курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Характеристика нервной системы

курсовые работы

Характеристика нервной системы

5

РЕФЕРАТ

по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности"

по теме: "Характеристика нервной системы"

Содержание

  • Введение
    • 1. Нервная система как важнейшая интегрирующая функция организма
    • 2. Составляющие нервной системы
    • Заключение
    • Литература
Введение

Жизнедеятельность - это сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранять здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания указанного биологического процесса является деятельность.

Понятие "деятельности" образует вся совокупность видов человеческой активности. Формы деятельности многообразны.

Они охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, научной, производственной и др. сферах жизни.

Человек живет в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Все проявления жизни обусловлены конфликтом между силами организма, его конституцией и влиянием окружающей среды.

Изменения в окружающей среде требует от биосистем приспособления, адекватного воздействию. Без этого условия организм не способен выжить, воспроизвести полноценное потомство, сохранить и развить здоровье данного и будущего поколения людей.

Адекватное приспособление к окружающей среде требует полноценного участия в этом процессе нервной системы человека, что и определяет актуальность темы данной работы.

1. Нервная система как важнейшая интегрирующая функция организма

Связь с окружающим миром осуществляется через анализаторы, воспринимающие и передающие информацию.

Анализаторы осуществляют качественный и количественный анализ действующих раздражителей в разных условиях жизни. В каждом анализаторе различают три части: периферическую (рецептор), проводниковую (нервные пути) и центральную (нервные центры).

Датчиками анализаторных систем являются специальные структурные образования нервных волокон, называемые рецепторами. Часть из них воспринимает изменения в окружающей среде (экстерорецепторы), а часть - во внутренней (интерорецепторы).

Различение действующих на организм внешних сил по их физической природе, т.е. качественный анализ раздражения достигается избирательной чувствительностью рецепторного органа к определенному, адекватному для него виду энергии.

Такое качественное различение обеспечивается как анатомическим устройством рецепторных органов, так и исключительно высокой чувствительностью (низким порогом раздражения) рецепторов к адекватному раздражителю.

Для возникновения ощущения интенсивность раздражителя должна достичь некоторой определенной величины. С увеличением интенсивности раздражителя наступает момент, когда анализатор перестает работать адекватно.

Всякое воздействие, превышающее по интенсивности некоторый предел, вызывает боль и нарушает деятельность анализатора. Интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины определяет диапазон чувствительности анализатора.

Минимальную величину принято называть нижним абсолютным порогом чувствительности, а максимальную - верхним.

У человека существуют рецепторы, настроенные на восприятие электромагнитных колебаний определенных длин волн (фоторецепторы сетчатки глаза), механических колебаний воздуха (фонорецепторы уха), осязания (тактильные рецепторы), изменений гидростатического и осмотического давления крови (баро- и осморецепторы сосудистого ложа), изменений положения тела относительно вектора гравитации (рецепторы вестибулярного аппарата) или частей тела относительно друг друга и тонуса мышц (проприорецепторы мышц и сухожилий).

Кроме того необходимо отметить: рецепторы, реагирующие на воздействие каких-либо химических веществ (например, глюкорецепторы, воспринимающие изменения уровня сахара в крови, вкусовые и обонятельные, воспринимающие наличие химических веществ в окружающей среде) и терморецепторы, реагирующие на изменение температуры как внутри организма, так и в окружающей среде.

Болевые рецепторы выделяют в особую группу. Они могут возбуждаться механическими, химическими и температурными раздражителями такой силы, при которой возможно разрушительное их действие на ткани или органы.

Морфологически рецепторы могут быть в виде простых нервных окончаний или иметь форму волосков, спиралей, пластинок, колбочек, палочек, шариков, шайбочек.

Воспринимаемая рецепторами информация, закодированная в нервных импульсах, из внешней и внутренней среды организма передается по нервным путям в центральные отделы соответствующих анализаторов, где она и подвергается обработке.

Количественный анализ внешних воздействий состоит в сравнительной оценке интенсивности раздражителей, т.е. более сильное раздражение вызывает более сильное ощущение. Чтобы дать количественную характеристику раздражения, измеряют разностный порог раздражения - величину, на которую надо усилить раздражитель, чтобы получить минимальное изменение ощущения. Тем самым определяется элементарная единица ощущения для его количественной оценки.

Изменение жизнедеятельности организма в ответ на изменение внешних условий осуществляется благодаря регулирующей функции нервной системы.

Нервная система функционирует по принципу рефлекса. Рефлексом (от лат. reflecto - отражение) называют любую ответную реакцию организма, осуществляющуюся с участием центральной нервной системы. Морфологической основой таких реакций является рефлекторная дуга, включающая 5 звеньев:

Рецептор - специализированная структура, воспринимающая определенный вид воздействия внешней или внутренней среды.

Афферентный (чувствительный) нейрон (или нейроны), проводящий сигнал, возникающий в рецепторе, в нервный центр.

Вставочный нейрон (или нейроны), представляющий собой центральную часть рефлекторной дуги (или нервный центр) указанного рефлекса.

Эфферентный (двигательный) нейрон, по аксону (отростку нервной клетки) которого сигнал доходит до эффектора.

Эффектор - поперечнополосатая или гладкая мышца либо железа, осуществляющие соответствующую деятельность.

Ответная реакция организма возникает вследствие распространения по рефлекторной дуге возбуждения (сигнала), появляющегося при раздражении рецептора.

Процессы, которые происходят в исполнительных системах, по нервным обратным связям сигнализируют в нервный центр, организующий рефлекс. Таким образом, открытая рефлекторная дуга превращается в замкнутое кольцо.

Любое действие сопровождается импульсами от мышц, зрительных, слуховых рецепторов и др. идущими в центральную нервную систему, что позволяет учитывать результаты действий и корректировать эти действия.

2. Составляющие нервной системы

Нервная система человека разделяется на центральную нервную систему (ЦНС), включающую головной мозг и спинной мозг и периферическую, в которую входят нервные волокна и узлы, лежащие вне ЦНС.

Спинной мозг представляет собой тяж, несколько сплюснутый спереди назад. Длина его у взрослого человека 41-45 см, вес около 30 г. Головной мозг располагается в полости черепа. Различают большие полушария головного мозга и ствол с мозжечком.

Вес мозга взрослого равен в среднем у мужчин 1375 г, у женщин 1275 г, что связано с меньшими общими размерами женщин по сравнению с мужчинами.

Мозг новорожденного весит в среднем 330-340 г. В эмбриональном периоде и в первые годы жизни головной мозг растет интенсивно, затем рост замедляется; окончательной величины мозг достигает к 20 годам. В старости вес мозга несколько уменьшается, как и вес всех других органов.

ЦНС в морфологическом отношении представляет собой совокупность нервных клеток и отходящих от них отростков. В этой совокупности клеточных тел, находящихся в черепной коробке и позвоночном канапе, происходит переработка информации, которая поступает к ним по нервным волокнам и исходит от них к исполнительным органам по двигательным (к мышцам) и вегетативным (к внутренним органам) нервам.

Спинной мозг по афферентным нервам, которые подходят к нему в составе задних корешков, получает "сведения" от кожи, мышц, частично внутренних органов и конечностей. В составе передних корешков из него выходят эфферентные нервы, по которым управляющие импульсы достигают скелетных мышц. Здесь же проходят волокна вегетативной нервной системы, передающие импульсы, которые регулируют деятельность внутренних органов.

Регулирующая функция спинного мозга сводится к простейшим рефлекторным реакциям, таким, как сокращение мышцы в ответ на ее растяжение или на раздражение соответствующего участка кожи. По наличию или отсутствию этих рефлексов можно оценить состояние рефлекторной функции спинного мозга.

Однако целостные поведенческие акты, завершающиеся спинномозговыми рефлексами, возможны только при участии более высоких отделов ЦНС. Поэтому вторая важнейшая функция спинного мозга - проводниковая.

Именно через спинной мозг в составе его белого вещества идут афферентные проводящие пути к головному мозгу, а сверху вниз спускаются эфферентные пути, по которым высшие отделы ЦНС отдают приказы спинному мозгу.

Нервные волокна в спинном и головном мозге образуют проводящие пути, или тракты. Выделяют три основных вида проводящих путей:

1) соединяющие различные отделы спинного мозга между собой;

2) волокна, идущие от головного мозга в спинной к клеткам передних рогов серого вещества, - двигательные волокна (нисходящие пути);

3) волокна от задних корешков и задних рогов спинного мозга, восходящие кверху, к головному мозгу, - чувствительные волокна (восходящие пути).

Системы нервных волокон, передающие импульсы от коры или нижележащих ядер головного мозга через спинной мозг к рабочему органу (мышце, железе и пр.), называются двигательными или нисходящими эфферентными проводящими путями.

Нервные связи ЦНС с остальным организмом осуществляются посредством 12 пар черепных нервов и 31 пары спинномозговых корешков. Участок спинного мозга, соответствующий отхождению пары спинномозговых нервов, называют нервным сегментом или сегментом спинного мозга.

Места выхода нервных корешков из спинного мозга не соответствуют уровню межпозвонковых отверстий, через которые нервы выходят из позвоночного канала.

В каждом целостном поведенческом акте человека все отделы ЦНС, от спинного мозга до коры больших полушарий, вместе с управляемыми ими органами работают как единое целое, образуя функциональную систему.

По некоторым особенностям строения и функции нервную систему делят на соматическую и вегетативную.

Соматическая нервная система иннервирует поперечнополосатую мускулатуру, кости, суставы, кожу. Вегетативная нервная система (ВНС, автономная, висцеральная) - это отдел нервной системы, иннервирующий внутренние органы, сосуды, гладкую мускулатуру, железы внутренней секреции и кожу. Термин "вегетативная нервная система" ввел в 1801 г. французский врач М. Биша.

ВНС делится на симпатическую и парасимпатическую нервные системы, которые оказывают антагонистическое действие на органы.

Симпатические спинномозговые центры, от которых начинаются периферические симпатические волокна, расположены в боковых рогах спинного мозга. От скоплений симпатических клеток отходят тонкие волокна, вступающие в передние корешки спинного мозга и вместе с ними выходящие из спинного мозга.

Подходя к узлу (ганглию) симпатического ствола, эти волокна вступают в него и заканчиваются на его клетках, от которых начинается новый периферический нейрон (нервная клетка с ее отростками), т.е. происходит "переключение" исходящих из центральной нервной системы предузловых (преганглионарных) вегетативных волокон в периферических нервных узлах (ганглиях) на послеузловые (постганглионарные) нейроны, идущие к рабочему органу.

Симпатическая нервная система расширяет зрачок, вызывает учащение пульса и повышение кровяного давления, расширяет мелкие бронхи, способствует сокращению сфинктеров мочевого пузыря и прямой кишки.

Парасимпатическая иннервация осуществляется нервными центрами, находящимися в крестцовом отделе спинного мозга и в стволе головного мозга, причем первые регулируют деятельность органов, расположенных в малом тазу (мочевой пузырь, прямая кишка и половые органы), а парасимпатические центры головного отдела иннервируют остальные органы через блуждающий, языкоглоточный, глазодвигательный и другие нервы, парасимпатические ядра которых расположены в стволе головного мозга.

Действие парасимпатической нервной системы во многом противоположно действию симпатической системы: парасимпатическая система суживает зрачок, замедляет сердечную деятельность, снижает артериальное давление. При повышении тонуса парасимпатической нервной системы отмечается наклонность к спазму мелких бронхов, учащению мочеиспускания и дефекации.

Долгое время считали, что между симпатическими и парасимпатическими отделами ВНС существует антагонизм. Однако оба эти отдела совместно обеспечивают изменения жизненных функций организма и создают гомеостаз - гармоничное, физиологическое состояние органов и систем целостного организма на оптимальном уровне.

Контроль за действием симпатических и парасимпатических систем осуществляется центральными вегетативными аппаратами, расположенными в головном мозге. Сложнейшие задачи соматовегетативной интеграции (объединения в единое целое) решаются на уровне центральной нервной системы.

Заключение

Нервная система регулирует деятельность всех органов и систем человека, обусловливая их функциональное единство, и обеспечивает связь организма как единого целого с окружающей средой.

Структурной единицей нервной системы является нейрон - нервная клетка с ее отростками. Вся нервной системы представляет собой совокупность нейронов, которые, контактируя друг с другом при помощи специальных соединений - синапсов, образуют нейронные цепи. Последние функционируют по принципу отражения, т.е. рефлекторно. Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение из окружающей или внутренней среды, осуществляющаяся при участии центральной нервной системы.

В нервной системе выделяют центральную нервную систему - головной и спинной мозг - и периферическую нервную систему - отходящие от головного и спинного мозга черепно-мозговые и спинномозговые нервы и нервные узлы. Путь, по которому проходит нервный импульс от воспринимающего нервного образования (рецептора) через центральную нервную систему до окончания в действующем органе (эффекторе), называется рефлекторной дугой.

Единая нервная система условно подразделяется на два больших отдела - соматическую нервную систему и вегетативную нервную систему. Соматическая нервная система преимущественно осуществляет связь организма с окружающей средой, обусловливая чувствительность (с помощью чувствительных нервных окончаний и органов чувств) и движения тела, управляя скелетной мускулатурой.

Вегетативная нервная система названа так потому, что она оказывает влияние на "внутреннее хозяйство" организма: обмен веществ, кровообращение, выделение, размножение, т.е. на процессы так называемой растительной жизни ("вегетатио" - растительность). В отличие от соматической вегетативная нервная система обладает определенной самостоятельностью и не зависит от нашей воли, поэтому ее называют также автономной нервной системой. Вегетативная (автономная) нервная система делится на две части: симпатическую и парасимпатическую.

Нервная система, волокна которой проникают во все органы и ткани и связывают их в единое целое, обеспечивает единство (интеграцию) организма.

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. Под ред. С.В. Белова. М., Высш. шк., 2004.

2. Безопасность жизнедеятельности. Краткий конспект лекций. Под ред. О.Н. Русака. С-Пб., 2006.

3. Добротина Н.А. Биология человека, экология и здоровье (антропологическая валеология). Учебное пособие. Н. Новгород, 2003.

4. Петров К.М. Общая биология. СПб, изд. Химия, 2007.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»