курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Исследование творчества А.Л. Барто

курсовые работы

Исследование творчества А.Л. Барто

Тема урока: исследование творчества А.Л. Барто

Оборудование:

- карточки формата А4 с фамилиями авторов и названиями изученных

стихотворений

- сборник стихотворений А. Барто для каждого учащегося.

Ход урока

1 Организационный момент

- Сегодня на уроке чтения нам потребуется быть особенно внимательными как настоящие исследователи-литературоведы. Поможет настроить внимание наша любимая игра «Муха».

Приведём краткое описание правил игры. На доске начерчено игровое поле: квадрат, разделённый на 6 одинаковых квадратов. В центре сидит воображаемая муха, она движется по одному шагу вниз, вверх, вправо и влево по игровому полю. Учитель задаёт путь мухи, а дети должны указать, где она оказалась. Цветной магнит показывает местоположение мухи. Игровое поле может быть открытым для обозрения, а может быть и скрыто.

2 Проверка домашнего задания

- Прекрасно, ваше внимание настроено, давайте подведём некоторые итоги работы по разделу «Поэтическая тетрадь».

- Произведения какого жанра в нём представлены?

- Стихотворения.

На доске закреплены в произвольном порядке карточки, на которых написаны фамилии авторов и названия произведений: С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Е. Благинина. Разлука, Гроза днём. Котёнок. Если. Кукушка.

- Прочитайте записи на доске. На какие две группы можно их разделить?

- Фамилии авторов и названия произведений. Дети формируют группы.

- Что теперь необходимо сделать для правильности оформления?

- Соотнести фамилию автора и название произведения. Дети выполняют работу. В случае возникновения разногласий обращаются к разделу учебника «Содержание».

- Задание выполнено правильно.

3 Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем исследовать произведения одного из этих авторов. Постарайтесь узнать его сами по отрывкам из произведений: «У Танюши дел немало. У Танюши много дел: Утром брату помогала, Он с утра конфеты ел…», «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс…».

- Агния Львовна Барто.

На доске остаётся карточка с записью фамилии автора, остальные снимаются.

- Мы проведём исследование - изучение творчества поэта. Исследователь - прежде всего внимательный и заинтересованный читатель, от которого не ускользнёт ни одно слово автора. Итак, давайте откроем книгу на странице 115 и начнём нашу работу.

4 Основной этап - процесс исследования.

- Материал для нашего исследования перед вами. Стихотворение «В театре».

Послушайте его.

- У многих из вас я заметила улыбку. А ведь её подарила нам Агния Львовна Барто.

- Как же ей это удалось? В чём секрет общения автора с читателем?

- Чтобы приоткрыть эту тайну поэзии мы будем перечитывать это стихотворение по частям, наблюдать за мыслью автора и делать выводы. Приступим к работе.

- Как называется стихотворение? Тот, кто его не читал, может подумать что оно о…. ( интересном спектакле и т.п.). А так ли это на самом деле? (Нет). Ожидания читателя и героя (совпадут или нет), проверим.

- Итак, прочитайте первое четверостишье.

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

- Сколько лет было нашей героине?

- Она моложе или старше вас?

- А что представляет собой балетный спектакль?

- Что же мы узнали о героине?

- Маленькая девочка первый раз в театре.

- Прочитаем следующий отрывок.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

- В какое время года происходит действие? Докажите.

- Впервые появляется предмет - герой этого стихотворения? Что это такое?

- Номерок.

- Читаем следующий отрывок.

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла,

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

- Сколько в нём предложений?

- Сколько восклицательных? Прочитайте их.

- Для чего автор их использует?

- Какие чувства переполняют девочку?

- Волнение, предвкушение радости.

- Трудно ли три помножить на три?

- Почему девочка не смогла бы это сделать?

- Какое слово повторяется в начале двух предложений?

- Для чего?

- Долго ждала. Мечтала побывать там.

- Продолжаем.

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

- Что мечтает увидеть девочка?

- Почему не смеет дышать?

- Замерла от восторга, ждёт начала спектакля.

- При этом наш маленький герой не забыт. Прочитайте и о нём.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу - нету номерка.

- Отчего вздрогнули подружки.

- Какой глагол использован для названия действия оркестра?

- Грянул.

- Как это понять?

- Громко заиграл.

- В какой момент напряжение достигает предела?

- Вдруг вижу… Автор ставит тире - остановка, пауза.

- Что могла бы увидеть девочка?

- А тут неожиданно…

- Нету номерка. (Улыбка читателя.)

- Фея кружится на сцене -

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени -

Номерка не нахожу!

- Читатель видит два «спектакля». Один - на сцене

- Прочитайте об этом. Всего 1 строчка.

- А второй - что это?

- Поиск номерка. Прочитайте об этом. Уже 3 строки!

- Интересует ли девочку то, что происходит на сцене? Докажите.

- Я на сцену не гляжу (Как и читатель, он не смотрит балет, а ищет номерок)

- Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

- Прочитайте восклицательное предложение.

- Напряжение снова нарастает. Связано ли оно с тем, что девочка видит на сцене?

- Нет.

- Почему девочка так озабочена этой потерей?

- Как объяснит потерю в раздевалке, получит ли одежду, вспомним - зима, в театре без родителей…

- Можно ли понять её?

- Да, ей всего 8 лет, испугалась, растерялась…

- Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

- Как развивается действие на сцене? ( И чуть ранее)

- А чем заняты девочки?

- Очень ярко предстают наши два спектакля. Они противопоставлены. Высокое, прекрасное искусство балета с одной стороны, а с другой….

- А МЫ…. Где ищут номер?

- На полу (даже не на коленях). Ещё один повод для улыбки.

-Укатился он куда-то..

Я в девятый ряд ползу.

Удивляются ребята:

- Кто там ползает внизу?

- Каким глаголом названо действие девочки, сколько раз он повторяется?

- Сравни ранее два спектакля…. Гости пляшут….. ползает внизу

- Как вы думаете, что чувствует девочка, пока ищет номерок?

- Обиду, досаду, злость, волнение…

- Почему она их испытывает?

- Мечтала увидеть балет, ждала этого, а тут…

- По сцене бабочка порхала -

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

- Что же девочка видела в театре?

- Я не видала ничего.

- А на что надеялась, о чём мечтала? Ранее…

- Но все-таки какое-то радостное событие произошло.

- Девочка нашла номерок.

- Но тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала.

- Мне очень нравился балет, -

Ребятам я сказала.

- Как вы думаете, на что надеется девочка, когда находит номерок?

- Посмотреть спектакль.

- А что происходит?

- Спектакль заканчивается и все уходят.

- Что говорит героиня ребятам?

- Видела ли она балет?

- Почему соврала?

- Стыдно признаться, досадно, что так получилось…

- Что за балет показывали? Можно предположить?

- «Золушка».

- Я думаю, что не спроста выбран этот балет автором. Наша героиня как Золушка, мечтала о прекрасном бале во дворце, да только в сказке все было волшебно, а сбылась ли мечта девочки увидеть прекрасный балет?

- К сожалению, нет. И ей это очень обидно, но признаться она не хочет.

Ожидания героини не оправдались. Вернёмся к названию. А была ли она в театре? Да, нет, она пришла, но ничего там не смогла увидеть, и мы вместе с ней. Мы вместе с героиней и её подругой искали номерок.

- Давайте подумаем, какова позиция автора этого стихотворения. Прочитайте третий вопрос.

- Как Барто относится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?

- Автор хочет что-то посоветовать девочкам.

- Как вы думаете, что? Ведь автор не высказывает своего мнения прямо, не делает вывода, и оставляет это право за нами.

- Возможно, быть внимательнее. Поискать номерок можно было и в антракте, а спектакль уже не повторить…

Агния Барто - чуткий и умный собеседник, поэт, который умеет говорить с читателем любого возраста - от малышей до мам и пап.

5 Расширение читательского кругозора

- Перед вами сборник стихотворений.

- Какую информацию о книге можно узнать по обложке?

- Фамилию автора, название книги, издательство, серию.

- Можно ли узнать жанр произведений?

- Да, это стихотворения.

Учащиеся читают по выбору стихи из книги «Я на уроке в первый раз».

- Понравились ли вам стихи из этой книги?

- А сейчас я прочитаю вам одно из своих любимых стихотворений Агнии Барто.

ЗОЛОТАЯ МИШУРА

Нарушено, нарушено

Спокойствие Андрюшино!

До сих пор бывало так:

Нужно сделать красный мак

Или склеить рамочку -

Он попросит мамочку.

Расцелует ямочки

На щеках у мамочки,

И уже готова мать

И тетрадки линовать,

И закладки рисовать.

Жил за маминой спиной,

Как за каменной стеной.

Вдруг нагрянула беда,

Как всегда, негаданно.

К понедельнику, к утру,

К школьной ёлке мишуру

Сделать было задано.

- Сделай, мамочка, к утру

Золотую мишуру!

Вы подумайте, отказ

Получил он в этот раз!

Как же это понимать?

- Сделай сам, - сказала мать. -

На себя я не беру

Всех твоих забот.

- Сделай, мамочка к утру

Золотую мишуру! -

Сын уже ревёт.

Золотую мишуру,

А иначе я умру!

Мать вздыхает: поздний час,

Сыну спать пора.

- Так и быть! В последний раз…

Будет мишура!

Вытер слёзы наш герой,

Он ложится спать.

И сидит над мишурой

Мамочка опять.

Дотемна сидит она,

За окном блестит луна,

Все огни потушены…

Скоро ёлка, Новый год!

Пусть он твёрдость принесёт

Мамочке Андрюшиной.

- Что желает автор Андрюшиной маме?

- Очень часто автор называет её ласково, как?

- А какой человек Андрюшина мама?

- Как вы считаете, для чего ей проявлять твёрдость?

- А каким образом получит эту твёрдость Андрюшина мама?

Вот так деликатно, тактично находит Агния Барто добрые слова для каждого читателя. И я надеюсь, что вы ещё не раз обратитесь к ее стихам.

6 Подведение итогов урока

- Произведения какого автора мы читали сегодня?

- Какое стихотворение мы исследовали?

- О ком пишет Агния Барто в своих произведениях?

Выставление оценок. Рекомендации для домашнего чтения.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»