курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Особенности психической деятельности леворуких детей

курсовые работы

Особенности психической деятельности леворуких детей

9

Московский социально-педагогический институт

Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии

Заочное отделение

Реферат

Особенности психической деятельности леворуких детей

Москва 2009

Оглавление

  • Введение
  • Латерализация функций полушарий головного мозга
  • Особенности психической деятельности леворуких детей
  • Заключение
  • Литература

Введение

Говоря о психических особенностях леворуких детей, каждый воспитатель отметит две: необыкновенная способность к творческому переосмыслению действительности и трудности овладения графическими навыками. Дошкольника приходится учить писать, ведь неизвестно, как отнесутся в школе к его левшеству, не будет ли ему нанесена психологическая травма. Но научить его чему-либо достаточно сложно, ведь он всегда предлагает свои правила игры. Проводишь презентацию обучающего пособия, а он заявляет: «Нет, няня, сейчас я покажу тебе, как в это правильно играть!» Предлагаешь раскрасить киску, а он рисует «дождик» и говорит, что киска ушла домой. И вот уже карандаши, вместо того, чтобы рисовать, играют в динозавров. Маленький левша представляет собой серьезную задачку для воспитателя, проверку на креативность. Возможно, понимание механизмов левшества и особенностей психической деятельности таких детей поможет нам решать педагогические задачи, связанные с их воспитанием и обучением.

Латерализация функций полушарий головного мозга

У человека в отличие от животных наблюдается функциональная асимметрия полушарий (латерализация функций). В конце 60-х годов пршлого столетия это установил английский психиатр С. Кенникот с помощью одностороннего выключения у психически больных одного из полушарий электрическим током. На основании полученных наблюдений он сформулировал положение о «левополушарных» и «правополушарных» людях. Функциональное доминирoвaние одного из полушарий сопровождается aнатoмической асимметрией мозга. Это обнаруживается на горизонтальном срезе, проведенном через полюсы лобных и полушарий.

Новые важные данные о структурных основах сознания получены недавно при наблюдениях над больными, у которых с целью облегчить или хотя 6ы ограничить развитие не поддающихся консервативному лечению эпилептических судорог одной половиной тела, когда было произведено рассечение мозолистого тела и передней спайки (расщепленный мозг). С помощью психологических тестов Р. Сперри и его сотрудники пришли к выводу, что функции обеих половин мозга существенно различаются. Как показали эти наблюдения, изолированное левое полушарие и с субъективной точки зрения самого больного, и объективно (с учетом наблюдения за поведением больного) так же эффективно обеспечивает владение письменной и устной речью, как и нерасщепленный мозг. Следовательно, это полушарие (или какие-то его области) можно считать главным нейронным субстратом названных функций и у нормальных людей. Изолированное правое полушарие не обеспечивает речь, однако и его возможности достаточно широки. Оно способно к зрительному или тактильному распознаванию форм и в определенной степени к пониманию речи: больные выполняют услышанные команды, читают простые слова, а в некоторых случаях даже пишут или копируют их (хотя при этом остается неясным, присутствовало ли такое правополушарное понимание речи до операции или развилось после нее). Эти исследования позволили заключить, что у каждого полушария имеются особенности памяти, тонуса, характера мышления, т. е. левое полушарие воспринимает и обрабатывает преимущественно сигналы второй сигнальной системы (абстрактное мышление), а правое - преимущественно сигналы первой сигнальной системы (образное, конкретное мышление). Однако в организме оба полушария работают как единое целое и имеют комплементарные отношения, т.е. дополняют друг друга. При выработке условного рефлекса в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время yпрочения рефлекса - левое. Правое полушарие осуществляет обработку информации одновременно, синтетически, по принципу дедукции (от общего к частному), при этом лучше воспринимаются пространственные и относительные признаки предметов. Левое полушарие производит обработку информации последовательно, аналитически, по принципу индукции (от частного к общему), лучше воспринимает абсолютные признаки предметов и временные отношения. В эмоциональной сфере правое полушарие обусловливает преимущественно более древние, отрицательные эмоции, контролирует проявления сильных эмоций, в целом оно более «эмоционально». Левое полушарие обусловливает в основном положительные эмоции, контролирует проявление более слабых эмоций. В сенсорной сфере роль правого и левого полушарий лучше всего проявляется при зрительном восприятии. Правое полушарие воспринимает зрительный образ целостно, сразу во всех подробностях, легче решает задачу различения предметов и опознания бессмысленных предметов, которые трудно описать словами, создает предпосылки конкретно-чувственного мышления. Левое полушарие оценивает зрительный образ расчлененно, аналитически, при этом каждый признак (форма, величина и др.) анализируется раздельно, легче опознаются знакомые предметы. Леворукость и праворукость также свидетельствуют о латерализации функций - большинство людей правши. Как правило, речевые центры располагаются лишь в левом полушарии. У некоторых левшей они находятся там же, а в других случаях либо в правом, либо в обоих полушариях. Накапливается все больше данных о том, что правое полушарие справляется с определенными заданиями лучше, чем левое. Таким образом, правильнее говорить не о доминировании полушарий вообще, а об их взаимодополняющей специализации с преобладанием речевых функций (как правило) у левого. Левое полушарие «специализируется» не только в речи, но и в двигательных актах (так как левая премоторная кора участвует в выработке стратегии любого движения независимо от того, выполняется оно правой или левой стороной тела). Латерализация функций при обработке сенсорной информации проявляется в соответствующих изменениях электрической активности мозга. При сопоставлении событийно связанных ВП на латерализованные зрительные стимулы, опознание которых основывалось на обобщенном или аналитическом описании признаков, выявлены определенная общность региональной и полушарной специализации отдельных операций и различия, зависящие от типа опознания. Общим явилось преимущественное участие каудальных отделов правого полушария в осуществлении начальных операций опознания и ассоциативных отделов левого на этапе классификации. При этом отмечается специфика превалирования отдельных компонентов ВП.

Особенности психической деятельности леворуких детей

Негативное отношение к леворуким в нашей стране имеет свою историю. В 1924 году доктор А. Капустин в работе «Детская леворукостьи проблема воспитания левой руки» представил результаты исследования левшей в неврологической клинике. Его вывод: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, Т. е. обладать хорошим физи ческим развитием и высокой степенью одаренности, но чаще всего (при близительно в 3/4 случаев) левша все-таки есть дегенерат». Обследование проводилось в неврологической клинике, т. е. среди больных детей, поэто му столь резкая оценка не имела никаких оснований. Представления о связи между леворукостью и низким уровнем умственного развития существуют и сегодня, несмотря на то что специальные психологические исследования доказали их несостоятельность. Выраженность праворукости и леворукости бывает разной. Есть люди, умеющие работать только левой или правой рукой. Их еще называют «выраженные левши», «выраженные правши». Кто-то использует преимущественно одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой рукой («невыраженные левши» и «невыраженные правши»). Есть и те, кто одинаково хорошо выполняет любые действия, даже очень сложные (в том числе письмо, рисование, вязание и т. п.), и правой, и левой рукой. Таких людей называют амбидекстрами (от лат. ambo -- оба, dexter -- правый). Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Это понятно, так как незнание причин леворукости, ее неразгаданные тайны рождают легенды. Некоторые из этих гипотез могут показаться смешными и нелепыми, другие вполне логичными, но каждая из них - еще один шаг к постижению этого явления. Прежде всего, стоит уточнить, что мы рассматриваем только один вид левосторонней асимметрии - леворукость (вариант асимметрии, когда ведущая рука - левая). Вместе с тем у человека могут быть ведущими (работающими более активно и эффективно) левый глаз, левое ухо, левая нога, т. е. левша может быть не только леворук. Однако такие случаи, когда у человека ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо - левые, чрезвычайно редки. Чаще это сочетание левосторонней и правосторонней асимметрии. Археологические и палеоантропологические данные дают основания считать, что предки человека в основном были праворукими. Каменные орудия, во множестве дошедшие до нас, приспособлены для правой руки. Наскальные изображения обведенных рук, как правило, левые. Значит, древние «художники» работали правой рукой. Однако уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, и не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство о леворукости находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В войске Вениамина «из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо», Т. е. леворукие были ловкими, меткими, умелыми воинами. Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на две группы. Первые объясняют леворукость воздействием среды на развитие ребенка до и после рождения. Вторые выдвигают различные варианты генетической обусловленности леворукости. Многие исследователи выделяли в качестве причины леворукости условия воспитания, требования среды. Причем влияния среды могут сильно различаться, но традиционное соотношение леворуких и праворуких мало зависит от условий жизни людей. Однако вариант социальных влияний при возникновении леворукости мы не можем исключить полностью. Еще один вариант возникновения леворукости - так называемая патологическая (компенсаторная) леворукость. В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве леворуких, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками общего и речевого развития. Это дало основание говорить о патологическом происхождении леворукости. Причем есть сторонники крайних взглядов (таких, правда, меньшинство), утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений леворуких в семье, имеет только патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга. Дисфункции, в свою очередь, в большинстве случаев объясняются родовыми травмами. Действительно, статистика прослеживает определенную зависимость между отклонениями в протекании беременности и родов (низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного, травмы и ряд других факторов) и появлением на свет леворуких детей. Леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, в развитии моторных функций. Очень высок процент леворуких детей среди близнецов (около 20%). По мнению американских ученых С. Спрингер и Г. Дейча, существует феномен так называемого зеркального отображения, проявляющийся у 25 % однояйцевых близнецов. Суть ero в том, что один - зеркальное отображение другого вплоть до направления завитков волос на голове и отпечатков пальцев. Один из близнецов может быть левшой, а другой - правшой. Феномен зеркального отображения позволил предположить существование еще одного варианта возникновения леворукости. В тех случаях, когда выживает один член однояйцевой близнецовой пары, которая разделилась в критический для возникновения зеркального отображения период, должен родиться леворукий ребенок. Наряду с мнением о значительных сложностях развития леворуких детей есть и прямо противоположное представление об уникальных спосо6ностях леворуких людей. Считается, что леворукие - люди творческие, эмоциональные. Леворукими были такие известные люди, как математик Пифагор и известный древнегреческий ученый Аристотель, великие художники Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Леворукими были Ньютон и Наполеон, Эйнштейн и Чаплин, Черчилль и Пикассо. Возможно, наш леворукий воспитанник станет таким же успешным, как Билл Гейтс, или известным, как Джулия Робертс.

Заключение

В русском языке слово «левша» ассоциируется со словом «талант». Действительно, эмоциональность и целостность восприятия этих людей ставит их выше среднего уровня. Неординарность мышления дает им определенные преимущества. Но в чем-то они испытывают трудности: в аналитическом восприятии, в зрительно-пространственной координации, в графических навыках, в овладении грамматикой. Задача педагога - учитывая особенности психической деятельности леворуких детей, помочь им справиться с этими трудностями и проявить свои необыкновенные таланты.

Литература

1.
Безруких М.М. Леворукий ребенок. - 2-е изд.,дораб. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 64 с.: ил. - (Будущий первоклассник)

2. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384с.

3. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»