курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Протестантизм как основа процветания западной буржуазии

курсовые работы

Протестантизм как основа процветания западной буржуазии

Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики

Факультет прикладной политологии

Эссе

по дисциплине Политическая история зарубежных стран

на тему: Протестантизм как основа процветания западной буржуазии

Выполнил:

студент 1 курса гр., 143,

Поляков Егор Игоревич

Проверил: преподаватель

Щербаков Николай Георгиевич

Москва, 2010

Введение

Прежде чем начать рассуждать о протестантизме, как главном локомотиве развития западных буржуазных стран, стоит обратиться к историческому контексту эпохи, благо процессы, проходящие в нем крайне логичны и интересны.

Прежде всего, говоря о реформации и протестантизме в частности, надо понимать, что реформация - это религиозное продолжение ренессанса, то есть это возрождение и возвращение к первичным канонам. Здесь мы можем провести параллель между ренессансом и реформацией. Ренессанс - возрождение античных традиций и их эволюционная трансформация, то есть возрождение тех самых, первичных традиций, которые способствовали возникновению большинства европейских государств. Реформация же получается религиозным откатом к первичным христианским традициям. Ренессанс и реформация - это достойный ответ эпохи, на возникающие социально-культурные вопросы европейского общества. Ренессанс - ответ культурный, реформация - нравственно-религиозный, в какой-то степени даже этический.

Перейдем к реформации конкретней. Основательно движение зарождается с выступления Мартина Лютера, а сводилось оно к тому, что церковь должна быть простой и должна быть для каждого. Иными словами, Лютер выступал за отмену индульгенций, за отказ церкви от богатств, за секуляризацию и за то, что при общении с Богом, людям не нужны посредники. Даже здесь, мы видим некоторый аспект справедливости, получается, что Лютер выступал за равенство людей перед верой и церковью, как институтом, способствующим реализации этой самой веры, к примеру, индульгенции: далеко не каждый мог позволить себе откупиться от грехов своих, получается, что оставаться "чистыми", непогрешимыми перед Богом, могли только богатые и знатные люди, что уже в принципе противоречит идее религии и христианской веры. Именно из этого посыла уже можно искать причины такого успеха протестантизма в Европе, где большинство населения было малого или среднего достатка.

Большое влияние на развитие и успех реформации оказали гуманистические настроения. На арену 16го века выходили новые ценности и идеи: свободы достоинства и личности, прав на достойную жизнь. Эти идеи способствовали освобождению человека от угнетения со стороны власть имущих, включая церковь и господ.

Здесь же стоит отметить застой средневековья, эпоха которого сходила на "нет". Ярким представителем эпохи средневековья являлась католическая церковь, которая способствовала этому застою и проводила реакционную политику, но она не справилась. Подобно первооткрывателям, ренессанс и реформация произвели фурор в жизни всего европейского общества, итоги процессов, которых мы ощущаем на себе и по сей день.

Основная часть

Вполне логично начать рассуждение о протестантизме, как главной причины бурного развития капитализма в Европе с предпосылок и причин. Я не хочу глубоко влезать в подробности, а посему выделю на свой взгляд самые важные. Собственно главной предпосылкой был застой католичества. Здесь, я бы хотел вывести религию на экономический рынок, то есть для меня - католицизм выступает игроком на рынке религиозной продукции. Звучит очень богохульно и атеистично, однако, я попробую объяснить свою логику. Возьмем европейское общество, для нас представляется это, как целый комплекс народов европейских стран, которые имеют как минимум единую общность - религию, тем самым католицизм выступает в качестве монополиста, на рынке религиозных услуг. Выходит так, что абсолютно каждый верующий европеец вынужден, подчиняться закону рынка и пользоваться услугами католицизма. Тут мы сталкиваемся сразу с двумя аспектами. Первый - как уже говорилось, виток ренессанса ведет с собой гуманистические потребности, а вместе с ними и свободу личности. А что мы видим здесь, католицизм выступает в качестве угнетающего института. Вера - должна способствовать справедливости на земле, а религия - как институт ее реализации должен над этим работать, но что получает общество? Как уже говорилось, католицизм становится религией богатых и знатных, ввиду того, что отпускать грехи могли лишь они, то есть по логике: лишь богатый становился "богоизбранным" и попадал в рай. Понятное дело, что простому человеку, который не мог подобным же образом отпустить себе грехи, это могло ну если и не нравится,(тут мы вполне можем рассуждать о непоколебимости религиозных догм и слепой веры) но как минимум, верующий мог задуматься, а справедлива ли религия, которая использует свой ресурс, чтобы решать, кто милостив Богу, а кто нет? Отдельно стоит сказать о рядовых богослужителях, они, наблюдая за этой несправедливость и понимая, что это откровенное плутовство рано или поздно должны были выступить. Католическая церковь перестала отвечать требованиям определенных слоев общества, она превратилась в богатого и жадного землевладельца, она обладала колоссальной властью, она тормозила развитие Европы, отрицая и объявляя еретиками ученых и просто неудобных ей людей. Церковь разрослась и разжирела, стала неспособна выполнять свои обязанности перед обществом. Более того, она стала претендовать на светскую власть и в серьез ставила вопрос о главенстве власти в Европе.

Именно ввиду этих причин, нет ничего удивительного, в том, что протестантизм получил такое быстрое широкое и успешное распространение. Опять же, если исходить из этих посылов, неудивительно, что зарождаться всерьез оно начало в немецких землях, где царила раздробленность на множество маленьких княжеств. Князья, которые помимо высоких религиозных ценностей, имели также собственные интересы на увеличение власти, с радостью помогали быстро набирающему ход движению. Главной причиной веры в идеи Лютера был его ответ, на папский указ, запрещавший полемику касательно церковных привилегий, в частности вопроса об индульгенциях. Лютер пишет и издает три темпераментно написанные книги, в которых излагает свою программу:

1. Сбросить с Германии папское иго..

2. Отменить священство, монашество и церковное землевладение.

3. Свести таинства к двум, прямо упомянутым в Евангелиях: крещение и причащение. В частности, отменить мессу и культ святых как идолопоклонство: Бог не нуждается в посредниках. Открыть свободный доступ к Библии.

4. Покончить со светской властью церкви и злоупотреблениями вроде индульгенций.

Согласитесь, внушающие тезисы, а главное как они своевременны, именно это заставляет поверить многочисленные массы людей в идеи протестантизма. А посему очень логичными становятся ценности, выходящие на передний план: социальная справедливость, честность, здесь стоит уточнить, в том плане, что в идее протестантизма господь заранее решает, кто достоин спасения, а кто нет, но этого не знают сами верующие, а посему единственное, что им остается - это быть верными честными и совестливо исполнять свои обязанности, то есть вырабатывается этика поведения, присущая только протестантам. Здесь же, стоит продолжить, что для протестанта работа и труд - это призвание и способ самореализации в обществе, они аскетически исполняют свои обязанности, в надежде, что обретут спасение. Еще одной характерной чертой протестантских обществ является - ведение коммерции не только ради увеличения потребления, но и в качестве добродетельного вида деятельности. Аскетизм, как неотъемлемая часть протестантизма, выделяется М. Вебером, как одна из главных причин не принятия роскоши и стяжательства, богатства и власти церкви.

Стоит провести параллель между протестантской и классической этикой, тогда мы сможем понять, почему именно протестантское воспитание сыграло такую большую роль в формировании буржуазно-капиталистических отношений.

Традиционный человек

Протестант

Работает, чтобы жить

Живёт, чтобы работать

Профессия -- бремя

Профессия -- форма существования

Стратегия: минимизировать работы при желательном сохранении и увеличении постоянного дохода

Стратегия: максимизировать доход, даже если это требует более интенсивного труда

Принцип коммерции: Продать любым способом.

Принцип коммерции: Продать честно.

Тем самым, мы видим, что в основе протестантизма лежит принцип: "Работай, не покладая рук, ибо это правильно и будет вознаграждено" - что в корне разнится с классическим капитализмом, при котором предполагается минимизация затрат при максимизации прибыли. Отсюда можно сделать вывод, что протестантизм способствовал бурному экономическому росту и подъему в протестантских государствах. Если люди работают, значит, они производят, если они производят, то рано или поздно складывается товаро-денежные, а позже и рыночные отношения. Стало быть, выходя сперва на внутренний рынок, протестантизм способствовал настолько бурному развитию, что внутренний рынок не справлялся и начала развиваться международная торговля, а стало быть, складывался международный рынок товаров и услуг. Мы видим, как рост рыночных отношений способствует развитию европейских стран во всех отраслях. Вскоре Англия станет мастерской Мира, империей в которой не заходит солнца, но прежде она одержит победу над могущественным испанским флотом, а Голландия станет самой богатой торговой державой и тоже одержит победу в восьмидесятилетней войне за независимость. Испания же, со своей инквизицией и золотом из нового света надолго останется ни с чем. Все эти победы были достигнуты за счет великого усердия и веры в справедливость и свою правоту. Испанцы же были надменны, ставя целью войн искоренение протестантской ереси.

Мы видим, что лишь долгий процесс становления и укоренения протестантских традиций способствовал возвышению европейских протестантских стран, но после укоренения, после прохождения этого длительного пути, именно с этих стран стали брать пример.

Заключение

По мнению М. Вебера, протестантская трудовая этика не свойственна человеку от природы и является продуктом длительного воспитания. Она может сохраняться в течение длительного времени лишь тогда, когда добросовестный труд приносит моральную и материальную отдачу. И ведь здесь нельзя не согласится с Вебером, ведь со временем религиозные нормы стали нормами обыденными, светскими, но суть при этом они оставили прежнюю. М. Вебер считал, что современный капитализм перешёл к самовоспроизводству протестантской трудовой этики и более не нуждается в её религиозном обосновании и в итоге, на мой взгляд, оказался прав.

Это доказывают экономические показатели и уровень жизни в ведущих странах Мира, а именно: США, Великобритания, Германия, Швеция, Голландия, Дания. Я считаю, что это не просто совпадение, это определенная закономерность, выработанная долгими столетиями. Ведь со временем значение религии отмирало, а традиции оставались, а перечисленные выше страны вот уже долгое время занимают, занимали и пока будут занимать лидирующие позиции в Мире.

Список использованной литературы

1. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т.2: Восток и Запад в средние века - 2007 - 478с.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Veb_PrEt/07.php

3. Фромм Э. Бегство от свободы/Э. Фромм; пер.с англ. Г.Ф.Швейника, Г.А.Новичковой. 2-е изд. - М.: кадемический Поспект, 2008. - 254с

4. Ревуненкова Н.В. Протестантизм. - СПб.: Питер, 2007. - 224с.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»