курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Праграма "Пралеска"

курсовые работы

Праграма "Пралеска"

ПРАГРАМА «ПРАЛЕСКА».

РЕБЕНОК В СВОЕЙ СТИХИИ. ИГРА И ЕЕ МЕСТО В ПРОГРАММЕ «ПРАЛЕСКА»

Игра... Ею занимаются на футбольном поле и хоккейной площадке, в шахматно-шашечных клубах...

Как велика стихия и магия игры! К олимпийским играм самозабвенно готовятся спортсмены. Артисты играют на сценах театра и в филармонии. Взрослые азартно играют на бирже, в казино. Мы уже привыкли к компьютерным, к телевизионным играм, число которых все увеличивается. Деловая игра становится необходимой формой подготовки специалистов (в том числе - к педагогической профессии)... И не случайно игру относят к органически необходимым компонентам человеческого поведения, фундаментальным основам существования Homo Sapiens - человека разумного.

Игра проходит через всю нашу жизнь. Вместе с тем есть период, когда игра -- в центре жизнедеятельности человека, становится «стихией жизни» (Ф. Фребель), приобретает особое значение не только для настоящего, но и для будущего. Этот период -- дошкольное детство, с которым нас тесно связывает наша профессия, педагогическая работа. Игра -- особый вид деятельности. Эта, так притя-гивающая к себе и детей и взрослых, деятельность, основной мотив которой заключен не в результате, не в получении утилитарных вещей, а в самом процессе, привлекает внимание разных специалистов -- биологов, этнографов, искусствоведов, культурологов, социологов, психологов, педагогов...

Среди исследователей этой удивительной; деятельности -- и наш великий соотечественник Л.С. Выготский, внесший существенный вклад в раскрытие психологических основ игры и ее влияния на развитие ребенка. «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя, -- писал Л.С. Выготский,-- Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в (фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы готовится совершить прыжок над уровнем своего обычного поведения» (5, с. 74). Подход к игре как к ведущей деятельности дошкольников, лежащий в основе работ Л.С. Выготского, был продолжен его соратниками и последователями (А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Эль» кониным, А.В. Запорожцем, С.Л. Новоселовой и др.). Игровая деятельность продолжает интересовать как отечественных, так и зарубежных исследователей.

ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВСЕ, КТО ЗНАКОМ с «Пралеской», работают по ней, заметили, сколь важное место в ней отведено игре, особенно в группах «Почемучки» и «Фантазе-ры». Ее статус значительно повысился по сравнению с ранее действующей Типовой программой воспита-ния и обучения в детском саду. И не только за счет расширения программного компонента, непосред-ственно посвященного игре («Мир игры») в разделе «Развиваемся в деятельности».

Об игре в новой программе речь идет и в других ее подразделах, блоках (например, «Художественно-ре-чевая и театрально-игровая деятельность», «Констру-ирование», «Условия воплощения Программы в пе-дагогическую практику», «Учебная деятельность», «Культура» и др.). К ней, игре, авторы программы ре-комендуют обратиться педагогам и психологам и при решении задач, представленных в блоке «Поможем нашим детям», в приложениях «Коррекция межлич-ностного взаимодействия», «Обучение иностранно-му языку в дошкольном детстве», «Работа воспитате-ля с одаренными детьми».

Особое внимание к игре вызвано в «Пралеске», прежде всего, стремлением гуманизировать воспита-тельно-образовательный процесс в дошкольном уч-реждении, создать благоприятные условия для реали-зации в педагогической практике «Декларации прав ребенка», которая, в частности, провозглашает: «Наи-лучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком ле-жит ответственность за его образование и обуче-ние... Ребенку должна быть обеспечена полная воз-можность игр и развлечений, которые были бы на-правлены на цели, преследуемые образованием...» (принцип 7).

Центрация внимания на игре в программе «Пралеска» обусловлена и опорой ее на принцип разви-тия психики в деятельности и общении. Гуманизация (а на ней основана программа) предполагает отно-шение к ребенку как к субъекту его собственной дея-тельности, приоритетность субъектности и личности дошкольника в организации воспитательно-образова-тельного процесса. Кстати, такой подход к образова-нию пропагандировал еще в 20-е годы Л.С. Выготс-кий, акцентировавший в своей работе «Педагогичес-кая психология» особое внимание на «личной дея-тельности ребенка», его «самости» (6).

Разнообразны виды деятельности, которыми зани-маются дошкольники. Но нет среди них такой, кото-рая могла бы сравниться с игрой по возможностям, которые она имеет для проявления этой «самости». Являясь самостоятельной деятельностью человека, игра представляет собой универсальную наиважней-шую сферу для самовыражения, самопроверки, са-мореабилитации...

Учитывая огромные возможности игры, ее особо значимую роль в дошкольном возрасте, программа «Пралеска» нацеливает педагогов на работу в дан-ной области в следующих основных направлениях:

* содействие развитию игры как самостоятель-ной творческой детской деятельности (в группах раннего возраста -- возникновению ее предпосылок, отобразительной игры), создание благоприятных условий для обогащения, развития всех видов игро-вой деятельности: сюжетно-ролевых и режиссерс-ких игр, игр с правилами (подвижных, дидактичес-ких), игр-драматизаций (как предэстетического вида деятельности) и др.

использование всех видов игр для гармонического, разностороннего развития воспитанников;

использование богатых возможностей игры для диагностики и коррекции психического развития ребенка и взаимоотношений в «детском обществе»;

использование игры, игровых приемов как средства организации детской деятельности.

Основное содержание работы педагога по данным направлениям конкретизировано в программе с уче-том группы, возраста детей, с которыми он работает, специфики его профессиональных функций (воспи-татель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания и др.).

Однако игра во многих детских садах не заняла пред-полагаемого «Пралеской» приоритетного места в ре-жиме, в детской жизнедеятельности. Не находят свое-го успешного решения многие программные задачи, связанные с игрой, ее развитием. Дети в наших дош-кольных учреждениях играют мало, особенно в само-стоятельные, сюжетно-ролевые игры. Мы здесь, к сожалению, не одиноки. Идентичной ситуацией в сво-их детских садах обеспокоены, в частности, и наши российские коллеги (см., например, журнал «Обруч», 2001 г., № 1). Возможно, объединив усилия, нам ско-рее удастся решить возникшую проблему, и собрав-ший нас вместе Международный фестиваль «Мир игры и игрушки» (2001, май) будет этому содейство-вать.

В чем основные причины наблюдаемого явления? Что мешает занять игре, ведущей деятельности дош-кольника, подобающее ей место в детском саду? Что тормозит данный процесс?

Как ни парадоксально на первый взгляд, но нашим воспитанникам в детском саду часто некогда играть. Да, они заняты, заняты деятельностью, нередко полез-ной, насыщенной, интересной, развивающей, но пре-имущественно... организованной взрослыми. Не так просто, оказывается, педагогам на практике отойти от сложившегося стереотипа в работе и отнестись к ре-бенку как к субъекту деятельности. Необходима пере-стройка педагогического сознания воспитателя, изме-нение акцента в его работе: перенос его с другой орга-низованной им деятельности на самостоятельную дея-тельность детей и прежде всего -- игру. Нуждаются в изменении и доминанты в работе руководителей детс-ких садов, администрации, их подходы, критерии в оцен-ке деятельности воспитателя. Ведь и сегодня еще не-редко эффективность, качество труда последнего оп-ределяются проводимыми им занятиями, а не разви-тостью игры у его воспитанников, созданными в груп-пе условиями для нее. Далеко не все (педагоги, руко-водители), как свидетельствует проведенный опрос, осознают необходимость внутренней перестройки сво-его педагогического сознания, что тормозит процесс гуманизации воспитательного процесса в детском саду, затрудняет реализацию программных задач, и, прежде всего, -- связанных с развитием детских самостоятель-ных видов деятельности.

ИГРОВАЯ СРЕДА

ОТМЕЧЕННАЯ выше тенденция (относительно превалирования в детском саду деятельности, орга-низованной взрослыми, над самостоятельной деятель-ностью детей) нередко усиливается в последнее вре-мя и желанием дошкольного учреждения идти на-встречу родителям в их стремлении дать детям допол-нительное образование. И дети получают его в детском саду -- и снова, как правило, на занятиях по эко-логии, логике, экономике, хореографии... Хорошо еще, если проводящие их специалисты знают детскую природу, используют при этом игровые приемы (что, к сожалению, не всегда бывает). Такие занятия, как правило, родители с детьми стараются не пропускать, приходят на них без опоздания, чутко реагируют на успехи детей...

Повышенное внимание родителей к образованию своего ребенка в дошкольном возрасте становится характерной традицией нашего времени. В ней -- до-стойная уважения озабоченность родителей не толь-ко настоящим, но и будущим своего ребенка. Есте-ственно и стремление дошкольного учреждения ока-зать содействие, помочь семье в решении возникших при этом проблем. Однако наша помощь нужна ро-дителям и в другом -- повышении их компетентности как воспитателей, во взглядах, в частности, на игру, ее роль в развитии ребенка, в том числе -- игру совмес-тную со сверстниками, ролевую, имеющую особо важное значение в социализации ребенка, подготов-ке к переходу его на новую возрастную ступень.

Есть, конечно, и другие причины снижения игро-вой активности детей в наших дошкольных учрежде-ниях. Часть их связана с распадом естественного пути формирования игры, когда способы игрового воспро-изведения ребенком действительности осваивались в процессе игр со старшими детьми. Данное обстоя-тельство еще более обостряет необходимость совер-шенствования педагогом своей деятельности, связан-ной с развитием детской игры.

Анализ педагогической практики и специальные исследования между тем свидетельствуют: игра в дошкольных учреждениях (особенно сюжетно-роле-вая) либо пускается на самотек, либо чрезмерно рег-ламентируется. Трудности, связанные с руковод-ством, развитием детских игр, обусловлены в значи-тельной степени спецификой самой этой деятельнос-ти, ее природой. Ведь игра -- самостоятельная дея-тельность дошкольника! Как же содействовать ее раз-витию, не стесняя при этом инициативы самих детей, не «подрезая» их крылья? Прямые способы воздей-ствия педагога, которые «работают» при руководстве организованной им детской деятельности, здесь теря-ют свои силы, не помогают. Более того -- они могут привести к ломке, распаду детской игры. Но выход есть. Ведь имеются и косвенные способы педагоги-ческого воздействия, к ним и следует прибегнуть, прежде всего.

Важно отношение к игре не как к объекту управле-ния, а как к условию развития ребенка, его творче-ства. Позаботимся же об этих условиях: создадим раз-вивающую предметно-игровую среду в детском саду, в каждой его группе. Разнообразны ее компоненты - крупное организующее игровое поле, игрушки, игровой материал (предметы-заместители и др.). В игровом пространстве выделим место и для игр с при-родным материалом (с водой, песком и др.). Проек-тируя предметно-игровую среду в конкретной груп-пе, важно опереться на значимые психологические позиции дизайна. Не только сегодняшние психофизи-ческие возможности ребенка должны быть учтены, но и его «зона ближайшего развития», сензитивность.

Создавая предметно-игровую среду в конкретной возрастной группе, важно учесть как возрастные осо-бенности детей, так и индивидуальные различия, в том числе -- половые, интересы детей как к совместным сюжетно-ролевым играм, так и к игре парной, инди-видуальной (игра режиссерская и др.), моторно-спортивным, музыкальным... Позаботиться следует и о том, чтобы в окружающей детей среде были не только современные образные игрушки, но и народ-ные, игровые наборы, настольно-печатные игры - не только из магазина, а и созданные своими руками (особенно в группе «Фантазеры»).

Необходимо, чтобы создаваемая предметно-игро-вая среда в дошкольном учреждении отвечала сле-дующим основным принципам:

* свобода достижения ребенком своего права на игру;

* принцип универсальности, гибкости, подвиж-ности, позволяющий детям самим менять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с ви-дом игры, ее содержанием, перспективой ее даль-нейшего развития;

* развивающий принцип, проявляющийся в потен-циальных возможностях предметно-игровой средыкак для развития игровой деятельности, так и ре-бенка посредством игры;

* принцип эмоциональности, комфортности;

* принцип системности, предполагающий сомасштабность ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целост-ность игрового поля.

Создание развивающей игровой среды -- важный путь оказания содействия в развитии детской игро-вой деятельности, но не единственный. Очень значи-мо и общение педагога с детьми. Замечено, что игра более развита у воспитанников педагогов-демокра-тов с высшим уровнем доброжелательности, нежели у дошкольников, с которыми работает воспитатель ав-торитарного стиля поведения.

ИГРОВАЯ ПОЗИЦИЯ

ВАЖНЫМ условием развития детской игры явля-ется и наличие у воспитателя «игровой позиции». Под ней чаще всего понимается особое отношение педа-гога к детям, выражаемое при помощи игровых при-емов. «Игровая позиция» воспитателя основывается на общих принципах игры (прежде всего -- самоцен-ности, внеутилитарности, добровольности, игровом равенстве и др.) и предполагает овладение внутрииг-ровым языком, выраженным в слове, жесте, мимике, пластике. Исследования последних лет дают основа-ние рассматривать игровую позицию как сложное об-разование, которое включает в себя несколько тесно взаимосвязанных между собой компонентов:

рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровыевозможности;

«инфантилизацию» как способность устанав-ливать доверительные отношения с окружающими;

эмпатию как способность чувствовать игро-вые состояния других людей;

креативность как способность находить не-стандартные пути достижения цели (Н.П. Аникее-ва, В.О. Нотман, А.И. Тимонин и др.).

Сформулированная игровая позиция воспитателя (позиция «партнера», «режиссера», «соигрока», «ко-ординатора») обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие.

Игровая позиция значима не только для развития игровой деятельности детей. «Имея доступ в сказоч-ный дворец, имя которому -- Детство, я всегда счи-тал необходимым стать в какой-то мере ребенком, -- делился секретами своего успеха в педагогической работе В.А. Сухомлинский. -- Только при этом ус-ловии дети не будут смотреть на вас, как на чело-века, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сто-рожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира». Игровая позиция воспитателя -- одна из верных тропинок достижения близости с дошколь-никами, проникновения в их внутренний мир.

...Недавно студентам заочного и вечернего отде-ления дошкольного факультета БГПУ им. М. Танка я предложила охарактеризовать талантливого воспита-теля их дошкольного учреждения, встретившегося им на жизненном пути. Портреты получились интерес-ными, но такими разными! И все же в них было об-щее -- направленность на детей и очень часто игро-вая позиция по отношению к ним.

Владея игровой позицией, педагогу легче исполь-зовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. Ведь игра не только любимое занятие дошкольников -- это, напомним, их ведущая деятельность. В ней фор-мируются основные новообразования,подготавлива-ющие переход к следующему возрастному этапу -- младшему школьному.

ВЫ ЛИЧНОСТЬ, А РЕБЕНОК

В центре программы «Пралеска» -- личность ре-бенка. Используем же возможности игры для ее раз-вития. Ведь именно в игре зарождается и впервые про-является воображение - психологическая основа творчества, которое, не без основания, относят к все-общей универсальной человеческой способности, реализуемой в любой сфере человеческой деятель-ности и познания. Основные этапы становления лич-ности ребенка неотделимы от его творческих возмож-ностей, развитости воображения. Отмечая особую роль игры в появлении этого, столь значимого для развития личности, новообразования, академик В.В. Давыдов писал: «Зачатки личности ребенка дей-ствительно возникают в дошкольном возрасте - около 3 лет, когда дошкольник становится субъек-том сознательной деятельности. Однако возникно-вение личности ребенка связано, по нашему мнению, не с формированием у него установочных и соподчи-ненных друг другу мотивов, а прежде всего с тем, что именно в дошкольном возрасте ведущей дея-тельностью становится игра, порождающая у ре-бенка воображение, как психологическую основу творчества, делающая субъекта способным к сози-данию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости» (9, 82).

Мы позволили себе углубиться здесь несколько в теорию, поскольку это концептуальное положение талантливого психолога близко авторскому коллекти-ву «Пралески», более того, мы разделяем его и опи-рались на него -- и не только при создании подразде-ла «Игра». Те, кто знаком с программой, наверное, заметили, какое значимое место отводится в «Пралеске» развитию детского творчества. С ним мы преж-де всего связываем становление личности дошколь-ника. Развитию воображения как основы творчества могут способствовать разные виды игр (12; 15; 18; 35; 36; 39 и др.). Вместе с тем общепризнанны особо бла-гоприятные в этом процессе возможности сюжетно-ролевой игры. Созданию условий для нее уделим осо-бое внимание.

Не забудем при этом и о стиле нашего педагоги-ческого взаимодействия с детьми. Анализ педагоги ческой практики, специальные исследования приво-дят к выводу о нежелательности, с точки зрения раз-вития детского творчества, полного, жесткого конт-роля, когда педагог - генератор идей, а его воспи-танники -- лишь пассивные исполнители. И вместе с тем, они свидетельствуют о предпочтительности орга-низации совместной игры, где каждый ее участник -- полноценный член «играющего коллектива». Примем во внимание и влияние нашего индивидуального сти-ля, творчества.

Изучив характер, личность, деятельность воспита-телей дошкольных учреждений, их взаимосвязь, влия-ние и воздействие на детскую деятельность, мы выде-лили несколько типов педагогов, условно названных: «игровой», «гармонический», «формально-прагма-тический», «индифферентный» (23). Сравнительное исследование воображения у их воспитанников пока-зало: наиболее благоприятным для развития этого важного новообразования является «игровой» стиль деятельности. Его характерными особенностями яв-ляются:

ярко выраженный интерес педагога к играм де-тей;

склонность к «игровой позиции» во взаимодей-ствии с ними, широкая опора при руководстве иг-рой и другими видами детской деятельности на иг-ровые мотивы;

преобладание косвенных методов воздействия (посредством взятой на себя роли в игре, кукольно-го персонажа и т.п.);

опора при оценке ребенка, прежде всего - на его поведение в игровой деятельности.

Однако в игре не только развивается воображение, но происходят и другие важные личностные новооб-разования: переход от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосред-ственных желаний к мотивам, имеющим форму обоб-щенных намерений, стоящих на грани сознательнос-ти. Ни в какой другой деятельности ребенка нет тако-го эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения обществен-ных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре (40). Не без основания игру считают «шко-лой морали в действии». «Пралеска» придает боль-шое значение формированию именно нравственных основ личности дошкольника в игре, норм обществен-ного поведения в ее процессе.

ПРОЛОГ В БУДУЩЕЕ

ИГРА создает благоприятные возможности и для удовлетворения и развития потребности ребенка в самоутверждении, признании, для формирования та-кого важного образования личности, как самооцен-ка. Программа «Пралеска» нацеливает педагога на реализацию этих возможностей игры в условиях дош-кольного учреждения. Важное условие этого -- про-явление индивидуального подхода к детям. Зная спо-собности, возможности, интересы каждого воспитан-ника, педагог будет способствовать развитию в груп-пе таких игр, участие в которых дает возможность проявить лучшие качества конкретным детям, прой-ти им «через успех», получив при этом признание сверстников. С этой целью могут быть использованы различные игры: не только подвижные, но и игры-драматизации, дидактические, музыкальные (23; 33; 35; 37) и др. Важно учесть индивидуально-типологи-ческие особенности детей. Так, экстравертам (в чис-ле которых сангвиники, холерики) легче самоутвердиться в творческой игре, выполняя роль, предпола-гающую непосредственное живое общение с партне-рами по игре; для малообщительных же, интровер-тов, предпочтительнее роли иного характера, основ-ной смысл которых -- общение с куклой или другим предметом. Вместе с тем, как показало наше иссле-дование (совместно с Л. Брылевой), и экстраверты, и интроверты могут самоутверждаться, проявив свои организаторские способности, но по-разному и, как правило, в разных видах игр. Для первых -- наиболее «подходящими» для этого являются сюжетно-ролевые и подвижные игры; для вторых -- дидактические.

Не будем забывать и то, что в игре активно форми-руются и перестраиваются психические процессы ребенка, начиная с самых простых и заканчивая са-мыми сложными. Так в процессе игры у дошкольни-ка развивается символическая (знаковая) функция со-знания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов их заместителей (палка -- вмес-то коня, шишка -- вместо пирожка, листик -- вместо тарелки и т. п.). Использование внешних реальных за-местителей переходит (в процессе игры) в примене-ние заместителей внутренних, образных, а это пере-страивает все психические процессы ребенка, позво-ляет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при реше-нии разнообразных умственных задач.

Важно и то, что в игре активно формируется спо-собность ребенка становиться на точку зрения дру-гого человека, смотреть на вещи с его позиции. Тем самым создается возможность преодоления эгоцен-тризма детского мышления, перехода дошкольника на более высокую ступень интеллектуального раз-вития.

В возникновении этого новообразования особо важная роль принадлежит ролевой и режиссерской игре, представляющей собой разновидность самосто-ятельной сюжетной игры. В совместной сюжетно-ро-левой игре ребенку необходимо учитывать позицию партнера по игре; в режиссерской -- задача еще слож-нее -- ребенок сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей, мотивиру-ет их действия... Выступая как режиссер, он оказыва-ется как бы «над» ситуацией. Возникающая при этом внутренняя позиция делает ребенка «хозяином» дан-ной ситуации, а вместе с тем -- создает значитель-ную основу для дальнейшего обучения в школе.

«Пралеска» ориентирует педагога на широкое ис-пользование такой особенности игры, на создание благоприятных условий для развития через игру сен-сорики, памяти, речи, мышления... и движений. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он созна-тельно воспроизводит определенные движения, харак-терные для изображаемого персонажа. «Игра, -- под-черкивал А.В. Запорожец, -- представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятель-ности, которая предполагает сознательное воспро-изведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершае-мое дошкольником в игре, является настоящим про-логом к сознательным физическим упражнениям дошкольников» (11, 166).

В процессе игры как ведущей деятельности дош-кольника, зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности. «Пралеска» ориентирует воспи-тателя на широкую реализацию и этой возможности игры: на использование, в частности, в работе со стар-шими дошкольниками игр с правилами для формиро-вания предпосылок учебной деятельности. Ведь именно в таких играх ребенок начинает обращать внима-ние на способы, средства достижения результата, а не только на собственно результат. В них он научает-ся сознательно подчиняться правилам, что так важно для овладения учебной деятельностью. Широкое ис-пользование игры, игровых приемов в процессе обу-чения дошкольника позволяет сделать его «сообраз-ным природе ребенка», гуманизировать.

ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИИ

ПРОГРАММА нацеливает педагогов на исполь-зование богатых возможностей игры и для формиро-вания «детского общества». Ведь игровая группа мо-жет стать «играющим коллективом» (А.П. Усова), в котором осуществляются такие отношения ответ-ственной зависимости, как взаимный контроль, вза-имная требовательность и оценка, общественное мне-ние. В таких условиях уже на уровне дошкольного возраста у детей появляются ростки осознания себя как члена определенного коллектива, чувство «Мы». Важно содействовать этому процессу, а тем самым - развитию детской группы на пути становления ее как коллектива.

«Пралеска» предусматривает широкое использо-вание игры и в диагностико-коррекционных целях. В числе любимых игр «фантазеров» нередко мы наблю-даем игру в школу. Использование художественно-игрового образа значительно облегчает обучение дошкольников не только рисова-нию, конструированию, математике. Такой подход в организации детской деятельности делает возможным и приобщение дошкольников к музыкальной грамо-те, формирование их музыкально-творческих способ-ностей (26).

И практика, и специальные исследования свиде-тельствуют: использование с этой целью в работе с дошкольниками «школьных» методов и приемов ока-зывается, как правило, безуспешным.

...Кипит работа в группе «Почемучки». Сегодня - это палуба корабля, на которой под руковод-ством боцмана (воспитателя Анны Павловны) «на-водится блеск» матросами, ее питомцами. С удо-вольствием трудятся и «фантазеры» в ателье «Ве-селый портняжка» под руководством «мастера» -- мамы Саши (воспитанника этой группы) над изго-товлением новой одежды для кукол, починяют ее...

Выявлено: если в процессе общения взрослого с детьми устанавливаются игровые отношения, то об-ращения взрослого воспринимаются дошкольниками положительно значительно чаще, нежели при сохра-нении между ними реальных отношений.

Эффективность использования игры как средства организации дошкольников, особенно младших, по-вышается, если педагог берет на себя роль любимого детьми сказочного героя и, занимая игровую пози-цию, руководит детской деятельностью.

Дети ценят игрушку не с той точки зрения, с которой ценим ее мы, взрослые; детям в игрушке дороги побуждения, толчки и гиб-кий материал для выражения смысла. Проблема со-временной детской игрушки имеет и свои нюансы (2; 4 и др.), она актуальна, сложна и требует особого разго-вора, который, надеюсь, состоится в ближайшем буду-щем на страницах журнала «Пралеска». Здесь же, к вы-шесказанному добавим: немало забавных, будящих дет-скую фантазию, игрушек, поделок можно изготовить самим -- совместно со своими детьми (15 и др.). Мы будем способствовать развитию игры, если поможем родителям овладеть технологией их изготовления вмес-те с детьми и подскажем возможные направления в их использовании в домашних условиях, если поможем овладеть искусством руководства игрой, разными ро-лями в этом процессе -- наблюдателя, партнера, соуча-стника и др., общаться с детьми посредством игры.

Опыт дошкольных учреждений республики, рабо-тающих по программе «Пралеска», свидетельствует об эффективности при этом таких форм работы, как:

практикумы-семинары для родителей (по из-готовлению игрушек, поделок из природного и бро-сового материала, разучиванию детских музыкаль-ных игр и др.);

студии (например, «Пчелка» - - по изготовле-нию персонажей и декораций для кукольного теат-ра, театральной и других видов деятельности), уча-стниками которых (а порой и руководителями) яв-ляются родители;

подготовка совместно с родителями (другими родственниками воспитанников) спектаклей куколь-ного театра, музыкального и др.;

наблюдение за процессом детских игр в дош-кольном учреждении, руководством их со стороны профессионала;

непосредственное участие в детских играх и руководстве ими, в развлечениях, соревнованиях, за-бавах, праздниках в детском саду, в совместно про-водимых (семья -- детский сад) туристических по-ходах (и сопровождающих их, как правило, игр--со-ревнований);

знакомство со специальной литературой, по-священной игре, и ее обсуждение;

встречи, беседы с психологами, мастерами детской игрушки;

психологические тренинги, общение с родите-лями, консультации -- групповые, индивидуальные...

В разных советах и консультациях нуждаются се-мьи, где растет один ребенок, два, многодетная се-мья, родители детей разного возраста, пола, темпера-мента. Семья с присущей ей, как правило, атмосфе-рой защищенности, заинтересованности в ребенке, создает благоприятные условия для самовыражения детей, особенно не уверенных в себе, малообщитель-ных, и не только в процессе сюжетно-ролевых, режис-серских игр, но и игр с правилами со своими братья-ми и сестрами, родителями. Так, игрой в шашки, шах-маты, если они любимы в семье, «заражаются» часто и школьники, участие в них, в том числе в «семейных турнирах», немало дает ребенку -- и не только для развития его мышления, волевых качеств. Успехи в таких совместных играх способствуют и формирова-нию позитивной самооценки ребенка, его «Я - концепции», кроме того такая совместная деятельность спла-чивает и членов семьи, сближает их. Повышение в процессе таких семейных игр компетентности, уве-ренности ребенка в себе нередко позитивно сказыва-ется, в свою очередь, и на его статусе в группе свер-стников в детском саду, притягательности для ровес-ников, что также немаловажно.

ИГРА... И ВОСПИТАТЕЛЬ

В НАШЕМ разговоре об игровой деятельности дошкольника не могу не затронуть вопрос о подго-товке воспитателя к работе по программе «Пралес-ка», другим гуманистически ориентированным про-граммам, отводящим центральное место «специфи-чески детским» видам деятельности, в числе которых прежде всего -- игра. Здесь пока еще, к сожалению, немало проблем. Их решение, как нам представля-ется, в значительной степени связано:

с изменением, совершенствованием системы подготовки специалистов дошкольного образова-ния в педагогическом училище, колледже, вузе;

с созданием учебников по специальным дисцип-линам нового поколения, отвечающих Концепции дошкольного образования в Республике Беларусь, идеям гуманизации непрерывной системы образова-ния;

с развитием профессионального самосознания воспитателя, изменением его профессионально-цен-ностной ориентации, усилением центрации в про-цессе профессионального образования и самообра-зования на ведущей деятельности дошкольника - игровой.

Важно, чтобы с детьми в детском саду работал пе-дагог, владеющий знанием внутренних закономерно-стей этой непростой деятельности, умеющий играть, общаться посредством игры со своими воспитанни-ками, осознающий ее ценность для их разносторон-него развития, создающий благоприятные условия для детской игры. Как рады такому воспитателю дети!

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аберган В.П., Лявонава А.К., Арлова Т.У., Калмюуская М.А. Народная спадчына -- дашкольшкам. -- Мн., 1998.

2. Абраменкова В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?: современный ребенок в «игровой цивилизации». -- М., 1999.

3. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практи-ка использования в детском саду. -- М., 1985.

4. Васильева O.K. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. -- Брест, 2000. -- 124 с.

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом разви-тии ребенка// Вопросы психологии. -- 1966. -- № 6.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -- М., 1991.

7. Григорьев С.В. Архитипы игры и некоторые совре-менные особенности «Человека играющего»// Мир психоло-гии. -- 1998. -- № 4.

8. Груздова Е.В. Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя: Автореферат. --Архангельск, 2001.

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -- М., 1986.

10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -- Мн., 1997.

11. Запорожец А.В. Изменение моторики ребенка-дош- кольника в зависимости от условий и мотивов его деятельно- сти// Известия АПН РСФСР. -- 1948. -- Выпуск 14.

12. Игра дошкольников/ Под ред. С.Л. Новоселовой. -- М., 1989.

13. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Материалы Международной научно-практической конференции 11 -- 14 апреля 1995 г. -- М.: Прометей, 1995.

Игры и упражнения по развитию умственных спо-собностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. -- М., 1989.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»