курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Военная антропология

курсовые работы

Военная антропология

Военная антропология

Тема войны является важным аспектом отечественной истории. «Война многомерна, многолика, изменчива в своей смысловой определенности, неисчерпаема в своем содержании. Она, как хамелеон, маскируется под иные социальные феномены, теряется в их красках и формах, оборачивается к человеку одной из своих многочисленных сторон в зависимости от того, какой интерес он проявляет к ней: участник он ее событий или холодный исследователь, стремиться он укротить ее век или обеспечить ее бессмертие». Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология, как новая отрасль исторической науки /Е.С. Сенявская//Военно-историческая антропология. Ежегодник. 2002. М; Росспэн. 2002. с. 185

2 Там же. с. 7-8

Современный этап развития исторической науки характеризуется усилением интереса к изучению (исследованию) проблемы «человек и война» в рамках новой отрасли - военно-исторической антропологии. «Сегодня перед исторической наукой встает важная фундаментальная проблема - восполнение отсутствующей системности в военно-исторических исследованиях, касающихся «человеческого измерения» войн и вооруженных конфликтов, на основе обобщения отечественного и зарубежного научного опыта, использования и синтеза традиционных и нетрадиционных методов исследования с конкретно-научными подходами ряда дисциплин. Решение ее возможно именно на базе конструирования военно-исторической антропологии в качестве новой отрасли исторического знания».2 Лишь сегодня мы становимся свидетелями взрывного роста интереса к «человеческому измерению войны», особенно среди молодого поколения российских историков. Это объясняется, с одной стороны, изменениями в обществе (отказ от идеологических ограничений); с другой, - сильным влиянием на отечественную историографию новых тенденций в мировой исторической науки. В результате этого историками был обозначен комплекс ключевых задач, важнейшие из которых состоят в том, чтобы:

«- во-первых, определить предметно-тематические рамки военно-антропологических исследований в истории;

- во-вторых, сконцентрировать внимание ученых на этой области военной истории, которая либо игнорировалась, либо была на периферии исследований;

- в-третьих, интегрировать подходы и методы разных смежных дисциплин для разработки проблематики «человеческого измерения» в истории войн;

- в-четвертых, освоить широкий пласт зарубежных исследований по проблематике, целенаправленно осваивать достижения мировой историографии в этой области;

- в-пятых, опираясь на достижения как собственно исторической науки, как и других дисциплин, более успешно разрабатывать специфический понятийно-категориальный аппарат и инструментарий исследования данной проблематики; определять и выявлять адекватную исследовательским задачам источниковую базу и методы работы с нею;

- в-шестых, апробировать и отработать комплекс современных междисциплинарных и собственно исторических подходов и методов с последующим системным конкретно-историческим исследованием войн и вооруженных конфликтов в антропологическом измерении;

- в-седьмых, наладить эффективную научную коммуникацию в исследовательской среде, целенаправленно объединяя и координируя усилия специалистов на наиболее перспективных направлениях, что будет полезно как в целом для исторической науки, так и для конкретных ученых.» Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология, как новая отрасль исторической науки /Е.С. Сенявская//Военно-историческая антропология. Ежегодник. 2002. М; Росспэн. 2002. с. 12

Объектом военно-исторической антропологии является человек и общество в экстремальных условиях вооруженных конфликтов. Военно-историческая антропология должна «интегрировать как часть предметной области традиционной исторической науки, так и ряд предметных аспектов других научных дисциплин, занимающихся изучением общества и человека «под военным углом зрения», ассимилировать и адаптировав их для решения собственных задач». Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология, как новая отрасль исторической науки /Е.С. Сенявская//Военно-историческая антропология. Ежегодник. 2002. М; Росспэн. 2002. с. 13

2 Там же. с. 13 Необходимо также сказать и о соотношении военно-исторической антропологии с более широкой областью исторической науки - исторической антропологией, так как «война является специфическим общественным явлением, характеризующим экстремальное состояние общества в противостоянии другим социумам, что, безусловно, требует и специфических подходов и методов его изучения».2

«Вместе с тем, военно-историческая антропология призвана не только и не столько к специализации в исследовании войн, сколько к интеграции знания о них, получаемого различными гуманитарными и общественными науками». В связи с этим, обозначен комплекс ключевых задач конкретно-исторических исследований в предметных рамках военно-исторической антропологии. Это, прежде всего:

- определение того общего во всех войнах, что влияет на психологию социума в целом и армии в частности, и особенно, в зависимости от специфики конкретной войны с присущими ей параметрами (масштабы войны, ее оборонительный или наступательный характер, значение для государства, идеологическое обоснование целей, социально-политический контекст, включая общественное мнение и отношение к данному конфликту внутри страны, и т.д.);

- анализ ценностей, представлений, верований, традиций и обычаев всех социальных категорий в контексте назревания войны, ее хода, завершения и последствий;

- изучение взаимовлияния идеологии и психологии вооруженных конфликтов, в том числе идеологического оформления войны, механизмов формирования героических символов, их роли и места в мифологизации массового сознания;

- изучение диалектики соотношения образа войны в массовом общественном сознании и сознание ее непосредственных участников;

- изучение эволюции понятий «свой - чужой» и формирования образа врага в различных вооруженных конфликтах, в том числе в сравнительно-историческом анализе мировых и локальных войн;

- анализ проявлений религиозности и атеизма в боевой обстановке, включая солдатские суеверия как одну из форм бытовой религиозности;

- реконструкция совокупности факторов, влияющих на формирование и эволюция психологии комбатов, на их поведение в экстремальных ситуациях;

- изучение психологических явлений и феноменов на войне: психология боя и солдатского фатализма; особенностей самоощущения человека в боевой обстановке; героического прорыва и паники; психологии фронтового быта;

- выявление особенностей психологии рядового и командного состава армии, а также военнослужащих отдельных родов войск и военных профессий в зависимости от форм их участия в боевых действиях;

- изучение влияния вневойсковых социальных и социально-демографических феноменов мировых и локальных войн, в том числе массового участия женщин в войнах ХХ столетия;

- определение того, как условия конкретной войны влияют на дальнейшее существование комбатов, включая проявление посттравматического синдрома, проблемы выхода из войны, механизмы и способы адаптации к послевоенной мирной жизни.

Естественно, данный перечень не является исчерпывающим». Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология, как новая отрасль исторической науки /Е.С. Сенявская//Военно-историческая антропология. Ежегодник. 2002. М; Росспэн. 2002. с.14

Для решения задач военно-исторической антропологии необходимо изучение войн и вооруженных конфликтов всех периодов и стран. «Вместе с тем, приоритетным объектом исследования в отечественной историографии, на наш взгляд, должны явиться войны с участием России (СССР). При этом ключевыми направлениями могут стать:

- изучение опыта участия России (СССР) в мировых и локальных войнах в историко-антропологическом аспекте;

- сравнительно-исторический анализ российских войн как социально, социо- и этнокультурного, социально-психологического явлений;

- сравнительное изучение психологии разных категорий военнослужащих русской и советской армий на разных этапах российской истории». Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология, как новая отрасль исторической науки /Е.С. Сенявская//Военно-историческая антропология. Ежегодник. 2002. М; Росспэн. 2002. с.15

2 Там же. с.15

Для каждого нового научного знания необходимо иметь методологическую основу.

«Для военно-исторической антропологии наиболее продуктивным, на наш взгляд, является синтез идей и методологических принципов трех основных научных направлений - исторической школы «Анналов», философской герменевтики и экзистенциализма.

Основополагающим принципом исторической психологии, выдвинутым французскими историками школы «Анналов», является осознание и понимание эпохи, исходя из нее самой, без оценок и мерок чуждого ей по духу времени. Этот принцип близок одному из положений ранней философской герменевтики, в частности «психологической герменевтики» В. Дильтея, - идея непосредственного проникновения в историческое прошлое, «вживания» исследователя в изучаемую эпоху, во внутренний мир создателя источника. Такой метод познания духовных явлений получил название психологической реконструкции, то есть восстановления определенных исторических типов поведения, мышления и восприятия».2

Военно-историческая антропология в своем изучении войн учитывает принципы социальной истории, в центре внимания которой оказывается человек.

«Подход к «человеческому измерению» войн и вооруженных конфликтов как предмету изучения особой отрасли исторической науки - военно-исторической антропологии является принципиально новым для отечественной историографии. Эта новизна состоит в переходе от фрагментарного к системному исследованию антропологического ракурса военно-исторической проблематики, что предполагает как полноту охвата ее проблемно-тематических составляющих, так и интеграцию в историческом исследовании конкретно-научного и междисциплинарного инструментария, традиционных и нетрадиционных методов ряда гуманитарных дисциплин.

Совокупность подходов и методов исследований военно-исторической антропологии можно разделить на четыре группы: теоретико-методологические, источниковедческо-методические, конкретно-исторические и междисциплинарные.»1

В водной статье Военно-исторической антропологии расписаны задачи всех методических направлений, но особый акцент делается на историко-сравнительном методе, который позволяет наиболее продуктивно изучать человека на войне.

«Военно-антропологические исследования носят ярко выраженный междисциплинарный аспект, метанаучные для истории подходы в изучении историко-психологической проблематики целесообразно дополнять методологическими принципами и инструментарием, разработанным в смежных гуманитарных дисциплинах, прежде всего в психологической и социологической науках». Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология, как новая отрасль исторической науки /Е.С. Сенявская//Военно-историческая антропология. Ежегодник. 2002. М; Росспэн. 2002. с.19

В целом, инструментарий военно-исторической антропологии соответствует современным тенденциям мировых исторических исследований.

Гендерный подход в военной антропологии

В богатейшую историю нашей страны женщины вписали немало ярких страниц. «Они сражались за Русь святую, в том числе на поле Куликовом, появлялись и в других сражениях, но это были единицы, к тому же свой полк скрывали под мужским костюмом и мужской фамилией». Иванова Ю.Н. Женщины в войнах отечества//Военно-историческая антропология. Ежегодник. 2002. М., Росспэн. 2002. с. 346

2 Там же. с. 346

3 Караяни А.Г. Психология войны. Военно-историческая антропология. Ежегодник. 2002. М., Росспэн. 2002. с. 41

Лишь в середине ХIX века был получен опыт привлечения женщин на театр военных действий. «1859 год можно считать историческим в военной судьбе женщин России. С этого времени они не покидают полей сражений. Количество их в действующей армии увеличивается от войны к войне».2

Тема «Женщина на войне» тесно связана с отраслью военной психологии, которая описывает и объясняет психологические факты и закономерности их проявления на уровне войны как социального явления, на уровне боя как ведущего вида военного противоборства, на уровне психики его участников и на уровне использования психологического знания в интересах достижения победы над противником.

Исследование психологии войны как социального явления предполагает изучение таких феноменов, как:

- влияние войны на личность и социальные группы, и обратное влияние людей на войну;

- психологические особенности последствий войны (победа или поражение) для нации и армии.

Безусловно, без этих сведений нельзя сделать полноценного анализа, рассматриваемых событий, так как сам термин войны «…имеет психологическую природу, цели, функции, развивается по психологическим закономерностям, определяется психологическими возможностями противоборствующих сторон, ведется, в том числе и психологическими средствами, и ее результаты определяются психологическими последствиями»3

Рассматриваемые нами источники по своим временным границам относятся к третьему и четвертому этапу.

«Третий этап характерен быстрым возрастанием удельного веса женщин в армии и расширением поля их деятельности. Эти тенденции довольно ярко проявились уже в русско-японской войне 1904-1905 гг. и особенно в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг.

Опыт применения женского труда на фронте показал: несмотря на то, что уже 3000 женщин оказывали медицинскую помощь войнам, их не хватало.

С началом Первой мировой войны женщины активно включались в оказании помощи милосердной российскому воинству через Красный крест и общины.

Одной из самых примечательных особенностей данного периода, уникальным явлением в российской армии было создании летом 1917 года воинских формирований из женщин-добровольцев. Планировалось создавать боевые подразделения (пехотные батальоны), команды вспомогательного назначения: связи, охраны железных дорог, караульные роты; а также направлять женщин для укомплектования санитарных организаций.

Четвертый этап - это массовое участие женщин в Гражданской войне (1918-1922 гг.), начало привлечения женщин в ряды вооруженных сил как равноправных бойцов. Женщины овладели многими воинскими специальностями.

На фронте находились не только медики, но и пулеметчики, связисты, политбойцы, комиссары, кавалеристы, подносчики патронов, командиры боевых подразделений (рот, бронепоездов).

Одной из особенностей Гражданской войны была мобилизация правительственными декретами и постановлениями женщин-врачей на действительную военную службу (а также студентов-медиков).

Кроме того, в данный период женщины оказались по разные стороны сражающихся. Одни воевали в составе Красной Армии, другие - в армии белогвардейцев, что является особенностью, вызванной к жизни расколом общества и Гражданской войной». Иванова Ю.Н. Женщины в войнах отечества//Военно-историческая антропология. Ежегодник. 2002. М., Росспэн. 2002. с. 347-350

2 Под феминизацией (от лат. femina - женщина) вооруженных сил понимается противоречивый, многофакторный процесс изменения профессионального статуса, роли и места женщин в воинских подразделениях, органах военного управления и среди гражданского персонала армии и флота.

3 Иванова Ю.Н. Женщины в войнах отечества//Военно-историческая антропология. Ежегодник. 2002. М., Росспэн. 2002. с. 354-355

Каковы же причины феминизации2 армии? Они непосредственно связаны с нуждами военного ведомства. «К первым относятся: заинтересованность государства; демографические изменения в обществе; влияние социально-политической расстановки в стране на ее Вооруженные Силы; безработица; подготовка женщинами мужчин в определенных профессиях; патриотические чувства. Ко вторым - потребности Вооруженных Сил: заинтересованность армии и флота; нехватка мужчин; технологизация военной профессии; снижение зависимости воинского труда от мускульной силы; выход на первый план умственных данных; нужда в специалистах по уходу за ранеными (в военное время); необходимость в пополнении (в военное время); возможные замены мужчин женщинами (в отдельных специальностях); большее соответствие женщин ряду профессий (медицина, связь, административно-хозяйственная служба и др.) и лучшее исполнение ими должностных обязанностей; нежелание части юношей служить в армии; сила примера зарубежных армий».3

Что же привлекает в армию самих женщин? Что помогает им исполнить свой долг? Мотивы их стремлений имеют много общего, но в то же время существуют и различия, обусловленные эпохой, идеями, главенствующими в обществе, и рядом других обстоятельств.

Массовое и активное участие российских женщин в войнах является военно-историческим феноменом - единственным и уникальным.

Важным источником по изучению гендерного подхода в военной антропологии является сборник «Добровольцы» с мемуарами Варнек Т.А. «Воспоминание сестры милосердия (1912-1922)»; Бочарникова М. «В женском батальоне смерти (1917-1918)»; и Мокиевская - Зубок З.С. «Гражданская война в России, эвакуация и «сидение» в Галлиполи глазами сестры милосердия военного времени (1917-1923)».

Т. Варнек и ее воспоминания «Воспоминания сестры милосердия (1912-1922)»

Татьяна Александровна Варнек родилась 4 апреля 1894 года в семье генерала А.И. Варнека. Варнек Александр Иванович - исследователь Арктики, один из тех первопроходцев, которые стояли у истоков освоения Серного морского пути

2 Добровольческая армия - возникла в 1917 г., когда на Дон со всех концов России съезжались офицеры, юнкера, студенты, гимназисты - будущие добровольцы - для того, чтобы поднять знамя борьбы с «германо-большевизмом», за честь и достоинство Родины. 25 декабря 1917 г. Корнилов вступил в командование Добровольческой армии В 1912 году она окончила гимназию и поступила в Кауфманскую общину на курсы запасных сестер милосердия. Из-за тяжелых условий на практике в больнице не закончила курсы медсестер. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, вернулась в общину, закончила практику и получила назначение в лазарет. До апреля 1918 года проработала медицинской сестрой на фронтах Первой мировой войны, а затем откомандировалась домой. В 1919 году Варнек, в качестве сестры милосердия, вступает в добровольческую армию. В октябре 1920 года в составе Красного Креста вместе с семьей эвакуировалась в Константинополь, а затем в Болгарию.

Историческими условиями возникновения мемуаров Татьяны Александровны Варнек послужили события Первой мировой войны, перешедшей в России в войну Гражданскую. В них отражена профессиональная деятельность Т. Варнек в качестве сестры милосердия, сначала на фронтах Первой мировой войны, а затем, в том же качестве, в составе Добровольческой армии. Данные воспоминания - это взгляд непосредственного очевидца тех событий.

Мемуары Т. Варнек охватывают события с 1912 года по 1922 год, но нам ничего не известно о точном времени их создания. Свои воспоминания Варнек пишет находясь уже в эмиграции, таким образом, воспоминания являются ретроспективными. Сами мемуары неизбежно деформированы временем, поэтому в них встречаются неточности, а часть воспоминаний утрачена. Следует также учитывать влияние эпохи, которое наложило свой отпечаток на мировоззрение автора.

Впервые в России воспоминания публикуются в 2001 году в издательстве «Русский путь». Мемуары Т. Варнек вошли в сборник «Добровольцы» из серии «Наше недавнее» (Российская мемуарная библиотека), которая была основана А.И. Солженицыным.

В своих воспоминаниях использует выдержки из своего дневника, который она вела в походах с добровольческой армией, а также она ссылается на записи своего отца (которые довольно подробно рассказывают о жизни ее семьи на юге России в период с 1918 г. по 1920 г.).

Воспоминания Татьяны Варнек состоят из трех частей: «На Великой войне», «Когда фронт разваливается», «В Добровольческой армии», каждая из частей состоит из нескольких глав.

Первая часть охватывает временной период с 1912 года по 1916 год. После практики Т. Варнек получила назначение в 1-ый Подвижной кауфманский лазарет Бакинских нефтепромышленников На организацию госпиталей, лазаретов, отрядов жертвовали денежные средства различные организации и отдельные граждане, состоящей в Галиции в Жолкиве. Работала в лазарете, но из-за «бунта сестер» (против врача) была переведена во Львов. В 1915 году Варнек переходит в Георгиевскую общину и получает назначение в Житомирский этапный лазарет. В 1916 году, летом она работает в Риге, этот период своей работы называет «кошмарным».

Вторая часть воспоминаний начинается с событий осени 1916 года, а оканчивается 1918 годом. В сентябре 1916 года Варнек получает назначение в Рижский передовой отряд Красного Креста. В румынском санитарном поезде она совершает рейсы по линии фронта (за это была предоставлена с еще двумя сестрами к Георгиевской медали, которую не получила, в связи с революционными событиями).

После возвращения в Петербург в 1917 году работала госпитале, но вскоре ушла, получив направление в 604-ый военно-санитарный поезд. В апреле 1918 года Варнек откомандировалась и уезжает к родным в Москалевку (имение семьи Варнек). С апреля по ноябрь семье Варнек пришлось пережить немало обысков от «народных представителей». Весной 1918 года вся семья скрывалась в лесу, спасаясь от Красной армии, а после возвращения они находят свое имение разворованным и разрушенным.

Третья часть «В Добровольческой армии» начинается с воспоминаний о переезде в Екатеринодар в 1918 году и заканчивается событиями 1922 года. Татьяна Варнек вместе с сестрой и братом осенью 1918 года переезжает в Екатеринодар в поисках работы и средств для проживания. 6 ноября 1918 года она получает назначение в формирующийся 3-ий Кауфманский госпиталь, в котором Варнек проработала до апреля 1919 года. В апреле она переходит на службу в 4-ый передовой отряд Красного Креста при Терско-Кубанской дивизии генерала Топоркова в корпусе генерала Шкуро. Так начинаются походы с Терской дивизией. В это время Варнек ведет записи происходивших событий. Ее записи начинаются 30 апреля 1919 года и заканчиваются событиями 16 августа того же года. Она записывает лишь самые яркие моменты похода, поэтому записи ведутся неежедневно. «Я так устала - нервы больше не выдерживали, и я попросила меня перевести в другое место» Варнек Т.А. Воспоминания сестры милосердия//Добровольцы. Сборник воспоминаний. М; Русский путь. 2001; с.103 - такими словами заканчивается этот период воспоминаний. В сентябре Варнек получает назначение в санитарный поезд «Единая Неделимая Россия». Этот поезд состоял при корпусе генерала Шкуро и двигался за корпусом генерала. Вскоре Варнек заболела возвратным тифом и вернулась в Екатеринодар, где она лежала в госпитале до 5 февраля. После выписки она вместе с сестрой вернулась в Туапсе к семье. В то время над семьей Варнек нависла серьезная угроза. Особой опасности подверглась жизнь хозяина семьи Александра Ивановича - уже одно то, что он имел генеральское звание, было вполне достаточным, чтобы его расстреляли без суда и следствия.

Поэтому вопроса - эмигрировать или нет - для него практически не было. В марте 1920 года семья Варнек эвакуировалась из Туапсе на Крымский полуостров. По приезду в Севастополь Татьяна Варнек поступает в 1-ый Передовой отряд Красного Креста (работала на санитарном поезде). 29 октября 1920 года в составе Красного Креста, на судне «Рион» эвакуировалась в Константинополь. В Константинополе она устроилась на работу в посольский госпиталь, а в 1921 году госпиталь переводят на Шипку (Болгария). В августе 1920 года Варнек переезжает в Софию и устраивается ассистенткой к болгарскому врачу. Этими событиями заканчиваются Татьяны Александровны Варнек.

Создавая свои воспоминания, Т. Варнек не ставила перед собой цель - дать обоснованную историческую оценку происходившим событиям. Воспоминания - это сугубо личностная оценка автора. Отношение автора к революционным событиям можно прочитать в контексте воспоминаний - оно отрицательно (хотя, Варнек ни разу не высказала его открыто). Таким образом, написанием своих воспоминаний Варнек хотела рассказать о своей профессиональной деятельности сначала на фронтах Первой мировой войны, а затем в рядах Добровольческой армии. Это воспоминание человека о потерянной Родине, о долге и о мужестве.

Изучая мемуары, мы рассказываем причины тех или иных поступков автора. Мы видим, как определенные исторические условия повлияли на личность автора.

Мемуары Варнек, как и всем мемуарам присущ субъективизм. По жанру мемуары Варнек являются автобиографией Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. Пособие/М.:РГУ, 2004., в центре повествования фигура самого автора. Это важно для воспоминаний, так как это позволяет понять, как личность самого автора повлияла на те или иные ее поступки. Мемуары дают представление о мировоззрении и духовном мире автора.

Мария Бочарникова «В женском батальоне смерти (1917-1918)»

Главным историческим условием возникновения данного источника, послужили события 25 октября 1917 года в Петрограде, участницей которых был автор.

О событиях 25 октября 1917 года много написано и самими современниками, да и следователями данного периода. Но тем не менее воспоминания Марии Бочарниковой вносят свою лепту, в уже казалось бы полностью изученный вопрос.

В Гражданскую войну бывшая батальонщица Мария служила сестрой милосердия в Белой армии и вместе с ее остатками эвакуировалась за границу. Благодаря усилиям Алексея Геринга, который беспрестанно побуждал соотечественников к написанию воспоминаний, были написаны и мемуары М. Бочарниковой.

М, Бочарникова начала работать над своими воспоминаниями с нчала 40-ых годов ХХ века, поэтому разрыв между созданием и описываемыми событиями составил почти 25 лет. Таким образом, эти воспоминания являются ретроспективными. Поэтому они неизбежно подверглись воздействию времени, а также той исторической обстановки в которой они создавались. Следует также учитывать также учитывать степень влияния политических взглядов самого автора на воспоминания.

В своих воспоминаниях М. Бочарникова ссылается на сведения полученные у господина Зурова, который писал «Историю русской революции», а также на воспоминания своих знакомых.

В 1973 году при содействии все того же Алексея Геринга небольшим тиражом кустарным способом были впервые изданы и воспоминания М. Бочарниковой. А большим тиражом, впервые в России в 2001 году в составе сборника «Добровольцы».

Воспоминания М. Бочарниковой делятся на пятнадцать глав. Временной охват событий всего лишь год (1917-1918). Воспоминания начинаются с истории создания 1-го Петроградского женского батальона. Первые шесть глав посвящаются созданию женского батальона. Автор рассказывает о том, какие женщины вступали в батальон и что их туда приводило. В воспоминаниях этого периода много забавных случаев из жизни батальона. Здесь же мы встречаем описания лагеря в Левашово, где располагался женский батальон. В этих главах Бочарникова описывает тренировки в лагере, строевые упражнения и условия проживания женщин - доброволиц. К началу октября батальон был сформирован и вошел в подчинение штаба Петроградского военного округа. Командиром батальона был назначен гвардии штабс-капитан А.В. Лосков (офицерские должности занимали мужчины). В 7-ой главе автор описывает парад на Дворцовой площади. Она описывает подготовку к параду и сам парад. 24-ого октября в полдень женский батальон прошел маршем по Дворцовой площади перед А.Ф. Керенским, но вместо того, чтобы отправиться на вокзал, батальон разместили в Зимнем дворце для охраны Временного правительства. В 8-ой главе описывается бой в Зимнем дворце. Бочарникова описывает обстановку накануне боя и сам бой. В 9-ой главе автор рассказывает об аресте доброволиц солдатами и о ночи проведенной в солдатских казармах. Добровольцы были выпущены из под ареста под давлением английского консула. В главе 10-ой и 11-ой автор пишет о прекращении существовании женского батальона и о том, что добровольцы начали разъезжаться по домам. Вскоре среди оставшихся доброволиц прошел слух о том, что генерал Корнилов собирает армию на Дону. Многие добровольцы решили присоединиться к генералу Корнилову. Добровольцы перебираются в Питер и оказываются под арестом. Через несколько месяцев доброволиц выпустили из тюрьмы, так как за них хлопотал Политический Красный Крест. После освобождения Бочарникова отправилась к родным на Кавказ. Вместо эпилога автор рассказывает о дальнейшей судьбе командиров и доброволиц, о своем вступлении в Добровольческую армию, а затем об эмиграции.

В воспоминаниях М. Бочарниковой временной охват событий мал, всего лишь год, но по эмоциональной насыщенности эти воспоминания достаточно глубоки. Следует отметить, что воспоминаниям М. Бочарниковой присущ субъективизм. Это выражается прежде всего в оценке происходящих событий. В своих воспоминаниях автор описывает события с точки зрения участницы. Воспоминания - это история личности в определенной исторической ситуации. Бочарникова не пытается проанализировать происходящие события с точки зрения исторического значения. Она раскрывает внутреннее состояние, тем самым помогая нам понять причины тех или иных своих поступков.

З.С. Мокиевская - Зубок и ее мемуары «Гражданская война в России, эвакуация и «сидение» в Галлиполи глазами сестры милосердия военного времени (1917-1923)»

Главным историческим условием возникновения данного источника явилась Гражданская война в России. Автор воспоминаний была добровольной сестрой милосердия - с конца Первой мировой войны и на протяжении всей Гражданской.

Зинаида Степановна Демьяненко (девичья фамилия автора) прожила долгую жизнь (89 лет, но точные даты рождения и смерти нам неизвестны). Родилась она в Ростове-на-Дону и до поступления на ускоренные курсы сестер милосердия военного времени, она подавала большие надежды, как пианистка. Прежде чем поступить на курсы Зинаида Степановна проработала 3 месяца волонтером в лазарете для пленных австрийцев. В 1917 году после окончания ускоренных курсов была направлена на фронт (по собственному желанию), но с началом развала Русской армии вернулась в Ростов, где устроилась на работу в лазарет. В 1918 году записывается в Добровольческую армию сестрой милосердия. Участвовала во Втором Кубанском походе, отступлении и в 1920 году эмигрировала из России.

В 1974 году, вскоре после высылки из СССР, А.И. Солженицын обратился с призывом ко всем еще здравствующим свидетелям событий Гражданской войны в России отозваться и написать свои воспоминания об этом времени для задуманной им Всероссийской Мемуарной Библиотеки. В 1976 году состоялась встреча Солженицына и З.С. Мокиевской - Зубок, на которой было условлено об написании воспоминаний о событиях Гражданской войны Зинаидой Степановной. Свою работу над мемуарами она начала в 1976 году, а закончила в 1977 году. Разрыв между созданием мемуаров и описываемыми событиями составляет около 60 лет, следовательно, эти воспоминания являются ретроспективой (в мемуарах встречаются пропуски). Новая публикация воспоминаний состоялась в России в 2001 году, уже после смерти З.С. Мокиевской - Зубок. Разрыв между созданием и первой публикацией составил 24 года.

Воспоминания охватывают период с 1917 по 1923 годы. В процессе работы над рукописью воспоминаний сама Зинаида Степановна не сделала разграничений в тексте. Разделение на главы сделал ее сын уже после смерти. Весь текст делится на 7 глав: «Ростов-на-Дону», «Второй Кубанский поход (1918)», «Екатеринодар (1918)», «На Москву (1919)», «Отступление», «Эвакуация» и «Галлиполи».

В первой главе «Ростов-на-Дону» Зинаида Степановна описывает свою работу в лазарете и в перевязочном пункте Добровольческой армии. В этой главе она рассказывает о создании Добровольческой армии и о взятии Ростова в феврале 1918 года большевиками, а также о своем участии в подпольной организации.

В главе «Второй Кубанский поход (1918)» она повествует о своем вступление в ряды Добровольческой армии и о работе в походном лазарете.

В третьей главе «Екатеринодар (1918)» автор описывает прибытие походного лазарета в Екатеринодар в конце лета 1918 года, где она проработала в Екатеринодарском армейском лазарете №5.

В четвертой главе «На Москву» Зинаида Степановна рассказывает о своем переезде в Ростов-на-Дону в 1919 году, где она устроилась на работу в Полевой госпиталь с прикомандированием к зубоврачебному кабинету. В начале июля 1919 года переезд в Харьков и назначение в перевязочный отряд (передвигались по Украине).

В пятой главе «Отступление» перевязочной отряд Зинаиды Степановны погрузили в поезд и отправили в Харьков, где отряд был расформирован. Зинаида Степановна поступила на работу в только что созданный 26-ой Полевой запасной госпиталь. Белые войска отступали, а вместе с ними и Полевой госпиталь, сначала на Кубань, а затем на пароходе в Феодосию. В Феодосии госпиталь разместился в палатках на берегу моря (здесь же Зинаида Степановна обвенчалась с доктором Л.С. Мокиевским - Зубок). Через некоторое время госпиталь перевели на стоянку в Воинку, но вскоре вновь началась эвакуация.

Глава шестая: «Эвакуация». По прибытию в Феодосию госпиталь погрузили на пароход и 1 ноября 1920 года пароход направился в Константинополь. В Константинополе персонал 26-ого Полевого госпиталя пересадили на госпитальное судно «Ялта», где они находились в карантине до декабря 1920 года.

В седьмой главе «Галлиполи» Зинаида Степановна рассказывает о своем прибытии в город Галлиполи (Турция), где они находились 2,5 года («Галлипольское сидение»). Лишь в 1923 году семье Мокиевских - Зубок удалось переехать на жительство в Сербию.

В эпилоге Зинаида Степановна описывает, как сложились судьбы людей с которыми она была знакома, а также сообщает о дальнейшей судьбе своей семьи. Доктор Мокиевский - Зубок до Второй мировой войны работал врачом в Сербии. В конце войны семья Зинаиды Степановны переехала в Австралию (где умер муж Зинаиды Степановны), а позже они переехали в Канаду.

Автор в своих воспоминаниях повествует о том периоде своей жизни, который сыграл важную роль в ее последующей жизни.

Сравнительный анализ публикаций

Судьба женщин - мемуаристок оказалась сходной: совсем молоденькими, охваченные патриотическим порывом, они устремились на фронт, чтобы стать частью русской армии, воевавшей с внешним врагом. После раскола на белых и красных они вступили в Добровольческую армию и до конца прошли с ней тяжкий путь ее поражения, закончившийся для них утратой Родины. Каждый из авторов воспоминаний начал свое служение Родине с профессии сестры милосердия. И каждый из них описывает в своих воспоминаниях свои профессиональные обязанности, но воспоминания М. Бочарниковой своей тематикой отличаются от двух других воспоминаний. М. Бочарникова описывает свою профессиональную деятельность в качестве солдата Женского батальона, но упоминает, что при вступлении в Добровольческую армию продолжила свою деятельность в качестве ротного фельдшера. Следует отметить, что все женщины - мемуаристки принадлежат к одному социальному кругу, и являются выходцами из состоятельных семей (об этом свидетельствуют не только сами авторы в своих воспоминаниях, но и стиль написания самих мемуаров, их язык). И Варнек, и Бочарникова, и Мокиевская - Зубок - авторы воспоминаний о поворотном моменте в истории России - о революции и о Гражданской войне. События, описанные женщинами - мемуаристками далеко не заурядны, и особая ценность в том, что писали их непосредственные участницы событий той исторической поры.

В характеристиках публикаций воспоминаний Т.А. Варнек, М. Бочарниковой и З.С. Мокиевской - Зубок существует следующие отличия:

Временной охват событий

Т. Варнек начинает свои воспоминания с Первой мировой войны, а оканчивает событиями 1921 года. В ее воспоминаниях почти не затронуты не февральские, не октябрьские события. Зато подробно рассказано о профессиональной деятельности на фронтах Первой мировой войны и в период Гражданской войны. Мемуары З.С. Мокиевской - Зубок датируются 1917-1923 годом. В ее воспоминаниях много сказано о профессиональной деятельности в качестве сестры милосердия в рядах Добровольческой армии, а также о факте создания Добровольческой армии на Дону и ее походах. Самый малый временной промежуток в воспоминаниях М. Бочарниковой. Ее мемуары посвящены в основном событиям создания и деятельности первого Женского батальона, а также событиям 25 октября 1917 года (защита Зимнего дворца). Таким образом, мы наблюдаем различный временной охват событий. Это свидетельствует о том, что каждый автор по-разному подходит к описанию произошедших событий. Такой разрыв во времени позволяет нам взглянуть с различных углов зрения на те или иные события.

Время создания мемуаров

Точное время создания воспоминаний Т. Варнек неизвестно, нам лишь известно, что написаны были они уже в эмиграции. Зато нам точно известно время создания мемуаров З.С. Мокиевской - Зубок - это 1976 год, поэтому разрыв между происходившими событиями и написанием, составляет примерно 60 лет. М. Бочарникова начала работать над своими мемуарами с начала 40-ых годов ХХ века, а разрыв между происходившими событиями и написанием составил всего 25 лет. Все мемуары создавались тогда, когда авторы находились уже в эмиграции. З.С. Мокиевская - Зубок писала свои воспоминания в Канаде, М. Бочарникова - во Франции, а вот место написания мемуаров Т. Варнек неизвестно. Поэтому разрыв во времени создания у каждого из авторов разный. Это, несомненно, отразилось и на качестве воспроизведения воспоминаний. Вот почему в мемуарах Варнек и Мокиевской - Зубок можно встретить следующую фразу: «Не помню». Конечно, неточность воспоминаний можно отнести на счёт длительного временного промежутка воспроизводимых событий (у Варнек это 10 лет, а у Мокиевской - Зубок - 6 лет). Человеческая память избирательна и не все события запечатлеваются, а лишь самые яркие и запоминающиеся.

Первая публикация

Первая публикация воспоминаний М. Бочарниковой состоялась во Франции в 1973 году. Мемуары Варнек и Мокиевской - Зубок впервые были изданы в России в 2001 году в сборнике «Добровольцы» из серии Всероссийской Мемуарной Библиотеки (которая была основана А.И. Солженицыным). В этом же сборнике были напечатаны впервые в России и мемуары Бочарниковой.

То, что все воспоминания этих авторов были напечатаны и изданы в России, свидетельствует об интересе не только специалистов по данному периоду, но также и об интересе простого читателя к истории нашей страны в период Гражданской войны.

Итак, сравнительный анализ мемуаров Т.А. Варнек, М. Бочарниковой и З.С. Мокиевской - Зубок позволяет сделать следующий вывод о степени сходства и различии публикаций на уровне внешней критики источников. По времени создания эти источники имеют разный временной разрыв, но все они были созданы спустя определенный промежуток времени в эмиграции. Различны и их временные рамки - это отражение внутреннего видения автора важнейших событий в его жизни. Также каждый автор ставит перед собой различные задачи в воспроизведении текста. Каждый автор вкладывает свою смысловую окраску в свою работу и в этом каждая из них глубоко субъективна. Авторы не пытаются навязать свою оценку, они лишь повествуют о том, что для них было важным в тот период жизни.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»