеклассника»

* Изучение уровня занятости старшеклассников в творческих группах

* Изучение взаимоотношений «ученик-учитель»

19.09

сентябрь

сентябрь

14.09

21.09

28.09

5.10

12.10

сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

*посещение семей учащихся

*составление социального паспорта класса

*проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам нравственности

*родительское собрание по теме «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников»

*организация наблюдений за культурой общения и культурой поведения школьников

*сотрудничество с психологом школы по вопросам ССЛ

*сотрудничество с социальным педагогом школы

Креативность и творчество

КТД «Познай себя, узнай других»

*Праздник «День знаний»

*Конкурс фотогазет «Мои летние приключения»

*Конкурс «Моё летнее портфолио»

*Презентация мэрии Дримсити

КТД «Учителями славится Россия!»

*Выпуск праздничных поздравительных газет

*Изготовление сувениров

*Художественное оформление школы

*Участие в праздничном концерте

*Участие в выставке рисунков «Мой учитель»

*Подготовка торжественной линейки

*Выпуск видеоролика об учителе

*Участие в «Капустнике»

КТД «Болдинская осень»

*Осенний бал «Там чудеса,...»

*Участие в концерте

«Праздник урожая»

*Пушкинские чтения

*Участие во Всероссийском уроке чтения

*Организация кружковой деятельности

*Участие в конкурсе «Осторожно, огонь!»

01.09

05.10

02.11

сентябрь

октябрь

*привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий, проводимых в первой четверти

*сотрудничество с учителями- предметниками, социальным педагогом школы, учителем ОБЖ, заместителем директора по воспитательной работе по вопросам подготовки и проведения мероприятий

Здоровье и спорт

Месячник ГО

*Участие в Дне здоровья

*Участие в акции «Здоровье и безопасность детей»

*Спортивные соревнования по мини-футболу

*Организация записи в спортивные кружки и секции

*Беседы о ЗОЖ, об отношении к своему здоровью и урокам физкультуры, утренней зарядке, спорту (индивидуально по необходимости)

*Работа по благоустройству кабинета

*Генеральная уборка класса

октябрь

сентябрь

сентябрь-октябрь

сентябрь

01.11

*сотрудничество с родителями по вопросам о состоянии здоровья школьников

*беседы с родителями курящих детей и детей, замеченных в употреблении спиртных напитков

*сотрудничество с медработниками по вопросам о состоянии здоровья в классе

*взаимодействие с учителями физкультуры

*сотрудничество с учителем ОБЖ

*взаимодействие с учителями-предметниками по проблемам здоровья отдельных учащихся

*сотрудничество с заместителем директора по воспитательной работе по вопросам подготовки и проведения мероприятий

Патриотизм и гражданственность

Декада правоведения

*Участие в правовой викторине и правовом конкурсе

*Выпуск листовок

*Правовая дискотека

*Беседа с инспектором ПДН по профилактике правонарушений

* Участие в дискуссии «Темперамент, характер, воля, личность»

Участие в субботнике «Благоустройство п. Пурпе-1»

08.10-12.10

28.09

*привлечение родителей к участию в правовой викторине и выпуску листовок

*сотрудничество с заместителем директора по воспитательной работе, учителем права, социальным педагогом по вопросам подготовки и проведения мероприятий

Интеллектуальное развитие

*Участие в неделе русского языка и литературы «Пушкинские чтения»

*Запись в кружки, клубы, факультативы, элективные курсы

*Организация конкурса «Ученик года» (заявка на участие)

*Участие в районной НПК «Я намечаю путь к открытию»

15.10-22.10

сентябрь

сентябрь

октябрь

*организация родителями контроля за посещением детьми кружков, клубов, факультативов, элективных курсов, за ведением дневников

*сотрудничество с учителями русского языка и литературы

*контроль за своевременным выставлением оценок в журналы

*корректирование итогов четверти

Работа с «трудными» учащимися

*Вести строгий учёт посещаемости и успеваемости.

*Своевременно доводить любую информацию до родителей.

*Сотрудничать с учителями школы по поводу посещаемости, успеваемости, поведению и прилежанию этих учащихся.

*Регулярно проводить индивидуальные беседы с учащимися.

*Вовлекать в классные и школьные мероприятия.

*Контролировать посещение учащимися секций, кружков, элективных курсов, библиотеки.

*Сотрудничать с психологом и социальным педагогом школы по вопросам корректировки поведения и прилежания этих учащихся.

Список литературы

1. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях // Воспитание школьников. - 2002. - № 2. - С.2-7.

2. Дереклеева, Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. / Н.И. Дереклеева. - М., 2001.

3. Организация воспитательной работы в классе. Созонов В.П. Москва 2000 г.

4. Работа классного руководителя. Методическое пособие. Москва 2005 г.

5. http://festival.1september.ru



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»