курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Проектная деятельность учащихся

курсовые работы

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой "Технология" - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных н физических возможностей, волевых качеств и творческих способ-ностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление - процесс обобщенного и опосредованного понимания действительности, в ходе которого учащийся использует тех-нологические, технические, экономические и другие знания для вы-полнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реа-лизации.

Проектирование - это деятельность по осуществлению измене-ний в окружающей среде (естественной и искусственной). Проектив-ное образование - это образование, предполагающее, с одной сторо-ны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение исполь-зованию старых и производству новых знаний в форме новых проек-тов.

Метод проектов возник в 20-е годы нынешне-го столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американ-ским философом и педагогом Дж. Дьюи (осуществлявщего свои исследова-ния в экспериментальной "школе-лаборатории" при Чикагском уни-верситете), а также его уче-ником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обу-чение на активной основе, через целесообразную деятель-ность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи проектного обучения воз-никли в России практически параллельно с разработка-ми американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно ис-пользовать проектные методы в практике преподавания.

В настоящее время учебное проектирование все более становится ос-новным методом обучения учащихся в технологии. Оно способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и других положительных качеств личности.

Под проектом понимается завершенная творческая работа учащегося, выполненная им самостоятельно под руководством и с помощью учителя. Причем эта помощь носит на каждом этапе проектирования специ-фический характер.

Учителю, направляющему проектную деятельность учеников, нужно иметь представление о проектировании, применяемом на производстве. Оно помогает ему полнее использовать образовательный и воспитатель-ный потенциал метода проектов, а также познакомить учащихся с элементарными основами инженерно-технического проектирования.

Необходимость в проектировании возникает тогда, когда готовые решения, полученные из предыдущего опыта, не могут быть применены в новых условиях. К тому же постоянный дефицит ресурсов для осуществления идеальной цели заставляет искать оптимальное решение с рассмотрением множества возможных вариантов. Отсюда можно сделать вывод: жизнедеятельность (включая профессиональную) человека представляет собой череду исполняемых проектов, разных по масштабам, ответственности, последствиям. Проектированием как процессом создания проекта будем называть поиск аргументированных и доказательных решений применительно к данным условиям и выбранным целям. Оно является частью трудовой деятельности в самых различных областях.

В последние 30-40 лет проектирование становится системным, интегративным и междисциплинарным, в котором при решении основной задачи улучшения технико-экономических показателей учитываются технико-технологические, социальные, экономические и эргономические факторы. Существенной тенденцией проектирования в последние 20 лет является учет "человеческого фактора", адресованность любого проекта именно человеку с его психологическими, антропометрическими, социальными и даже уникальными инди-видуальными характеристиками. Эта тенденция отражает сдачу позиций технократическим мышлением в пользу гуманитарного, в связи с чем уже принято говорить о необходимости гуманитарной образованности технических специалистов. Хотя также считается важной технико-экономическая образованность гуманитариев, занятых проектированием, например социальным, педагогическим.

Следует признать, что теория проектирования сложных объектов до сих пор разработана не полностью. Даже в солидных технических вузах весьма робко преподаются только основы такой теории, хотя курсовые и дипломные проекты студентами выполняются. В то же время проектирование опирается на определенные требования научного подхода, в частности такие:

не принимать решения без анализа;

не счи-тать метод проб и ошибок рациональным;

расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;

стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной связи и последовательности не наблюдается;

составлять мысленные макеты, модели, образы, схемы будущего объекта проектирования, максимально используя свои знания и воображение, и толь-ко затем переходить к изучению литературы и других баз данных;

подходить к любому вопросу разносто-ронне и системно;

считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом со-ответствуют конкретным условиям, цели;

учитывать, что принципиально новые решения часто восприни-маются как нереальные, фантастические или просто плохие.

Любой проект является коммуникативным документом, посланием авторов другим людям, которым предстоит понять содержание и аргументацию найден-ных решений, осуществлять предлагаемый проект. Чтобы он был убедительным, аргументы должны соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам. Материализация проектных решений обычно служит лишь аргументом в пользу их обоснованности. Главным критерием качества проекта является его внутренняя непротиворечивость и гармоничность. Надо заметить, что воплощение проекта не всегда является доказательством его правильности.

С позиций педагогики проектную деятельность можно считать действенным средством воспитания разума, что является одной из важнейших целей образования. Антиподом проектирования является репродук-тивное использование известных решений, повторение пройденного и известного. Здесь уместно вспом-нить слова замечательного авиаконструктора О.К Антонова, сказавшего однажды, что взлетевший самолет уже устарел. Проектирование следует искать там, где есть восхождение, диалектическое развитие от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовле-творяющего к удовлетворяющему новым потребностям улучшения технико-экономических и социальных по-казателей производства, по большому счету -- потребностям людей.

Умение пользоваться методом проектов -- показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессив-ной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Важной задачей обучения методом творческих проектов в рамках образовательной области "Технология" является формирование у учащихся:

технологической грамотности, то есть сознательного и творческого выбора человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее по-следствий для природы и общества; умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности;

технологической образованности, понимая ее как необходмый и достаточный объем знаний, умений и навыков, обеспечивающий человеку возможность вхождения его в будущую профессиональную деятельность; стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений, позволяющее человеку всегда быть в "деловой" форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку; высокий уровень способностей и научных знаний в преобразовании материи, энергии и информации в интересах человеческого общества и природной сферы с учетом техноэтики.

Опыт внедрения технологии в учебный процесс позволяет утверждать, что при выполнении творческих работ ведущее место занимает разработанная нами творческая проектно-технологическая система. Творческая по той причине, что создается изделие, обладающее субъективной (для учащихся), а, возможно, и объективной новизной. Значительный удельный вес в выполнении проектов отводится проектной деятельности учащегося. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов изделия, выборе объекта проектирования из многих вариантов, его конструирование и моделирование. В целом, умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа и приучение школьников со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создает благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры.

Технологическая она по той причине, что в выполнении проектов присутствуют разработки технологии изготовления изделий, непосредственное изготовление изделия от идеи до результата. В выполнении творческих проектов ведущими являются творческая, проектная и технологическая деятельности, составляя основу системы обучения технологии, названной "творческая проектно-технологическая система".

Работа над проектом может послужить развитию общения и взаимопонимания между детьми и родителями, а также обеспечит связь школы и семьи что является огромным плюсом в деле воспитания учащихся. Это достигается путем того, что работа, требующая больших затрат времени, может быть выполнена дома. Соответственно появляются совместные дела, на основе которых формируются чувство общности, взаимопомощи, уважения и т.д.

Организация творческих групп. Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности меняется от одного до больших творческих коллективов не ограничивающихся пределами одного класса.

Также проектирование повышает уровень коммуникабельности, особенно уровень делового общения.

Воспитательная цель проектирования отражает формирующиеся у учащегося способы взаимодействия с окружающими (взрослыми и сверстниками), возникающие трудовые отношения, вызывающие изменения в духовной жизни учащихся, их характере. Таким образом при достижении цели реализуются творческие усилия личности, происходит развитие внутреннего мира, воспитывается новый взгляд на мир, воля. Очень важно приобретение при этом любви к труду, осознание нравственной стороны трудового начала в жизни.

Проектирование воспитывает такое морально-ценностное отношение к труду, при котором учащийся осознает не только общественную, но и личную значимость его, понимает роль труда в саморазвитии, самореализации. Таким образом появляется чувство радости от процесса и результата труда, то есть от применения интеллектуальных, волевых и физических сил, думаю, что не следует говорить о том насколько большое влияние это оказывает на личность.

Этапы проектной деятельности

1. Проблема.

Это самая первая ступень в процессе выполнения творческого проекта. Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что-либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же, возникнове-ние проблемы. Перед учеником ее может поставить учитель, а может определить ее и он сам. Посмотрим вокруг: с какими трудностями сталкивается он, его близкие, друзья, окружающие люди? Чем он мо-жет помочь себе и им. Какие умения и навыки хочет развить в себе? Когда он ответит на эти и подобные им вопросы, то поймет, сколько! еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.

Главная задача на этой ступени - выявить из множества проблем несколько, наиболее существенных. Результаты первой ступени записываются, и осуществляется переход ко второй.

2. Осознание проблемной области.

Итак, перед учеником список выбранных проблем. Решать сра-зу все - очень сложно. Поэтому, на данном этапе необходимо выбрать одну. Для этого придется ответить на вопрос: проблема какой области всего важнее?

Возможно, самое главное - приносить радость и пользу людям. Тогда необходимо работать в этом направлении и выполнять проект, ре-зультаты которого смогут порадовать окружающих. Или, допустим, важно укреплять свое здоровье, а в списке проблем есть одна, ме-шающая этому (например, отсутствие спортивных приспособлений для индивидуальных занятий). Но эти помехи можно устранить.

3. Выявление конкретной потребности, мини исследование,

К началу третьего этапа выполнения проекта уже ясно, какая стоит проблема, и в какой области необходимо вести работу. Далее нужно выявить, что же конкретно требуется? Для этого следует про-вести I мини исследование, в процессе которого "примеряется" каж-дая потребность к себе, исследуется ее возможное решение и опреде-ление степени надобности в зависимости от обстоятельств. Это не очень легкая задача, но не надо огорчаться - после ее выполнения до-вольно легко пройти 4 этап нашего плана.

4. Определение конкретной задачи и ее формулировка.

Имея конкретную потребность, легко сформулировать конкретную задачу. То есть, если на данном этапе человек нуждается, например, в спортивной сумке, то задачу можно сформулировать следующим образом: сконструировать и изготовить спортивную сумку.

5. Выявление основных параметров и ограничений.

Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в рамках каких условий придется работать. Поэтому, сразу необходимо определить основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями. Например, это может выглядеть следующим образом:

Разрабатываемая спортивная сумка должна:

не превышать размеров 50 х 25 х 25 см;

иметь низкую себестоимость;

быть многофункциональной и универсальной;

иметь красивый эстетический вид и т. д.

II мини исследование (выявление традиции, истории, тенденций)

Очевидно, не стоит "заново изобретать велосипед". Это бесполезная и никому не нужная работа. Планируя, конструируя что-либо, очень важно создать что-то свое, новое, оригинальное, неповторимое, опираясь при этом на уже имеющееся, с учетом качества и современности. Данное исследование поможет в этом.

6. Выявление традиций, истории, тенденций.

Как вы думаете, можно ли еще раз изобрести велосипед? Конечно, если не знать, что он уже давно изобретен. Поэтому, если мы хотим создать что-то свое, новое, оригинальное, опираясь при этом на уже имеющееся, причем создать вещь современную, качественную, то необходимо провести исследование на выявление традиций.

7. III мини исследование. Построение "звездочки обдумывания".

На этом этапе необходимо провести Ш исследование. Оно заключается в составлении "звездочки обдумывания". Надо взять ручку и лист белой бумаги. В центре листа необходимо написать название изделия, которое необходимо, а дальше по сторонам (как лучики солнца) описываются:

1. Какие материалы понадобятся при выполнении работы?

2. Какие необходимы инструменты и оборудование. Из всего пере-численного отдельно записать:

а) есть в наличии у тебя;

б) есть в школьных мастерских.

3. Необходимо уяснить модель, размеры, форму изделия и записать.

4. В каком стиле будет изделие (изобретение), соблюдает ли оно традиции и современную моду.

5. Будет ли дизайн изделия сочетаться с интерьером, для которого предназначен и с другими потребностями.

6. Необходимо кратко записать все этапы моделирования и конструирования.

7. Обязательно поэтапно записать всю технологию изготовления. При написании 6 и 7 пунктов необходимо учитывать технику безопасности и выделить самое существенное.

8. В конце .работы необходимо подсчитать первоначальную себестоимость, чтобы проект не был убыточным

8. Выработка идей, вариантов, альтернатив.

После составления "звездочки обдумывания" осуществить переход к IV исследованию "Выработка идей, вариантов, альтернатив". Для этого надо еще один чистый лист. На нем необходимо записать все идеи, возникшие по данной проблеме. Они могут быть записаны в виде фраз, отдельных слов, нарисованы в картинках или эскизах. Необходимо найти оптимальный, альтернативный вариант из всех идей и перейти к V исследованию.

9. Анализ и синтез идей Выбор оптимального варианта.

Всем идеям необходимо вынести вердикт "да" или "нет". Дня этого необходимо ответить на следующие вопросы: доступность; себестоимость; обеспеченность материалами; трудоемкость.

Когда твердо оценена с этих сторон каждая из выбранных идей, легко найти и остановиться на самой лучшей.

10. Выбор материала. "Звездочка обдумывания".

Это сложный этап, т.к. не всегда известны качества и свойства различных материалов. Необходимо записать несколько наименова-ний, необходимых материалов и каждый из них обсудить с родителя-ми и учителями.

11. Выбор инструмента, оборудования,

Выбор инструмента и оборудования аналогичен 10 этапу. Но лучше его начинать писать сразу с кем-то из взрослых. У них опыта больше и они подскажут оптимальные и лучшие приспособления (инструменты) для выполнения творческого проекта.

12. Разработка технологического проекта.

Этот этап требует повышенного внимания, усидчивости. При выполнении 7 этапа кратко записывались этапы технологии изготовления изделия. Вместе с учителем (но сначала продумать, почитать учебники и книги самостоятельно, разобрать каждый этап отдельно) обсудить все технологические этапы, определить ошибки, которые не всегда можно заметить самостоятельно, да и знаний учащегося может быть недостаточно для выполнения различных этапов технологиче-ского изготовления. Обсудив с учителем 3 последних этапа (10, 11, 12), необходимо перейти к конкретным действиям.

13. Организация рабочего места.

Необходимо организовать рабочее место. При этом надо учи-тывать следующие факторы: освещенность; проветриваемость (или наличие вентилятора); оборудование рабочего места; соблюдение технических норм и правил безопасности и т.д.

14. Экономическое и экологическое обоснование.

Надо подсчитать себестоимость изделия, пользуясь специаль-ной литературой по экономике. При этом можно опираться на 9 пункт. 10 пункт поможет при экологическом обосновании проекта.

15. Контроль качества.

Существуют определенные критерии проверки и оценки каче-ства творческого проекта. Они приводятся во второй главе нашей книги. И при изготовлении изделия необходимо постоянно следить и выполнять их.

16. Выполнение технологических операций.

Следует еще раз проанализировать все этапы технологического процесса и приступить к работе. При этом не следует забывать о тех-нике безопасности; охране труда и критериях качества.

17. Коррекция.

Необходимо вернуться к 5 и 8 этапам и сравнить выполненный проект с тем, который был задуман и нарисован. Если есть недочеты, то подкорректировать их или устранить.

18. Контроль, испытание.

Испытать изготовленное изделие сначала самостоятельно, а по-сле с учителем и друзьями. Они проконтролируют и дадут свою оценку проекту.

19. Записки, реклама.

Необходимо все действия (этапы) зафиксировать на бумаге в чистом виде. В самом начале записей должен быть товарный знак, название компании и небольшой рекламный проспект.

20. Оформление.

Ознакомить с требованиями к оформлению проекта и приступить к работе.

21. Самооценка.

Вернуться ко 2, 4 и 7 этапам. Проанализировав их, надо дать самооценку. При этом необходимо учитывать: сделано ли то, что за-планировано, получился ли проект, доволен ли им автор, хочет ли что-нибудь в нем исправить. Ответив на все эти и подобные вопросы, легко оценить собственную работу.

22. Защита проекта.

Выполнив все перечисленные выше этапы, можно прекрасно защититься, т.к. выполняемому будет известно все «от А до Я».

Литература

1. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технологического творчества: Книга для учителя. - М.: Народное образование, 1996

2. Леонтьев А.В., Капустин В.С., Шайхелисламов Р.Ф. Опыт внедрения образовательной области «Технология» в V-IX классах// Школа и производство 1997 №1

3. Тихонов А.С Творческий потенциал учебного проектирования// Школа и производство. 1995 №1

4. Хотунцев Ю.Л. и др. Проекты в школьном курсе «Технология»// Школа и производство. 1994 №4



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»