курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Факторы, обуславливающие актуализацию или тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе

курсовые работы

Факторы, обуславливающие актуализацию или тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе

4

Факторы, обуславливающие актуализацию или тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе

Содержание

  • Введение
    • 1. Общие положения
    • 2. Основные задачи научно-исследовательской деятельности студентов в вузах
    • 3. Факторы, тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе
    • 4. Меры, принимаемые для решения существующих в вузе проблем научно-исследовательской деятельности
    • Заключение
    • Список литературы
Введение

Наука только тогда наука, когда она не регулирует и не связывает себя вопросом о непосредственной пользе См.: Душенко К.В. Большая книга афоризмов, М.: ЭКСМО - Пресс, 2001, с.473 (В.В. Вересаев)

К научно-исследовательской деятельности, дополняющей учебный процесс, относится научная работа студентов, предполагающая их самостоятельную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения.

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Занимаясь, научно-исследовательской деятельностью студент развивает самостоятельность суждений, умение отстаивать свою точку зрения, а также творческое мышление.

Научные лаборатории, кружки и семинары позволяют студенту начать свою научно-исследовательскую работу. Научно исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного, потому, что сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни и в частности в профессиональной деятельности.

На мой взгляд, важным в научно-исследовательской работе является участие преподавателей. С их стороны должно быть оказано необходимое содействие и внимание к работе студентов. Важно проявить интерес у студентов к научной деятельности. Немало важным также является и поощрение студентов за научно-исследовательскую работу. Студенты должны чувствовать стимул к научной работе и ее полезность.

1. Общие положения

Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. См. подробнее: А.А. Ивин, Философия: Энциклопедический словарь, М.: Гардарики, 2004, с.219

К научно-исследовательской деятельности (Далее НИД), дополняющей учебный процесс, относится научная работа студентов, предполагающая их самостоятельную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения. НАУЧНАЯ (научно-исследовательская) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний

В современных условиях существенно возрастает роль научных знаний во всех сферах общественной жизни, повышается внимание к проблемам развития Академии наук, ее модернизации. Новые научные знания в учреждениях высшей школы, выступают как важный сектор науки и прогресса в стране.

Говоря об особенностях научной деятельности, необходимо различать индивидуальную научную деятельность - как процесс научной работы отдельного исследователя - и коллективную научную деятельность - как деятельность всего сообщества ученых, работающих в данной отрасли науки, или как работу научного коллектива исследовательского института, научных групп, научных школ и т.д. См. подробнее: Алиев Т.А., Академические работы в вузах, М.: С.-Петерб. ун-та, 2003, с.83

2. Основные задачи научно-исследовательской деятельности студентов в вузах

Основная цель научно-исследовательской деятельности студентов - это получение углубленных знаний в определенных направлениях науки и техники, а также получение практических навыков в будущей профессии.

Основными задачами организации и развития системы научно - исследовательской деятельности студентов в вузах на современном этапе являются:

а) обеспечение диалектического соединения учебного процесса и подготовки студентов к творческой научной и педагогической деятельности;

б) формирование среды, благотворной для проявления и реализации личностного творческого потенциала представителей студенческой молодежи;

в) превращение научно-исследовательской работы студентов в массовую и высоко результативную деятельность;

г) поиск талантливой молодежи, обладающей способностями и интересом к научной и педагогической деятельности;

д) воспитание и развитие у студентов личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешного осуществления научной и научно - педагогической деятельности;

е) рационализация свободного времени студенческой молодежи, отвлечение ее от приобретения вредных привычек и антиобщественных устремлений. Черноусов Г.П. Актуальные проблемы совершенствования учебной и научной деятельности в высшей школе М.: Казан. ун-та, 2003, с.98

Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Факторы, обуславливающие актуализация научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Причинами, по которым студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью, являются:

Причинами, по которым студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью, можно представить в виде следующей схемы:

Схема № 1

В случае научной деятельности внутренним побуждением к ней является удовольствие, удовлетворение, получаемое от самого процесса работы, стремление к интеллектуальному успеху, желание решать и находить проблемы, давать работу уму.

Основой научной деятельности человека является его мотивационная сфера как совокупность мотивов личности и важнейшая характеристика ее пригодности к научному труду.

К видам поощрения студентов за успехи в учебе и научно-исследовательской деятельности можно отнеси:

1. Зачет результатов научно-исследовательской работы студентов;

2. Предоставление рекомендаций для дальнейшего обучения и стажировок;

3. Предоставление возможности окончания вуза за более короткий срок;

4. Досрочные сдачи экзаменов и зачетов;

5. Участие в специальных занятиях для наиболее способных и талантливых студентов. Алиев Т.А., Заболотская Т.А Академические работы в вузах: практ. рук. для студентов, магистрантов и аспирантов: учеб.-метод. Пособие, Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003, с.61

3. Факторы, тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе

Научно-исследовательской работой в вузе занимается только треть студентов. Научные исследования носят необязательный характер, которое реализуется в свободное от основной работы время. Это отношение формируется несколькими обстоятельствами.

Участие студентов в проведении научных исследований для предприятий и организаций, во всероссийских студенческих научных мероприятиях, в конкурсах грантов является скорее исключением из правил.

Наиболее значимыми для студентов проблемами НИРС в вузе являются:

1. Недостаточность финансирования научных исследований;

2. Материального стимулирования субъектов научно-исследовательской деятельности;

3. Проблема послевузовского трудоустройства;

4. Отсутствие социальных льгот как поощрения за научную деятельность;

5. Отсутствие возможности внедрения студенческих научных разработок в производство;

6. Отсутствие регулярных научных контактов с российскими и зарубежными вузами, стажировок в российских и зарубежных вузах;

7. Отсутствие возможности публикаций студенческих работ; Железняков А.С. Научная работа студентов и повышение уровня профессиональной подготовки специалистов М.: 1994 г., с.90

Преобладает внутренняя мотивация, т.е. человек включен деятельность ради нее самой, а не ради других целей, по отношению к которым она является средством их достижения.

4. Меры, принимаемые для решения существующих в вузе проблем научно-исследовательской деятельности

Например, к мерам, необходимым для решения существующих в вузе проблем научно-исследовательской деятельности, можно отнести следующие:

Меры, необходимые для решения существующих в вузе проблем научно-исследовательской деятельности, можно представить в виде схемы 2.

В целях активизации и повышения результативности системы научно-исследовательской деятельности студентов необходимо расширение применения наиболее действенных видов учебного, материального и морального стимулирования студентов, научно-педагогического, научного и иного персонала вуза. Атоян В.Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе, Саратов, 1996, с.54

Схема № 2

Заключение

Таким образом, в ходе моей работы можно сделать вывод о нижеследующем.

Научно-исследовательской деятельностью в вузах занимается малый процент студентов. Необходимо уделить внимание большинству и привлечь как можно больше студентов к научной работе, потому что талантливые и способные студенты не успевшие заинтересоваться научно-исследовательской работой могут уйти в ряды большинства.

На мой взгляд, проблема не участия студентов в научной деятельности обуславливается многими факторами. Например, не информированностью, нехваткой времени, к тому же нет четкой цели для занятия научной работой, за исключением ради ее самой, но ведущим фактором неучастия в научной деятельности, я полагаю, считается лень студентов, ведь многие из них талантливы по-своему.

Поэтому проанализировав проблему, я сделала вывод о том, что в вузах нашей страны научно-исследовательской деятельностью студенты занимаются по желанию, ради самой идеи. Возможно, наукой по-другому заниматься нельзя и никакие стимулы, такие как деньги, зачеты и т.д. не помогут студентам стать, возможно, более изобретательней и творческими.

Следовательно, научной деятельностью занимаются студенты, стремившиеся к самосовершенствованию.

Список литературы

1. Душенко К.В. Большая книга афоризмов, М.: ЭКСМО - Пресс, 2001, с.473

2. Черноусов Г.П. Актуальные проблемы совершенствования учебной и научной деятельности в высшей школе: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Изд-во Казан. ун-та, 2003. - 215 с.

3.Алиев Т.А., Заболотская Т.А Академические работы в вузах: практ. рук. для студентов, магистрантов и аспирантов: учеб.-метод. Пособие, М.: Петерб. ун-та, 2003. - 146 с.

4.Атоян В.Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе, Саратов, 1996. - 225 с.

5. Железняков А.С. Научная работа студентов и повышение уровня профессиональной подготовки, Новосибирск, 1995. - С.60-62

6. А.А. Ивин, Философия: Энциклопедический словарь, М.: Гардарики, 2004 г.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»