Замечания и предложения студента по организации и проведении психолого-педагогической практики
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Дневник производственной практикистудента 3 курсаФакультета Сестринское делоФамилия, имя, отчество Донских Татьяна АнатольевнаМесто прохождения практики МОУ средняя общеобразовательная школа №54 г.БарнаулаВремя производственной практики с 10.11.2008 по 24.11.2008 Базовый руководитель директор МОУ Петровская С.Ш.Ответственный руководитель практики Обухова Н.П.Ассистент ____________________________________________________Оценка ассистента за практику___________________________________Подпись ассистента____________________________________________Барнаул 20081.Задание руководителя практики1. По результатам наблюдения построить портрет личности учащегося.2. Провести в учебной группе социометрию и выявить неофициальную структуру группы, сравнить ее с официальной.3. По результатам наблюдения за педагогической деятельностью препода-вателя:- оценить его педагогическое мастерство.- проанализировать используемые им способы привлечения внимания учащихся;- проанализировать приемы развития памяти, профессионального мышления учащихся;- оценить стиль его педагогического общения.1. Расписание звонков1 смена:1 урок 8.00-8.402 урок 8.50-9.303 урок 9.40-10.204 урок 10.35-11.155 урок 11.30-12.106 урок 12.20-13.002 смена1 урок 13.30-14.102 урок 14.20-15.003 урок 15.10-15.504 урок 16.05-16.455 урок 16.55-17.356 урок 17.40-18.202.Дневник мероприятий
Дата
№ п/п
Мероприятия
Результат
Отметки о выполнении
10/11/08
123
- Знакомство с планами работы школьного психолога на период, совпадающий с периодом практики.- Изучение расписания звонков.
- Разработка совместно с руководителем практики плана моей работы, определение класса и педагога для наблюдения, выбор класса для социометрического исследования.
Намеченный план прохождения практики под руководством школьного психолога
11/11/08
456
- Присутствие на занятиях, проводимых школьным психологом, для наблюдения за манерой общения, порядком организации психологических занятий.- Знакомство с классным руководителем, в чьем классе будет проводиться социометрическое исследование
- Посещение занятий анализируемого класса
Первое знакомство с анализируемой группой (9 «Г» класс)
1 и 2 дни. Подпись непосредственного руководителя ________________
Дата
№ п/п
Мероприятия, проводимые студентом
Результат
Отметки о выполнении
12/11/08
7
8
- Знакомство с педагогом, чью деятельность решено анализировать (преподаватель физики Егорова Н.Н.)
- Разработка опорной схемы для анализа урока выбранного преподавателя.
Наличие план-схемы для анализа работы педагога
13/11/08
9
10
- Посещение урока педагога для анализа его деятельности.
- Посещение занятий 9 «Г» класса, наблюдение за учащимися.
Отчет о анализа пед. мастерства педагога (Прил.1)
Фиксация результатов наблюдения
3 и 4 дни. Подпись непосредственного руководителя ________________
Дата
№ п/п
Мероприятия, проводимые студентом
Результат
Отметки о выполнении
14/11/08
11
- Проведение социометрического исследования в 9 «Г» классе
Первичные данные социометрич. процедуры
15/11/08
выходной
16/11/08
выходной
5 и 6 дни. Подпись непосредственного руководителя ________________
Дата
№ п/п
Мероприятия, проводимые студентом
Результат
Отметки о выполнении
17/11/08
12
- Анализ собранных первичных данных, выявление групп в коллективе, «звезд» и т.п.
18/11/08
13
- Посещение занятия школьного психолога «ххх»
- Посещение урока педагога Егоровой Н.Н. для анализа пед. мастерства
Отчет о анализа пед. мастерства педагога (Прил.1)
7 и 8 дни. Подпись непосредственного руководителя ________________
Дата
№ п/п
Мероприятия, проводимые студентом
Результат
Отметки о выполнении
19/11/08
1415
16
- Проведение исследования межличностных отношений (по методике Т. Лири) в 9 «Г» классе- Проведение методики «Психологический портрет учащихся» (О.И. Мотков)
- Анализ собранных данных
Первичные данные исследования
20/11/08
17
- Посещение уроков в 9 «Г» классе для наблюдения за личностью учащегося Перепелкиной Анны
Фиксация наблюдений
9 и 10 дни. Подпись непосредственного руководителя _______________
Дата
№ п/п
Мероприятия, проводимые студентом
Результат
Отметки о выполнении
21/11/08
18
- Посещение внеклассного мероприятия «День матери» в исследуемом классе
Фиксация результатов наблюдения
22/11/08
выходной
23/11/08
выходной
24/1/08
1920
21
- Разработка рекомендаций классному руководителю по управлению коллективом класса 9 «Г» в соответствии с результатами социометрического исследования- Составление психологического портрета учащегося Перепелкиной Анны
- Заполнение дневника практики
Результаты социометрич. исследования. Рекомендации классному руководителю (Прил. 2)
Прил. 3
11 и 12 дни. Подпись непосредственного руководителя ______________Сводный отчет о проделанной работе
№ п/п
Что сделано согласно перечню практических навыков
Количество
1
Посещение уроков выбранного педагога с целью анализа его пед.мастерства
2
2
Посещение занятий школьного психолога с целью получения опыта
2
3
Посещение уроков анализируемого класса целью наблюдения за учащимися и их взаимоотношениями
8 уроков
4
Проведение занятия по исследованию (социометрия, ДМО, психологический портрет)
3
5
Посещение внеклассного мероприятия для анализа и наблюдения
1
6
Методическая работа:- Знакомство с планами работы школьного психолога- Изучение расписания звонков- Разработка опорной схемы для анализа урока- Анализ собранных данных- Разработка рекомендаций классному руководителю по управлению коллективом класса 9 «Г» в соответствии с результатами социометрического исследования- Составление психологического портрета учащегося
- Заполнение дневника практики
7
Производственная характеристикаСтудента (ки) Донских Татьяны АнатольевныЗа период с 10 ноября 2008 г. по 24 ноября 2008 г. Донских Татьяна проходила психолого-педагогическую практику в МОУ № 54 г. Барнаула. За этот период проявила себя как ответственный исполнитель, творчески подходящий к своей деятельности. Во время прохождения практики ей удалось наладить профессиональный контакт со школьным психологом, она проявляла интерес к его деятельности не ограничиваясь тематикой свой практики. Также она установила дружеский контакт с преподавателями - классным преподавателем Ивановой Е.П. 9 «Г» класса и преподавателем физики Егоровой Н.Н. Была охарактеризована ими как способная, отзывчивая студентка.Положительный коммуникативный контакт с учащимися позволил ей без труда осуществить цель своей практики - провести исследование по социометрии. Ученикам понравилось заниматься с Татьяной и они приглашали ее к нам в школу работать.В ходе прохождения практики Татьяна проявила неплохую методическую подготовку. Такие качества как собранность, ответственность позволяют характеризовать ее как успешного студента.Базовый руководитель подпись__________________Директор учебного заведения____________________________________М.П.Руководитель практики оценка___________________Отчет по психолого-педагогической практикеСтудентки Донских Т.А. группы ХХХ факультета ХХХ в образовательном учреждении МОУ средняя общеобразовательная школа №54 г.БарнаулаВ период с 10 ноября 2008 г. по 24 ноября 2008г.1. Степень выполнения плана психолого-педагогической практики. Во время прохождения психологической практики мною были выполнены все задачи и задания согласно программы.2. Количество самостоятельно проведенных процедур. С какими трудно-стями пришлось столкнуться при их проведении?Всего мною было проведено три самостоятельных урока, все они были связаны с вопросами исследования. Трудно, на первом уроке, было установить доверительный контакт с группой учеников, привлечь их внимание. На последующих двух уроках эту проблему мне удалось преодолеть.3. Количество участий в мероприятиях, степень участия (активное уча-стие, выполнял отдельные задания, наблюдал).Все мероприятия указаны в сводном отчете. Из них полностью самостоятельная работа - методическая разработка, подготовка материалов тестирования, анализа пед. мастерства. Самостоятельно я проводила процедуры исследования и обработки результатов. Также я присутствовала на двух занятиях школьного психолога, которые он выполнял согласно своего годового плана. К сожалению, тематика данных занятий не соответствовала цели моего исследования. Однако, для меня это, все равно, был пример работы и источники практического опыта. Во внеклассном мероприятии в «моем» 9 «Г» классе я исполняла только роль наблюдателя. 4. Какие знания и практические навыки вы приобрели в ходе практики?Во время практики я получила практический опыт проведения исследования в группах, обработки результатов, составлении рекомендаций. Улучшила навык подготовки психологического портрета учащегося, получила опыт анализа педагогической деятельности.Замечания и предложения студента по организации и проведении психолого-педагогической практикиК организации практики студентов у меня нет замечаний, есть только предложение. Тематику исследования студента-практиканта было бы неплохо соотносить с деятельностью самого школьного психолога. Но, на мой взгляд, это практически невозможно, в виду отсутствия единого стандарта к планированию деятельности школьного психолога на год.Приложение 1Отчет анализа педагогического мастерства педагогаАнализ педагогического мастерства проводился мною на уроках физики Егоровой Н.Н. Я посетила два урока этого учителя - в исследуемом мною 9 «Г» классе и 7 «А». Один урок был усвоение новых знаний, второй - практическая работа, повторение.В целом, стиль преподавания мне очень понравился, хотя его, в большей степени, можно определить к авторитарному стилю, нежели демократическому. Возможно его так же назвать смешанным, в котором при изучении нового материала доминирует авторитарный стиль, а во время повторения, практики - демократичный. Цели урока грамотно формулируются и доносятся до учащихся, основные этапы урока регламентируются временем. Организационная подготовка к уроку не вызывает замечаний, напротив, является примером для подражания. Для привлечения внимания учащихся педагог использует проблемные вопросы (в ходе объяснения нового материала), в практической части урока широко используются наглядные пособия, а так же лабораторный эксперимент. Для развития памяти и усвоения материала Нина Николаевна использует опорные схемы. В конце каждого из посещенным мною уроков педагог подводит итоги и оценивает вклад каждого ученика в работу урока. Надо отметить, что оценки ее «прозрачные» и не вызывают недоумений у учащихся.Резюмируя: преподавательскую деятельность Егоровой Н.Н. можно оценить именно как педагогическое мастерство, которым обладает не всякий педагог. У нее есть чему поучиться. Приложение 2Результаты социометрического исследования. Рекомендации классному руководителюПри изучении социометрии в 9 «Г» классе я использовала параметрическую процедуру, величиной социометрического ограничения было 3 выбора. Вопрос социометрического исследования: В пятницу у вас вечер, там будут конкурсы, КВН, дискотека. С кем бы вы хотели туда пойти? Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два - во вторую очередь и только после этого в третью очередь. Результаты: Взаимный выборЧисло взаимных выборов: 20Хитрова (1) - Белоногова (1);Голованова (1) - Артамонова (3);Голованова (2) - Колесникова (3);Голованова (3) - Альбикова (3);Веркина (1) - Биккулова (2);Веркина (2) - Нафиева (2);Артамонова (1) - Колесникова (2);Артамонова (2) - Альбикова (2);Янина (1) - Левицкова (1); Янина (2) - Перепелкина (2);Будаева (1) - Игошина (1);Шанин (1) - Гаврильчев (1);Карпенко (1) - Головин (1);Макарова (3) - Нафиева (1);Колесникова (1) - Альбикова (1); Нафиева (1) - Биккулова (1); Левицкова (2) - Перепелкина (1); Уфимов(1) - Улитин (1); Ефимова (1) - Андреева (1); Андреева (3) - Биккулова (3). Рис. 1. Социометрические группы(16-17) Лидеры группы: Колесникова А., Нафиева Э.;(11-9) Популярные члены группы: Артамонова О., Голованова Л., Перепелкина А., Биккулова Ж.;(1-4) Отверженные члены группы: Белоногова Н., Головин А., Игошкина К., Карпенко О., Хитрова Юля.Выводы:Социометрия, проведенная в 9 «Г» классе школы N54 г. Барнаула выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее бла-гоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межлич-ностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
На основании рисунка 1 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разоб-щенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой).
В основе мотива выбора у де-вочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отно-шения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с вы-бираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве слу-чаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, дру-гие причины выступают как второстепенные.
Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Перепелкину, Биккулову.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
Приложение 3Психологический портрет личности учащегосяДля составления психологического портрета учащегося мною, совместно с школьным психологом, была выбрана Перепелкина Анна Анатольевна, ученица исследуемого мною 9 «Г» класса.При составлении психологического портрета я основываюсь на результаты проведенных исследований: социометрия класса, ДМО (Т. Лири) и «Психологический портрет учащихся» (О.И. Мотков).Согласно исследования социометрии класса, Перепелкина Анна входит в группу популярных членов класса. Она при исследовании получила 10 положительных выборов. Результат диагностики межличностных отношений показывает следующие значения по шкалам: Доминантство 8, Уверенность в себе 5, Требовательность 9, Скептицизм 3, Уступчивость 2, Доверчивость 5, Добросердечность 8, Отзывчивость 6. Как видно, Аня обладает уверенностью в себе, стремлением отстаивать свое мнение. Высокие значения по шкалам доминантство и требовательность говорит о задатках лидерских качеств. В то же время, доверчивость, отзывчивость не мешает в нужный момент отстоять свои позиции. Некоторая обособленность проявляется как защитный механизм. В ответственных ситуациях проявляется способность к компромиссам.Перепелкина А.А. проявляет себя как активный участник жизни класса, обладает высокой мотивацией к обучению, как следствие, хорошо учится (по итоговым оценкам всего две 4, остальные - 5).По результатам наблюдения за учащейся во время внеклассного мероприятия, можно отметить ее творческие способности. Аня была соведущей на празднике, чувствовала себя при этом уверенной и довольной.В эмоциональном плане довольно устойчивая, ее не очень легко вывести из себя, но иногда, видно, что ей приходится сдерживать свои эмоции. Это говорит о том, что она обладает способностью рефлексировать свое поведение и соотносить с требованиями социума, это говорит о зрелости психики.Аня после окончания 9-го класса планирует поступать в колледж при университете, и свои силы мобилизует для повышения результатов учебы. Это является показателем стремления к самореализации и самосовершенствованию.По состоянию здоровья и физическому развитию Перепелкина А.А. соответствует показателям развития данного возраста. Среди интересов исследуемой выявлен интерес к персональному компьютеру, свободное время Аня готова потратить на работу в компьютерных программах Photoshop, MS Powerpoint.