курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Использование музыки на уроках литературы

курсовые работы

Использование музыки на уроках литературы

20

План

1. Роль музыки и литературы в жизни человека

2. Методические приемы использования музыки на уроках литературы

3. Конспект литературно - музыкального вечера

1. Каждый словесник испытывает большие трудности, когда обращается к вопросу о взаимосвязях литературы и музыки. Эти трудности в значительной степени объясняются тем, что в литературе по эстетике конкретизируются теоретические поня-тия, как правило, с малыми ссылками на примеры из музыки.

Важная особенность художественной литературы, отличаю-щая ее от других видов искусств,--возможность превращать в словесные образы содержание, смысл, картины разных видов искусства. Конечно, с полной точностью нельзя передать их сло-вами, так как каждый вид искусства имеет свои изобразитель-ные средства. Родственна литературе, несомненно, и музыка. В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музы-кальная тематика: «Квартет» И. А. Крылова, «Моцарт и Саль-ери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «Музыкант» Т. Г. Шевченко, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Крейцеро-ва соната» Л. Н. Толстого, «Как сложили песню» А. М. Горько-го, «Марсельеза» Л. Андреева, «Интермеццо» М. Коцюбинско-го, «В космическом оркестре» П. Г. Тычины, «На репетиции VII симфонии Шостаковича» А. Н. Толстого, «Шопен» М. Рыльского и др. Многие произведения литературы положе-ны на музыку.

Композитор М. Мусоргский считал музыку «художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших из-гибах ее». Но есть художественные преимущества в сочетании звуков: в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттен-ков, нежели в сочетании слов.

Художественное слово более всего становится музыкальным и лирическом произведении, передающем движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У нее есть ритм, внут-ренняя мелодия, сохраняется тембровая полифония, как и в стихах. По силе и выразительности музыка в прозе отличается от музыки в стихах, так как в прозе отсутствует метр. По-этому услышать музыку в прозе не так легко, тем более там, где она проходит подспудно, где музыкальные впечатления вы-зываются исключительно средствами слова и без музыкальной терминологии. В прозаических произведениях, в которых обра-зы или картины наполнены звуковыми ассоциациями, словами, относящимися непосредственно к музыке как самостоятельному виду искусства, музыка прослушивается лучше.

Естественно, в литературном произведении речь идет" лишь о «музыке», которую ощущаем внутренним слухом, представ-ляем ее звучание посредством словесных образов. Но мастер-ство и вдохновение поэта, его внутренний слух способны, пу-тем соответствующей «речевой инструментовки», настроить чи-тателя на музыкальный лад, заставить его услышать «музыку» через слово. «Поэт, конечно, может вовсе не упоминать ниче-го о музыке, и все-таки действо поэтическое (процесс звуча-ния стихов) будет у него музыкальным»,--писал Б. Асафьев.

В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что- либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше пения, музыки и игры и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, стро-ки и буквы; они для музыки то же, что ось для ко-леса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все про-странство вселенной... А на язык струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смо-ченными этой влагой, не спасешься... Если пропа-дает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания».

Со временем искусство слова и музыка обо-собились друг от друга, но общие черты, сближа-ющие два вида искусства, сохранились:

1. Общественный характер. Понимание про-изведения как некоего общения автора, воплоща-ющего человеческие чаяния и помыслы, с людьми.

2. Историческое осмысление действительно-сти и опосредованное отражение ее в художест-венном образе, представляющем единство обоб-щенного и конкретного, объективного и субъек-тивного, типичного и характерного.

3. Развернутость во времени.

4. Эстетическое отношение к жизни.

5. Интонационная природа. Б.Л.Яворский по-лагал в этой связи, что «если бы было возможно, идеально в фонографе запечатлев человеческую речь, в записи уничтожить согласность и глас-ность, оставив лишь одно звучание, то в таком фо-нографе оказалась бы запись одних интонаций, лишь мелодия человеческой речи -- музыкальное произведение»

6. Общность жанров -- песня («Песня о Буре-вестнике» М.Горького и «Песни без слов» Ф.Мендельсона-Бартольди), поэма (поэма З.Фибиха и «Медный всадник» А.С.Пушкина), баллада (балла-ды Ф.Шопена и баллады В.А.Жуковского), сказка (фортепианные «Сказки» Н.К.Метнера, оркестро-вая «Сказка" Н.А.Римского-Корсакова и «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина и др.).

7. Слуховое восприятие. Слово «литература» в буквальном смысле означает произведения письменности (лат.-- написанное), но читая текст, человек слышит его внутренним слу-хом аналогично музыканту, слышащему нотный текст.

8. Параллельность эмоционального воздейст-вия текста (музыкального и литературного) и мы-слительной переработки воспринимаемого.

Близка музыке стихотворная речь, содержа-щая музыку в себе как таковую, в форме чего-то «проникающего в самую глубь души». Определяя таким образом близость музыки и поэтического слова, П.И.Чайковский писал о поэзии А.А.Фета;«Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу об-ласть (т.е. музыку)»При этом связь музыки и поэтического слова не только духовна, но и материальна. Материаль-ной стороной взаимосвязи поэзии и музыки яв-ляются некоторые приемы структурирования текста. К числу таковых Л.Н.Казанцева относит: метро-ритмическую организацию стиха, особен-ности формообразования строфы, подобной музыкальному периоду, а также репризность, варьирование.

Более того, литература подчас заимствует у музыки сугубо музыкальные средства воплощения содержания. Так, например, в стихотворении «Бал» Н.П.Огарева части предваряются иноязыч-ными обозначениями темпов, принятыми в музы-ке.

Существует и обратное влияние литературных форм на музыку. В отличие от строгих музыкаль-ных форм, которые подчас заимствует литература, музыка от литературы перенимает свободу раз-вертывания (принцип сквозного развития), стрем-ление к конкретности (программная музыка).

Таким образом, связь музыки и литературы, существовавшая первоначально, обусловила по-стоянство устремленности двух искусств друг к другу после их разделения.

Так, некоторые литературные произведения имеют музыкальную тематику; например, «Квар-тет» И.А.Крылова, «Крейцерова соната» Л.Н.Тол-стого, «Певцы», «Песнь торжествующей любви» И.С.Тургенева, «Певчие», «Скрипка Ротшильда» А.П.Чехова.

Также следует отметить писателей, которые не выносили в название своих произведений му-зыкальной терминологии, но отличались удиви-тельной музыкальностью языка. К примеру, проникнуты музыкой страницы произведений Н.В.Го-голя, А.А.Блока, С.А. Есенина.

Многие народные сказки включают в себя пе-ние персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др.), иг-ру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Музыкальные иллюстра-ции, будучи характеристиками внутреннего мира героев, являются неотъемлемой частью драм («Бесприданница» А.Н.Островского. "Вишневый сад» А.П.Чехова и др.). Роль музыкантов и музици-рования велика в таких крупнейших произведени-ях, как «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И.С.Тургенева. «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского.

Некоторые писатели сам процесс создания литературного произведения уподобляли процес-су музицирования. Так, А.К.Толстой писал: «Не только идеи, понятия, но и картины самые слож-нейшие, самых тончайших оттенков я могу пере-дать словами, Получается так, как будто бы в че-ловеческом мозгу есть какие-то тысячи, может быть, миллионы клавиш, и человек, говорящий словами, он как будто невидимыми пальцами иг-рает на этой клавиатуре мозга, и в голове воспри-нимающего возникает та же самая симфония»,

Другой позицией, обуславливающей естест-венность синтеза литературы и музыки в учебном процессе, является направленность педагогики на создание у школьников целостного представления о мире.

В настоящее время в научной литературе оп-ределены следующие типы взаимодействия ис-кусства, и в частности, литературы и музыки: меж-предметные связи в пределах традиционного учебного плана, комплексный подход к полихудо-жественному воспитанию школьников, преподава-ние отдельных видов искусств на полихудожест-венной основе -- с привлечением аналогов и сти-мулов из других видов искусств, а также сочета-ние обязательных предметов эстетического цикла с занятиями во внеурочное время. Возможностью данного подхода является проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций. При этом концерт явится одновременно и услови-ем для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реа-лизацией главной задачи -- формирования путем активизации слушательских впечатлений мировоз-зрения старшеклассников. Также ввиду способно-сти раздвигать временные и пространственные рамки литературно-музыкальная композиция в ус-ловиях внеурочного времени явится средством мобилизации интереса как стимула самообразо-вания, средством гармонизации личности, разви-тия способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусст-ва и формирования художественно-творческих по-тенций. Кроме того, концерт в форме литератур-но-музыкальной композиции -- возможность для учащихся испытать себя в разных видах художест-венной практики (творчество и восприятие), а для учителя это возможность раскрыться в иной роли -- «не только носителя культуры, но и ее творца

2. Музыкальный материал на уроках изучения ли-тературы следует использовать систематически, на протяже-нии всего учебного года.

Учитель может показать к примеру взаимопроникновения литературы и музыки во второй полови-не XIX века, расширяя и углубляя таким образом представле-ние учащихся о культурном наследии. Естественно, что не только литера-тура, но и музыка выражает общественную позицию человека и воспитывает его, обогащая эмоциональный мир, образное мышление.

А. М. Горький, формируя новый художественный метод, уделял огромное внимание народной песне. Писатель всегда заботился об изучении музы-кального фольклора, призывал деятелей искусства создавать новые песни. Чтобы пополнить знания учащихся о песне, можно провести урок на тему «Истоки красоты--в песне» или «Раз-мышление над песней». Материалы для урока можно найти большие и благодат-ные, если учесть, что песня была постоянным спутником в жиз-ни писателей и его героев.

Учитель обязан помочь им понять, что песня позволяет писателю глубже показать внутренний мир человека, его переживания, чувства. Полезно напомнить слова известной акт-рисы В. Ф. Комиссаржевской, прекрасно исполнявшей роль Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского; она призна-валась, что романс, который поет героиня, был для нее «чуть ли не ключом всей роли». После разъяснения учителя рассказ о рождении песни воспринимается учащимися с большим инте-ресом, но требуются дополнительные комментарии, для того чтобы ученики глубже вникли в сущность народного творчества, народной музыки.

Почти каждый человек задумывается над тем, как рожда-ется песня в народе, при каких условиях, почему автор ее остается неизвестен, почему она живет веками, переходя от поколения к поколению.

Тема о рождении и жиз-ни песни будет намного содержательней и интересней, если привести известные слова И. В. Гоголя: «По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бур-лацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города».

Интересно сообщить учащимся и о таком явлении в истории культуры. Неграмотная бабушка Федосова сохранила в своей памяти 30 тысяч стихотворных произведений, среди которых немало народных песен. Известный фольклорист П. Демуцкий в двух селах записал около 700 народных ме-лодий.

О том, как создается песня, рассказывает известный коб-зарь Егор Мовчан: «Большое то дело, когда сам что-нибудь создаешь. А сочинять хочется, если человек с музыкою нераз-лучен и она глубоко запала ему в душу, тогда и самому хочет-ся сказать что-нибудь своею музыкою.

Сидишь и сам себе говоришь, и слова эти поешь. Одно сло-во, другое, третье... Так я сложил о Ленине «Была зима с от-тепелью, а другая лютая». Сижу или хожу, все произношу, а они поются. Раз споешь, другой, еще и еще, и тогда--вышла целая песня. Бери ее и пой. Если хорошая песня, люди ее серд-цем слушают... И я, словно дерево весною, оживаю от этого».

Можно привести и другой пример. Известный композитор С. Комитас сумел проследить, как в одной деревне появилась хороводная песня, как шлифовалась мелодия, танец, согласо-вывалось пение солиста с участниками хоровода. Содержатель-ны его размышления по поводу возникновения песни,

Итак, песня шлифуется веками, проходит процесс эмоционального и художественного обогащения у каждого по-коления. Такие свойства песни очень важны в познании духов-ной жизни народа. «Песня--такой же высокий жанр, как и симфония. Песне доступны самые высокие идеи и самые высокие, сильные и чистые чувства». Она неисчерпаемый источник для создания крупных инструментальных и вокальных произве-дений. Учитель должен помнить, что когда слушаем песню, то стараемся уловить прежде всего слова, мелодию. Но на этом восприятие не заканчивается. В песне заложены очень важные выразительные средства, которые согласуются с драматически-ми произведениями: «Песня--своего рода театр: в ней есть драматургия, есть пьеса, есть актер и даже своеобразные де-корации,--говорил композитор В. П. Соловьев-Седой. Полезно дать задание учащимся для самостоятельной ра-боты. Реферат на тему «Истоки красоты -- в песне» готовит ученик, который интересуется искусством.

Важно сообщить уча-щимся, что роль музыки в жизни писателя необычайно возрос-ла в настоящее время. Это обусловливается развитием нашего общества. Пренебрежение к музыкальной культуре обедняет эмоциональный мир художника слова, делает серыми его про-изведения, поскольку отображенная в них жизнь теряет одну из привлекательнейших сторон своих--звуковую.

Перед тем как приступить к анализу литературного произведения, предла-гается учащимся при чтении текста обращать внимание на музы-кальные картины, образы. Постепенно можно выработать у них понимание роли «музыки» в развитии сюжета, конфликта, в ха-рактеристике героя. Ученики должны правильно понять слова писателя Стендаля: «Музыка -- единственное искусство, прони-кающее в сердце человеческое так глубоко...».

Каждое художественное произведение, вышедшее из-под пе-ра писателя, отражает определенный исторический период. Сама деятельность писателя протекает во времени. Поэтому очень важно установить, какое место в жизни писателя и какое значение для его творчества имели его взаимоотношения с ком-позиторами, художниками и мастерами сцены, его современни-ками. Такие сведения пробуждают у учащихся симпатии и вни-мание к самому художнику слова и героям его произведений, общественной культуре изучаемой эпохи. Расширяется круго-зор учащихся, запоминаются имена композиторов, литературных произведений, переложенных на музыку, кроме этого, определяется роль, писателя в развитии культуры.

Учитель-словесник должен участвовать в воспитании «музы-кального человека». Мы употребляем выражение: «такой-то че-ловек музыкальный», но сказать, что у него развит музыкаль-ный слух или он одарен тонким ощущением музыки,--этого мало.

3. Данная литературно-музыкальная композиция, которая была проведена на общешкольном вечере, составлена из материалов публикаций И.В.Во-робьевой, И.В.Румянцевой, С.В.Шиповского. Все имена вошедших в литературно-музыкальную ком-позицию русских писателей и поэтов хрестома-тийны. Творчество композиторов -- М.И.Глинки, Ц.А.Кюи, Н.А.Римского-Корсакова и других -- так-же знакомо детям по школьным урокам музыки, Однако если в учебном процессе музыканты и ли-тераторы изучаются изолированно, литературно-музыкальная композиция естественным образом объединяет искусственно разделенное по ряду всем хорошо известных причин. Основная уста-новка в сопряжении музыкального и литературно-го материала -- принцип общности эмоциональ-ной палитры. При этом в условиях синтеза каждое искусство предполагает собственный механизм воздействия, Художественное слово несет опре-деленный опыт познания жизни и искусства как способа отражения жизни. Музыка же, как пре-дельно аффективный язык. углубляет содержание словесного образа, способствуя большей вырази-тельности его психологического решения,

В ней принимали участие преподаватели и дети старших классов, которые помимо основных предметов, определенных учеб-ным планом, занимаются фортепиано, вокалом, поют в хоре, Также в концерте принимали участие учащиеся музыкальной школы, так как синтез искусств в компо-зиции предполагает слияние усилий различных образовательных структур

Также фрагменты данной литературно-музы-кальной композиции могут быть использованы в условиях урока предметов эстетического цикла, в частности, литературы и мировой художественной культуры. В таком случае служить музыкальными иллюстрациями могут фонограммы указанных му-зыкальных сочинений.

К тому же немаловажное значение имеет со-здание определенной ауры концерта -- оформле-ние зала как своеобразного подобия музыкальной гостиной, предполагающей некое замкнутое про-странство, в котором легче и быстрее можно собрать внимание людей, чем в большом зале.

В целом подготовка подобного концерта требует активности и мобильности педагога-организатора. И конечно, неоценимой помощью ему явилось бы участие в концерте родителей -- и в качестве зрителей, и в качестве действующих лиц, костюмеров, гримеров и декораторов-оформителей,

В предлагаемой литератур-но-музыкальной композиции «Что не выскажешь словами -- звуком на душу навей» ведущий в за-ключение обращается к детям с удивительно чут-кими словами В.А.Сухомлинского,: «...Мы не можем перело-жить свои знания, свои идеи и чувства из своей го-ловы в чью бы то ни было чужую голову и сердце; мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в ре-зультате которой получились бы известные мысли и чувства-'. Согласитесь, что литературно-музы-кальная композиция в этом смысле хороший для нас помощник и союзник в развитии творческих возможностей детей, а также формировании у них эстетически-ценностных ориентации.

Литературно-музыкальная композиция

«ЧТО НЕ ВЫСКАЖЕШЬ СЛОВАМИ -ЗВУКОМ НА ДУШУ НАВЕЙ»

ВЕЧЕР РОМАНСА

Звучит романс "Редеет облаков летучая гря-да..." (музыка Н.А.Римского-Корсакова, слова А.С.Пушкина) в исполнении учителя музыки или кого-либо из учащихся старших классов.

Ведущий (учитель литературы). Сегодня в концерте прозвучат произведения писателей и композиторов, составляющих гордость и славу русской культуры, потому как и сегодня написан-ное ими задолго до нашего времени заставляет нас о многом задуматься.

Соведущий (ученик старших классов) (объявляет). Старинный русский романс «Я вас любил...». Музыка Александра Дмитриевича Ше-реметева, слова Александра Сергеевича Пушкина. (

Ведущий. Мы обращаемся к стихам Але-ксандра Сергеевича Пушкина всегда, когда хотим насладиться совершенным стихом, правдивым и проникновенным. «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!» -- было предсказано поэту. Это так и есть, ибо творения Пушкина, сти-хи его и проза, остаются с нами на всю жизнь для высокой любви, ликования и безудержной грусти, для совета...

Соведущий (объявляет). «Зимний ве-чер», музыка Михаила Лукьяновича Яковлева (ли-цейского друга поэта), слова Александра Сергее-вича Пушкина, Ведущий. В 1825 году Александр Сергеевич Пушкин пишет стихотворение, посвящает его сво-ему другу -- Ивану Ивановичу Козлову:

Певец, когда перед тобой

Во мгле сокрылся мир земной,

Мгновенно твой проснулся гений.

На все минувшее воззрел,

И в хоре светлых привидений

Он песни дивные запел.

Соведущий (продолжает). Козлов ро-дился в богатой и родовитой семье. Получил хо-рошее образование. Но вдруг его внезапно пора-зила тяжелая болезнь (паралич ног), а три года спустя Козлов начал терять зрение и вскоре сов-сем ослеп.

Ведущий. И тогда несчастье сделало его поэтом. Зная прежде в совершенстве француз-ский и итальянский языки, он уже на одре болез-ни, лишенный зрения, выучил английский и не-мецкий. Начал переводить и на сороковом году жизни стал писать собственные стихи. (Звучит ме-лодия романса «Вечерний звон" в исполнении на гитаре учащимися. После чего ученик читает сти-хотворение И.И.Козлова «Вечерний звон.)

Соведущий. С годами Иван Иванович Козлов работал все больше. Он начал терять речь и слух, но все еще продолжал трудиться, диктуя стихи дочери.

Ведущий (объявляет). Музыка Михаила Ивановича Глинки, слова Ивана Ивановича Козло-ва. «Венецианская ночь».

На сцене три ученика - исполнители трех ро-лей: автора, Тютчева и его дочери.

Автор. 22 августа 1857 года... Лето уходи-ло... Коляска мягко, неспешно катилась уже тре-тий день. Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти солнечные дни... Брянское именьице, милый, родной Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро Москва! А вокруг -- поля, поля, золотые и коричневые... А над ними -- огромное, неоглядно бездонное голубое небо,,, и всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.

Федор Иванович Тютчев, откинувшись на ко-жаную подушку, держал в руках маленькую запис-ную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница -- дочь Мария -- чуть улыба-лась. Но ничего не спрашивала: она догадыва-лась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать...

Тютчев. Да, получилось. Хочешь послу-шать?

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос, --

Теперь уж пусто все -- простор везде, --

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Автор. Федор Иванович передал дочери листок бумаги, и та продолжала читать.

Дочь.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь -- И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...

Автор. Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем воздуха!

Соведущий (объявляет). Музыка Цезаря Антоновича Кюи, слова Федора Ивановича Тютче-ва. «Майский день». (Исполняет ученица в сопро-вождении дуэта фортепиано и флейты.) Впервые русские читатели обратили внимание на стихи Тютчева, напечатанные в журнале «Современник». Поэту было в то время 33 года. Он состоял на ди-пломатической службе и жил в Германии, в горо-де Мюнхене.

Музыка неизвестного автора, слова Федора Ивановича Тютчева. «Я встретил вас...».

Ч т е ц (из учеников).

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин...

Ведущий. Эти стихи написал Алексей Константинович Толстой, человек широкого серд-ца, удивительно трогательный человек. В детстве будущий поэт побывал вместе с матерью и дядей в Италии. В Венеции продавец в одной из лавок уговорил приезжих купить бюст молодого полу-божка фавна, уверяя, что это работа гениального Микеланджело. Когда статую принесли в отель, Толстой не отходил от нее. Он вставал даже ночью посмотреть на фавна. Мальчик задавал себе воп-рос, что ему делать, если вдруг случится пожар, сможет ли он на руках вынести и спасти своего любимца. К счастью, все обошлось хорошо.

Соведущий. Алексей Константинович отлично рисовал, занимался музыкой, в совер-шенстве владел несколькими иностранными языками. В молодости и в зрелые годы обладал недюжинной силой: мог легко перебросить че-рез крышу флигеля двухпудовую гирю. одной ру-кой поднять человека выше своей головы, завя-зать в узел кочергу, вогнать пальцем в стену гвоздь.

Ведущий. Но неожиданно подкралась не-излечимая болезнь. Скончался Толстой 28 сентяб-ря 1875 года, не достигнув 60 лет. Похоронен в своем имении Красный Рог, недалеко от Брянска, под его любимыми старыми липами, где любил слушать пение птиц, ночью у костра наблюдать, как наступает утро, как пробуждается природа,

Соведущий (объявляет). Музыка Петра Петровича Булахова. слова Алексея Константино-вича Толстого. "Колокольчики мои, цветики степ-ные...» (Звучит в исполнении ученицы и ансамбля фортепиано с флейтой.)На сцене три ученика - исполнители ролей: автора, Тургенева и его слуги.

Автор. Этот день навсегда остался в памя-ти Ивана Сергеевича Тургенева... Был летний ве-чер, заря погасала. В саду «начинали густеть и разливаться холодные тени...». В доме Тургеневых необычно рано все затихло: своенравная и ка-призная барыня удалилась в свои покои и прика-зала ее не тревожить. В доме не зажигали света, говорили шепотом.

В этот час крепостной слуга, осторожно сту-пая, прошел по комнатам, остановился возле дет-ской и едва слышно постучал. И тотчас из нее вы-шел мальчик лет девяти.

Тургенев (шепотом). Достал ключ?

Слуга. Выпросил у камердинера... Но бояз-но, барин: ну как маменька узнают...

Тургенев. Она спит, наверно... пойдем...

Автор. Мальчик замер от страха, так как малейшее ослушание матери грозило жестокой расправой. Стараясь не произвести никакого шу-ма, они двинулись дальше. В комнате, куда они вошли, было почти темно. По стенам стояли высо-кие шкафы. За стеклами их тускло поблескивали переплеты старинных книг. Затаив дыхание, он с трудом открыл дверцу шкафа и достал книги.

Ведущий. Долго потом не мог уснуть Ва-ня. С этого времени и началось его увлечение ли-тературой, которая позднее стала делом всей его жизни. А книги Тургенева оказали огромное влия-ние не только на современников, но и на последу-ющие поколения.

В последние годы жизни Иван Сергеевич Тур-генев много бывал за границей. Он жил в Париже, Лондоне, путешествовал по Италии. Но его всегда неизменно тянуло на родину, в любимое им Спас-ское. Еще мальчиком посадил он у себя в саду мо-лодой дубок. Шли годы, дубок вырос, превратил-ся в прекрасный могучий дуб. Приезжая в Спас-ское, Тургенев любил отдыхать в его тени.

Соведущий. Уже тяжело больным, чувст-вуя, что никогда больше не увидит родных мест, он писал своему другу поэту Якову Петровичу По-лонскому: «Когда вы будет в Спасском, поклони-тесь от меня дому. саду, моему молодому дубу, -- родине поклонитесь...»

Ведущий. Любовь к родине Тургенев пере-нес на страницы своих произведений, и под его пером заиграла и засверкала красота русской природы, встали как живые, с поразительной мяг-костью очерченные, характеры русских людей.

Соведущий (объявляет). Музыка Арка-дия Максимовича Абазы, слова Ивана Сергеевича Тургенева. «Утро туманное».

Ведущий. Особой ясностью и проникно-венностью наполнены стихи Аполлона Николаеви-ча Майкова. Хотя в его человеческом бытии про-исходили трагедии, оставившие незаживающий рубец на всю жизнь, написанные им стихи в раз-ные годы, и в молодости, и в старости, одинаково светлые.

Ч т е ц (из учеников).

Гармонии стиха божественные тайны Не думай разгадать по книгам мудрецов: У брега сонных вод. один бродя, случайно Прислушайся душой к шептанью тростников, Дубравы говору; их звук необычайный Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов Невольно с уст твоих размерные октавы Польются, звучные, как музыка дубравы.

Соведущий. Музыка Николая Андрее-вича Римского-Корсакова, слова Аполлона Нико-лаевича Майкова, «О чем в тиши ночей». (Романс звучит в исполнении ученицы в сопровождении фортепиано и флейты.)

Ведущий. Подошла к концу наша встреча. Разумеется, она не могла вместить в себя творче-ство всех выдающихся писателей, поэтов и компо-зиторов. Мы вместе сегодня будто пролистали не-сколько страниц альбома отечественной культуры, при этом лишь приоткрыли дверь в богатейший мир классического наследства, в мир прекрасно-го искусства. Духовное наследие писателей и ком-позиторов, о которых сегодня шла речь, еще толь-ко ждет вашего участия и понимания.

А в заключение хочется напомнить вам слова замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Человек выделился из мира жи-вотных и стал одаренным существом не только по-тому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего не-ба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багряный закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрач-ных каплях утренней росы, серые нити дождя в па-смурный осенний день, нежный стебелек и голу-бой колокольчик подснежника, --увидел и изумил-ся и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота».

Сценарий вечера показывает, что восприятие музыки связано с нравственным обликом человека. Воспитание. «музыкального человека» означает развить в нем черты нравственной чуткости.

Взаимное тяготение литературы и музыки, внутреннюю «ме-лодию» литературного текста учащиеся постепенно познают в процессе изучения поэтического языка. Учитель должен внимательно следить за тем, как во время самостоятельного грамот-ного чтения учащимися художественного текста поэтическая речь превращается в «мелодию», происходит слияние образно-го слова с музыкой. Звучание слова должно приобретать яркие интонации во время выразительного чтения учителя на уроках; в собственной речи следует показать красоту родного языка, его богатейший интонационный строй. Следует помочь уча-щимся выработать «внутренний слух» во время прослушивания произведений, исполняемых в грамзаписи мастерами художе-ственного чтения.

Главное, от чего зависит успешное использование музыки на уроках литературы,-- стремление вызвать у учащихся инте-рес к музыке вообще. Видный композитор и педагог А. Б. Голь-денвейзер писал: «...нужно прежде всего захотеть слушать му-зыку, чтобы научиться ее понимать. Нужно- научить себя этому...».

Произведения литературы в разной степени соприкасаются с музыкой. Следует выбирать из них те, где ярко очерчены зву-ковые образы, доступные учащимся. Здесь, на мой взгляд, как раз были выбраны наиболее удачные слова, стихи , песни, романсы, которые должны оставить след в душе ученика и показать красоту слова, музыки. А это главное для учителя словесника.

Литература

1. Изучение литературы в школе/ под ред. Т.Г. Браже - 1997-256с.

2. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже - М., 1971

3. Мащенко П.М.Использование музыки на уроках литературы.- М., 1978- 76с.

4. Осеннева М.С.Средство эстетического воспитания //Литература в школе 2001- №8 - С.23



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»