курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Палеография Древней Руси

курсовые работы

Палеография Древней Руси

3

Астраханский Государственный Педагогический университет

Контрольная работа

по вспомогательным историческим дисциплинам

тема: " Палеография Древней Руси"

Выполнила студентка заочного отделения 1 курса

исторического факультета

Улевская Е. Н.

Проверил: Каазаков

Астрахань 2001

План

  • Введение 3
  • Письменность 4
  • Материал и орудия письма 5
  • Рукописный орнамент и миниатюра 7
  • Заключение 9
  • Список литературы 10
Введение

В IX в., в результате длительного процесса общественно-го, развития образовалось относительно единое Древ-нерусское государство с центром в Киеве. Возникшее на основе развития феодальных отношений, оно само активно способствовало дальнейшему укреплению фео-дального базиса. На протяжении IX--XI вв. на Руси в результате расхищения князьями, боярами, церковными орга-низациями общинных крестьянских земель росло феодальное землевладение, происходило закабаление свободных общин-ников.

В состав Древнерусского государства входила громадная территория с исконным восточнославянским, а также и несла-вянским населением, издавна связанным в своём историческом развитии со славянами. С ростом феодальных отношений про-исходил процесс образования народностей из ряда отдельных племён. К IX--XI вв. сложилась древнерусская народность, на основе которой в дальнейшем сформировались три братские народности: русская (великорусская), белорусская, украин-ская. Земли восточнославянских племён, вошедшие в состав Древнерусского государства, получили название Русской земли. Б. А. Рыбаков. Древние русы. - М., 1951.

Одним из признаков древнерусской народности была отно-сительная (на раннефеодальной экономической базе) общность языка, при наличии и стойкости диалектных различий в от-дельных частях Руси. Общенародный устный язык употреб-лялся в деловой письменности, в юридических документах. Он сыграл большую роль в формировании древнерусского литера-турного языка. В то же время на развитие последнего значи-тельное влияние оказал и старославянский (в своей основе древнеболгарский) язык, употреблявшийся в церковной пись-менности, в памятниках повествовательной литературы и в свою очередь испытывавший сильное воздействие общенарод-ного русского устного языка. Л. П. Якубинский. История древнерусского языка. - М., 1953

Письменность

Письмен-ность а, следовательно, и грамотность, имела распростране-ние и за пределами церковных учреждений, ею пользова-лись не только феодалы, но и городские ремесленники и торговцы. Письменность обслуживала производство, ремесло, торговлю, культуру, быт. Нет никаких оснований для ут-верждения о том, что она являлась только привилегией господствующего класса и пользование ею ограничивалось узкой сферой церковных интересов. Это опровергается рядом архео-логических находок.

Много надписей имеется на ремесленных изделиях XI-- XII вв. Так, сохранились надписи на шиферных пряслицах (гру-зиках для веретён), свидетельствующие об их принадлежности определённым лицам: «Потворин прясльнь», «Лолин пряслен», «Молодило», «Тартынъ», «Иулиана», «княжо есть», «невесточ[ь]» и др. Последнее слово указывает, возможно, что владелицей пряслица была девушка-невеста. Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. - М.. 1948

Письменность обслуживала потребности развивающегося ремесла. Рост торговых связей также обусловил развитие письменности. Так, сохранились камни и кресты XI--XII вв. Это своего рода лоцманские знаки на водных путях. Имеющиеся на этих камнях и крестах надписи свиде-тельствуют о мероприятиях древнерусских князей, направлен-ных к освоению водных путей сообщения и созданию условий для их безопасности.

Из памятников древнерусской эпиграфики, относящихся к указанным мероприятиям, большой интерес представляет надпись на камне, найденном в конце XVIII в. на Таманском полуострове. По своим начертаниям буквы тмутараканского текста напоминают письмо одного из очень интересных памятников письменности XI в. - Остромирова Евангелия.

Распространялась письменность не только в среде господствующего класса, но в среде городского населения. Гораздо меньше в нашем распоряжении данных о проникновении письменности в феодальную деревню. Но несомненно, что развитие феодальных отношений, захваты феодалами общинных земель, рост фео-дальной собственности требовали применения письменности для обоснования документами землевладельческих прав.

Письменность обслуживала потребности феодального госу-дарства, она была необходимым атрибутом деятельности княжеских агентов.

Материал и орудия письма

Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ-ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феодализации.

Материалом для русских письменных памятников до ХIV в. служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси «харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами».

Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древ-ней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берё-зовой коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обра-батывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обре-заны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чтение.

Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.

На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались боль-шой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чёт-ким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали соли, же-лезо и дубильные вещества. В качестве последних применя-лись обычно так называемые чернильные орешки -- особые наросты на местах поражения листьев дуба насекомыми-вре-дителями.

Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли дубовой коры.

Для просушки чернил на бумаге употреблялся мелкий кварцевый песок. Им посыпали лист из песочницы, имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки. Чернильницы бывали разнообразными по форме и делались из дерева, глины, рога, металла.

Кроме чернил, для письма употреблялись краски, особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От наличия в рукописях красных заго-ловков и заглавных букв ведут своё происхождение такие термины, как «рубрика» (от латинского ruber -- красный) или «красная строка». Последнее название даётся строке, от-крывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «аб-зацем» -- небольшим пропуском в начале текста, передвигае-мого слегка вправо. Краски употреблялись и для орнамен-тации рукописей (писания заставок, концовок) и для миниатюр. В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. - М, 1967

При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами). Серебро в русской письменности встречалось редко.

Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одновременным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, за-полнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца пред-назначаемые для последующей раскраски места так и не рас-крашивались. Впоследствии такие пробелы становились источ-ником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущен-ной в копируемом ими оригинале.

При письме золотом, так же как и при писании красками, среди чёрного текста оставалось свободное место, заполняв-шееся впоследствии золотыми буквами или же заглавием в целую строку. Писал золотом, так же как и красками, обычно специалист-художник, на долю которого приходилась также работа над миниатюрами и заставками, украшавшими рукопись заглавными разрисованными буквами и т. д.

Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой тростью (каламом), изображаемое на некоторых миниатюра евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно, подобные лицевые изображения были продуктом не которой стилизации.

Рукописный орнамент и миниатюра

Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента. Эти украшения бывают нескольких видов:

заставки -- особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или

Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента (от латинского слова ото--украшаю). Эти украшения бывают нескольких видов:

1) заставки -- особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще какого-нибудь крупного раздела книги размером в ширину страницы;

2) инициалы -- разрисованные за-главные буквы, открывающие соответствующий раздел текста;

3) концовки -- художественные украшения (виньетки) в конце текста, меньших размеров и менее сложной конструкции, чем заставки;

4) полевые украшения -- узоры на полях (по термино-логии более поздних старообрядческих письменных памятни-ков -- цветки).

Орнамент не следует смешивать с миниатюрами или рисун-ками (иллюстрациями) в красках, часто на особых листах.

Заключение

Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, философские взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде литера-турных памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т. д.). В этих памятниках прославля-лись древнерусские князья как создатели государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славян-ских племён и военные подвиги, давалось религиозное обосно-вание идеи о необходимости общественного неравенства, осу-ждались народные движения. Идеологическому обоснованию незыблемости княжеской власти, защищавшей интересы фео-дальной знати, служат и величественные архитектурные соору-жения Киева: собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже наме-чалась противоположность двух культур -- господствующего класса и непосредственных производителен материальных благ.

Однако произведения зодчества, изобразительного искус-ства, литературы, используемые господствующим классом в це-лях идеологического воздействия на трудящихся для укрепле-ния своей власти, являются памятниками культуры всего рус-ского народа. Замечательные произведения древнерусской архитектуры, занимающие одно из первых мест в мировом искус-стве, построены руками русских зодчих, выходцев из трудового народа. Городские мастера создали замечательные памятники изобразительного искусства. В феодальную литературу широ-кими струями проникали мотивы народного творчества.

Феодальная литература Древней Руси имела прогрессив-ный характер. В замечательном памятнике русской историче-ской мысли и литературы XII в., Повести временных лет, про-водится идея единства Русской земли и русского народа, -- показатель того, что к этому времени уже сложилась древне-русская народность. Это памятник, в котором отражён глубо-кий патриотизм.

Список литературы

Черепкин Л. В. Русская палеография. - М.: Государственное издательство политической литературы. 1956

Б. А. Рыбаков. Древние русы. - М., 1951.

Л. П. Якубинский. История древнерусского языка. - М., 1953

Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. - М.. 1948

В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. - М, 1967



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»