курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Место реабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла

курсовые работы

Место реабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла

16

16

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Реабилитационная педагогика

по теме:

Место реабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла

Донецк 2009

План

1. Научные направления смежные с реабилитационной педагогикой

2. Концепция здоровья и патологии человека доктора А.А. Уманской

1. Научные направления смежные с реабилитационной педагогикой

Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки является ключевым для ее развития на современной этапе. Тем не менее, к антропологическому циклу в науковедении относятся науки, исследующие собственно человека в самых различных аспектах, хотя одни воспринимаются в этом цикле привычно и естественно, а появление в нем других вызывает удивление и даже недоумение. К антропологическим наукам сегодня относят экзистенциальную философию психологию, физиологию высшей нервной деятельности, педагогику, этнологию, экологию человека и т.п. Также по праву в этот перечень войдут частные научные направления, существующие в границах перечисленных, и различные стыковые направления, как-то: антропософия, синергетика, холистическая медицина, квантовая генетика, конструктивная психология, соционика, этнопсихология, этнопедагогика, андрагогика, педагогическая герменевтика и т.д.

Целенаправленно завершая изучение реабилитационной педагогики как предметной области рассмотрением ее взаимосвязей с науками антропологического цикла, которое невольно просвечивалось через канву рассуждений предыдущих параграфов, естественно начать с педагогики.

На антропологический характер педагогики ученые указывали уже достаточно давно (Кд. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев и др.). Безусловно, реабилитационная педагогика как частнопедагогическое на правление имеет тесную взаимосвязь не только с коррекционной и специальной педагогикой, но и с другими частными направлениями педагогической науки и практики. Особенно -- с социальной педагогикой и андрагогикой.

Социальная педагогика имеет существенное пересечение с исследовательским полем реабилитационной педагогики. Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, ранее называвшиеся «дети-инвалиды», а также большинство детей с другими видами происхождения социальной дезадаптации нуждаются в социальной помощи, значительная часть которой осуществляется через социально-педагогическую реабилитацию (М.А. Жданова, СА. Расчетина). В идеале реабилитационно-педагогическая работа учителя в общеобразовательном контексте получает усиление эффективности при тесном взаимодействии с социальным педагогом, но не полном делегировании ему этой функции. Совпадение сфер реабилитационной и социальной педагогики происходит, в основном, на личностном уровне рассмотрения и преодоления проблем человека в его развитии, при достаточно явном нарушении процесса социализации, что отражено в виде взаимосвязи пересекающихся множеств.

Доказано что социально-педагогической деятельности и особенно социальной работе имманентна (внутренне изначально присуща) реабилитационная составляющая (Е. Сикорская). Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не в качестве объекта воспитания, но субъекта социального действия, социального обновления. То есть сама специфика работы предполагает действия не в коррекционном, через внешнее вмешательство и исправление, а через создание условий у возрождения, то есть в реабилитационном ключе.

Однако указанное не означает, что реабилитационно-педагогическая работа обязательно должна и может осуществляться лишь в рамках социально-педагогического подхода, хотя в нем наиболее близко нашему взгляду представляется авторское прочтение социально-реабилитационного направления С.А. Расчетиной, прослеживающееся и у ее последователей (М.А. Ждановой, ИБ. Чистовой и др.). Несмотря на активное развитие, социально-педагогического направления в общеобразовательной школе, она не является социально-реабилитационным учреждением, и метод социальной педагогики не будет в ней ведущим, ни в какой образовательной форме.

Основным принципом социально-педагогической работы с детьми с отклоняющимся поведением было «изменять среду, а не ребенка. В реабилитационно педагогической позиции в общеобразовательном контексте при сохранении средового подхода акцент несколько иной: задавать школьной образовательной среде такие характеристики чтобы обеспечить восстановление внутренних сил и энергии человека, прежде всего, душевно-духовной, я активного самовосстановления, позитивного самоизменения и саморазвития.

Методы, используемые в разных школах реабилитации, основываются на идеях, разработанных для реабилитации аномальных детей в конце сороковых годов 20 века великим венгерским врачом и педагогом А. Пето в рамках кондуктивной педагогики (от английского «руководитель, инструктор»). В кондуктивной педагогике не существовало понятия «больной ребенок» -- лишь варианты нормы, более или менее удаленные от медианы, а принцип «мотивации» был основой руководства активностью ребенка.

Педагогическая герменевтика с ее представлениями о понимающем мышлении (Л.М. Лузина и др.), фокусируется на проблеме понимания педагогом ученика как одной из центральных, что является сущностным для общения учителя и особенных учащихся. Познание, постижение внутреннего мира школьника с погружением в него, вскрывая слой за слоем, как при чтении и толковании многозначных текстов, вместо привычного изучения позволяет устранить саму возможность линейных воздействий, что особенно важно для формирования среды межличностного духовного общения в фундаменте реабилитационной образовательной среды.

Андрагогика как наука об образовании взрослых (С.Г. Вершловский, СИ. Змеев, ЭМ. Никитин, Р. Ноулз, А.П. Ситник и др.) позволяет обеспечить специфику реабилитационной работы педагога во взаимодействии с родителями учащихся, специалистами из смежных областей, непосредственно или косвенно подключающихся к обеспечению образовательного процесса.

Также проявление андрагогического аспекта в реабилитационной педагогике обнаруживается при рассмотрении самореабилитационной активности учителя, ее мотивации, освоения средств и способов. Обеспечение условий процесса профессиональной самореабилитации педагога (АВ. Гордеева) в системе повышения квалификации, деятельности муниципальной и внутри - школьной методической служб также опирается на андрагогические закономерности и принципы: объединения профессиональных и личностных интересов и потребностей взрослых обучающихся, опора на их собственную образовательную активность и т.д.

В последние десятилетия в психолого-педагогических исследованиях применяются общенаучная методология системного подхода и, в частности, теория «синергетики» (В.Г. Афанасьев, Т. Парсонс, ВП. Казначеев, Н.Н. Моисеев, Э.Г. Юдин, Ю.А. Урманцев и др.). В отличие от традиционных научных направлений, рассматривающих, в основном, жестко детерминированные явления, реализующиеся в замкнутых системах, синергетика делает акцент на изучение систем открытого типа, основными принципами существования которых являются самоорганизация и саморегуляция. Если мы вспомним данное И.П. Павловым определение человека как уникальной системы, то увидим, что эта система является синергетической: сложная, открытая, нелинейная (то есть нежестко, вероятностно заданная в своем развитии) и самоорганизующаяся.

Осуществляемое такой самоорганизующейся системой постоянное, активное взаимодействие с окружающей средой и обуславливает возможность использования необходимой организации последней ля обеспечения включения системой внутреннего само - реабилитационного механизма.

Другой особенностью саморегулирующейся системы является возможность гибкой и недетерминированной иерархии ее структурных элементов, предполагающая информационно-энергетическую открытость и активность системы за счет постоянного взаимодействия с другой системой или внешней средой. Синергетический подход предполагает новое диалектическое содержание категории детерминации, которое основывается на равновероятности события случайного и необходимого в жизни сложных систем. В жизни любой сложной системы случайность и необходимость, устойчивость и неустойчивость ее состояния взаимодополняют друг друга (ВП. Казначеев и др.).

Таким образом, синергетика позволяет применять к исследованию человека законы развития, функционирования и восстановления открытых нелинейных систем, каковым и является человек.

Методологическое значение системного подхода состоит в том, что он позволяет оценить особые целостные свойства теоретического базиса исследуемых процессов, раскрыть динамику их функционирования и развития.

Решение частной проблемы формирования реабилитационно-педагогической среды обнаруживает ее тесную взаимосвязь с другими вопросами из области экологии, что позволяет провести их системный анализ по основанию общенаучного базиса. На основании опыта научных описаний В.А. Ганзеном (1984) был сформулирован следующий постулат: «Любая реальность наблюдаемого мира описывается пространственными, временными, энергетическими и информационными характеристиками». Эти четыре понятия: пространство, время, энергия и информации были приняты за общенаучный базис, полнота набора понятий в котором имела эмпирическое обоснование.

В соответствии с методом стандартного разложения множества признаков исследуемого объекта по элементам общенаучного базиса, можно рассматривать любые привлекающие нас объекты через множество их признаков, соотнося таковые на основании операции определения семантической (содержательно-информационной) близости с элементами указанного общенаучного базиса.

В современной экологической проблематике выделятся следующие аспекты: природа, человек, общество и образование, от изучения экологических проблем которого неизбежен переход к остальным. Признавая аллегорическую условность проводимого сопоставления, получаем пары:

Природа - « время»;

Общество- « пространство»;

Образование- « информация»;

Человек- « энергия».

Природа протяженно существует во времени, в этой природе образуется некоторое пространство, как множество людей -- общество; образование в обществе дает информацию об окружающем мире, а человек представляет собой «энергетический субстрата. Таким образом показана полнота набора четырех определившихся к на времени экологических составляющих.

Множество причин необходимости проведения реабилитации в соответствии с классификацией В. С. Мановой-Томовой также содержит 4 элемента, что позволяет разложить и это множество по общенаучному базису, произведи упорядочение его элементов и последующее сопоставление их с четверкой элементов эко логического профиля.

Тем самым подтверждается наличие педагогического аспекта реабилитации как имеющего самостоятельное значение и связанного с собственно человеческим в человеке -- со сферой духа.

Необходимость достижения гармонии в связке «Человек -- Образование» в ее взаимообратных зависимостях подсказывает один из реальных путей приближения к ней -- извлечение на поверхность индивидуального и общественного сознания мысли об актуализации ее значимости в современных условиях. Принципиально важно движение: от обеспечения экологии образования -- к обеспечению экологии Человека через придание образовательному пространству свойств, гарантирующих ее. Существенно для сегодняшнего дня также понимание невозможности одностороннего линейного движения. Важна и зависимость, в известной степени, экологии образования от экологии человека как обеспечивающего первое. А потому принципиально само серьезное обращение педагогов к экологическим проблемам.

Эволюция жизни человека определяется генотипическими (через структуры ДНК и РНК) и фенотипическими, или приобретенными (в том числе, воспитанными) в связях с окружающей средой особенностями, которые, в свою очередь, тоже передаются потомкам. Достаточно объяснимо и воспринимаемо влияние через связи с окружающей средой на фенотипические качества человека, их преображение. Однако сегодня учеными доказано (исследования сотрудников Института квантовой генетики под руководством доктора биологических наук П. Горяева) чувствительность к речи и чувствам структур ДНК (подобно чувствительности к радиоактивному излучению) Поскольку общеизвестна сила влияния слова, особенно в педагогической работе, возникает возможность создавать конструктивные условия даже для восстановления поврежденных структур ДНК.

Современное гуманистическое представление о целостном человеке предполагает его рассмотрение в целостном системном триединстве: физического тела, души и духа, если следовать терминологии, принятой в христианской традиции и используемой сегодня в холистической медицине (Е. Кучис, А.И. Субетто и др.) или биологической (природной), культурной (социальной) и экзистенциальной (духовной) сущности -- в тер минах антропоцентрической педагогики (ОС. Газман, Л.К. Рахлевская и др.).

С этими представлениями перекликается представление с позиций современной философии образования о культуре как торжестве Разума, Эмоций и Веры (В.А. Разумный), порождающем человеческую способность создавать и познавать духовные ценности, главной из которых является ценность человеческой индивидуальности, неповторимости (ВЭ. Вульфов, АМ. Лузина и др.).

Но еще итальянскими гуманистами особо выделялась задача ревностного изучения всего, что составляет целостность человеческого духа. Век 20 все более, особенно настойчиво на рубеже с 21 веком, обнаруживал логику выделения духовной, собственно человеческой сущности человека.

Эта же логика прослеживается в распространении реабилитационно-педагогических подходов к образовательной работе с «проблемными» «особенными» детьми. Для развития реабилитационной педагогики в общеобразовательном контексте как отражения объективной тенденции особое значение представляет сущность собственно педагогической реабилитации с ее доминантой на «душевно-духовном» аспекте в рассмотрении проблем человека, трактуемом с позиций становления и развития его субъективности и не отождествляемом с сугубо религиозной трактовкой человеческой духовности.

Педагогическая реабилитация как процесс и результат восстановления целостности душевно-духовной сферы подростка (его индивидуальности) и активной способности к саморазвитию создает условия для дальнейшего нормального, т.е. максимально возможного при соответствующих условиях, функционирования и развития человека.

Основой для такого подхода послужили:

- Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Бернс), дающая феноменологические ориентиры субъектоцентризма, с ее представлениями о роли самовосприятия личности;

- Антропософия Р. Штайнера с ориентацией на бережное разворачивание духовной жизни личности и ориентированная на духовность и развитие творческих способностей (аналогичную позицию находим и у других мыслителей);

- Духовная психология, развивавшая в теоретической психологии конца 20 века вектор в направлении от исследования психофизиологического полюса как основы личности, социокультурной ипостаси человека, к другому полюсу, находящемуся на стыке душевной жизни человека и его духовного бытия, к исследованию становления субъективного духа человека в ходе его жизни (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, ВИ. Слободчиков и др.).

Однако хорошо известная мысль о том, что в здоровом теле здоровый дух, обращает нас к современному концептуальному знанию о здоровье человека, начиная от физического и завершая остальными его аспектами, соответствующими триединой природе человека.

2. Концепция здоровья и патологии человека доктора А.А. Уманской

Одна из важнейших для реабилитационной педагогики новая концепция здоровья и патологии человека доктора А.А. Уманской, была создана на широкой междисциплинарной основе после открытия ею в конце 20 столетия медленного системного процесса, названного ЭНЭИд -- эмбриогенетический нейроэндокринный иммунный дефицит. Это медленный процесс, отрицательно сказывающийся на функционировании основных регуляторных систем (нервной, эндокринной и иммунной) в основе которого лежит внутриутробное инфицирование программы развития будущего человека, в первую очередь, вирусами респираторной группы.

В результате нарушаются функции древнейшей биоэнергоинформационной защитно-приспособительной системы, морфологическим субстратом которой является соединительная ткань. Концевые биологические активные терминами системы (биологические активные точки на поверхности кожи) осуществляют обмен информацией между внутренней и внешней средой на биорезонансной основе.

ЭНЭИД особенно ускоряет свое развитие в человеческой популяции в последнее десятилетие, а признаки ЭНЭИд, передаваясь по наследству, проявляются в каждом последующем поколении на 10--25 лет раньше. Скорость и направление его развития зависит от экологических условий и образа жизни человека и его семьи. В первых поколениях он определяет скорость процессов старения, сокращая жизнь. По мере накопления нарушений в последующих поколениях им определяется тяжесть, характер, направленность, скорость течения различной патологии человека: фарингит, ларингит, тонзиллит, детский церебральный паралич, рассеянный склероз.

Таким образом, объясняется известный факт, что каждое новое поколение имеет склонность к тем болезням, которые есть у их родителей, плюс новые, вызванные, как теперь понятно, не только дальнейшим ухудшением генетического аппарата и внешних неблагоприятных факторов.

ЭНЭИд возникает в организме плода в период внутриутробного его развития и ведет к нарушению своевременности в этапности развития отдельных структур, органов, нарушая формирование важнейших защитных и регуляторных систем. Это приводит к изменению основы духовного, психического и физического здоровья, снижает творческий потенциал будущего человека, нарушает его связи с окружающим миром.

ЭНЭИД влияет на психоэмоциональные особенности человека (интеллект, тип высшей нервной деятельности, характерологические особенности, поведенческие реакции). Являясь первичным иммунодефицитом, ЭНЭИд лежит в основе и предшествует всем вторичным иммунодефицитам: экологическим, энергетическим, специфическим (СПИД).

Участившиеся во всем мире болезни с невыясненным происхождением, появление невирусного СПИДа, «вируса усталости» кажутся разнородными явлениями. Тем не менее, исследования сотрудников лаборатории «Диагностика, прогнозирование и профилактика ЭНЭИДа» Московской медицинской академии имени ИМ. Сеченова в последующий после открытия периода доказали, что именно ЭНЭИД дает им объяснение. Аналогично обстоит и с многообразными проявлениями школьной дезадаптации, которая проявляется в функциональных расстройствах различных систем организма, снижении его сопротивляемости к различным болезням, а главное сказывается на обучении, т.к. формирует мозговые дисфункции.

Под влиянием хронических очагов инфекции возникают различные функциональные нарушения работы ветвей черепно-мозговых нервов, иннервирующих мышцы лица, глаз, ушей, носа, языка и т. д., что приводит к появлению стойких патологических очагов в структурах головного и спинного мозга и нарушениям функции нервной, эндокринной и иммунной систем. Одновременное нарушение функции кожно-мышечных ветвей этих нервов легко обнаружить самому человеку, на чем основывается возможность самодиагностики и, что гораздо важнее, самовосстановления здоровья всех участников образовательного процесса, а для педагога -- сознательного включения в работу по восстановлению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. Нормализация работы ветвей черепно-мозговых нервов приводит к восстановлению иммунной, нервной, эндокринной систем организма, улучшению работы адаптационных механизмов и включению его внутренних резервов.

Общая антролология дает отдельные пространства философии, психологии, педагогике и др. Однако в человеческом существе отдельных пространств в чистом виде не существует: они как бы есть (физическое тело, психика и тд.), но разделить их невозможно, да и механически соединить тоже не получается.

Антропологическое знание связано с человеком и его жизнью как целостными образованиями. Под влиянием наук о человеке, по крупицам собиравших гуманистические идеи, пронизанные духовным началом, человеческая жизнь приобрела ценность и смысл, что точно выражено у В. Франкла: «Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни и, осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым сам себя».

Карл Юнг возродил идею единого мира, показан, что психика и материя это два различных аспекта одного и того же. Чем больше «материя одухотворялась», тем больше показывалась истина, необратимо сливаясь с наукой, и раскрывала целостность человека как одной из сложных открытых нелинейных систем, изучаемых синергетикой.

Даже в естественных, относящихся к классическим наукам, не признающим духовной силы, пропитывающей всю материю, неуклонно проявляются новые тенденции. Именно среди физиков обнаруживаются способные показать непротиворечивое единство мира грубых материй (мира явного) и мира тонких материй (неявного) (А.А. Казначеев, В.Н. Волченко, Махариши Махеш Йоги и др.).

Последний ввел представление о том, что сознание является основным, фундаментальным полем жизни. Самым важным сегодня является именно процесс развития сознания человека и создания условий у его расширения, ускоряемого с помощью антропологического знания.

Принцип моделирования в современной антропологии является главным (Л.К. Рахлевская и др.). На пример, «Пирамида» -- символ совершенного чело века, прочно стоящего на Земле, но устремленного возвышенной духовной душой к единению с небеса ми «Крест» -- символ человека, реализующегося в своей земной жизни и в социуме, как личность (горизонтальная составляющая), и в своей духовной устремленности к первоисточнику, как индивидуальность (вертикальная составляющая), соединяя в своей душе и то, и другое (точка пересечения). Используя принцип моделирования человека как микрокосма, который порождает целостное концептуальное человеко - ведение как сопряжение всех планов человеческого существования, становится возможным описывать процессы понимания, постижения, откровения и глубинного духовного осознания.

Эзотерическое концептуальное человекознание (АК. Рахлевская, МН. Аплетаев, АВ. Гезь, А.К. Москатона) есть системное знание, связанное с постижением тайного, скрытого в нас самих, внутреннего микрокосма, каким является проявление человека на всех возможных планах своего бытия (те. человека как целостного образования) со сложным «оркестром энергией)), создаваемым человеком в процессе своего совершенствования.

Рост души человека проходит через процесс индивидуализации, когда создается интегрированная личность или творческий человек. В это время душа пробуждается и выстраивает себе духовный Путь, раскрывая Смысл Жизни и Предназначение. Рост души определяет возрастную периодизацию и кризисы развития.

В освоении новых духовных пространств представляет интерес конструктивная психология, философско - психологическая дисциплина, определяющая восстановление одним из основных, наряду с функционированием и развитием, бытийных процессов человека и изучающая принципы и методы эффективного восстановления, оптимального функционирования и интегрального раз вития человека в течение жизненного цикла. В каждой из «великих психических культур», по выражению конструктивных психологов, имеется свое понимание интегрального развития, оптимального функционирования и эффективного восстановления. В соответствии с современной тенденцией глобализации образования граждан мира идет поиск использования совокупного потенциала, превосходящего возможности каждой отдельной психической культуры, однако конструктивно может быть использовано и знание специфики проявления в определенных этнокультурных условиях чело века как сложной открытой нелинейной системы.

Литература

1. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологи. М. - 2007.

2. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика. М. - «Академический Проект». - 2005.

3. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: от теории - к практике. Монографія. - М., 2001.

4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологи и психогигиене общения. М. - 1987.

5. Манова-Томова В.С., Пирьева Г.Д., Пишулиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. - «София». - 1981.

6. Морзов В.В. Антология реабилитационно-педагогического опыта. М. - «Академический Проект». - 2005.

7. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М. - 1995.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»