ВведениеХарактерное для нынешнего периода развития человечества растущее его влияние на окружающую среду приводит к существенным её изменениям. Изменяющиеся условия обитания человека, в свою очередь, влияют на него самого, ускоряя его эволюцию. Оба этих взаимосвязанных процесса породили уже немало проблем, существенно влияющих на перспективы развития Человечества. Главная проблема выражается в возникшем противоречии между быстро изменяющимися условиями существования и свойствами самого человека. Некоторыми специалистами утверждается, что человек, как представитель биологического вида подошел в своем развитии к заключительному этапу - вымиранию. Старый биологический вид погибает, но в его недрах зарождается и формируется новый. Отмечается, что в настоящее время наблюдаются признаки формирующегося нового человека, позволяющие быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Это проявляется в таких явлениях как акселерация, всё чаще встречаются случаи сенситивных возможностей, повышается интеллект, наблюдаются случаи воздействия на собственный организм и организм других людей с целью лечения, придания ему более совершенных функций и т.д. Подобные проявления особенно выражены у лиц, практикующих различные методы самореализации, приемы йоги.Цель работы - изучить феномен человека.Задачи работы: 1) изучить космический закон сложности сознания; 2) определить индивидуальную ступень мышления; 3) рассмотреть сущность феномена социальности.1. КОСМИЧЕСКИЙ ЗАКОН СЛОЖНОСТИ СОЗНАНИЯВ последнее время благодаря развитию астрономии мы освоились с идеей, что универсум в течение нескольких миллиардов лет как будто расширился от своего рода первоначального атома до галактик. Эта картина развития мира посредством взрыва еще дискутируется, но никакому физику не придет в голову идея отбросить ее, потому что она отмечена печатью философии или финализма. Неплохо иметь этот пример перед глазами, чтобы понять одновременно значимость, пределы и полную научную правомерность выдвигаемых здесь мною взглядов. В самой своей сути содержание предшествующих страниц целиком сводится к тому простому утверждению, что если универсум с астрономической точки зрения нам представляется в состоянии пространственного расширения (от ничтожно малого к безмерно громадному), то таким же образом и еще более отчетливо с физико-химической точки зрения он выступает перед нами как бы в состоянии органического свертывания к самому себе (перехода от очень простых тел к чрезвычайно сложным) это специфическое свертывание "сложности", как показывает опыт, связано с соответствующим увеличением внутренней сосредоточенности (интерьеризации), то есть психики (psyche) или сознания.Отмеченная здесь структурная связь между сложностью и сознанием в ограниченных пределах нашей планеты (пока единственной, где можно наблюдать биологические процессы) экспериментально доказана и давно известна. Оригинальность занятой в этой книге позиции состоит в следующем изначальном утверждении: специфическое свойство земных субстанций все больше оживляться с увеличением усложнения - это лишь проявление и местное выражение такого же универсального процесса (и, несомненно, еще более знаменательного), как и те, уже опознанные наукой, подчиняясь которым, космические сферы то при взрыве выступают как волна, то конденсируются в электромагнитные силы или силы тяжести, подобно корпускулам, или же дематериализуются путем излучения - эти различные процессы (когда-нибудь мы это узнаем) строго согласованы между собой.Если это так, то очевидно, сознание, с точки зрения опыта определяемое как специфическое свойство организованной сложности, выходит далеко за пределы смехотворно малого интервала, внутри которого мы в состоянии непосредственно его различить.В самом деле, с одной стороны, во всякой частице с очень малыми или даже средними величинами сложности, делающими ее для нас совершенно невоспринимаемой (я хочу сказать, начиная с очень крупных молекул и ниже), мы логически предполагаем наличие в рудиментарном (бесконечно ничтожном, то есть бесконечно рассеянном) состоянии какой-то психики (psyche) точно так же, как физик допускает в случае медленных движений изменение массы (совершенно неуловимое в непосредственном опыте) и может подсчитать его.С другой стороны, мы склонны думать, что в мире, именно там, где вследствие различных физических обстоятельств (температура, тяготение) сложность не достигает величин, при которых можно было бы обнаружить сознание, усложнение, временно приостановленное, при благоприятных условиях тотчас же возобновится.Повторяю, если рассматривать универсум вдоль его оси сложностей, обнаружится, что и в целом, и в каждой из своих точек он находится в состоянии постоянного органического свертывания и, значит, интерьеризации. Это означает с точки зрения науки, что жизнь пробивается всюду и всегда, и там, где она заметно пробилась наружу, ничто не в состоянии воспрепятствовать ей довести до максимума процесс, благодаря которому она возникла.На мой взгляд, необходимо поместить себя в эту активно конвергентную космическую среду, если кто-либо пожелает во всей рельефности выявить и совершенно последовательно объяснить феномен человека.2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ МЫШЛЕНИЯЧтобы стали вероятными комбинации, ведущие к образованиям все более сложного типа, свертывающийся универсум, рассматриваемый в своих предмыслящих зонах, совершает на пути прогресса миллиарды и миллиарды попыток. Этот прием пробных нащупываний в сочетании с двойным механизмом размножения и наследования (позволяющим накапливать и все больше улучшать однажды найденные благоприятные комбинации у все большего числа втянутых в процесс индивидов) порождает необычайную совокупность живых потомств, образующих то, что выше было названо «древом жизни», совокупность, которую можно было бы также сравнить со спектром светового луча, где каждая длина волны соответствует особенному нюансу сознания или инстинкта.С определенной точки зрения различные лучи этого психического веера могут показаться и фактически зачастую еще и рассматриваются наукой как жизненно эквивалентные: сколько инстинктов, столько и одинаково удовлетворительных и не сравнимых между собой решений одной и той же проблемы. Если первая оригинальная особенность моей позиции, занятой в "Феномене человека", состоит в рассмотрении жизни как универсальной функции космического разряда, вторая особенность заключается в том, что появлению в человеческом потомстве способности рефлексии придается значение "порога" или изменения состояния. Это вовсе не бездоказательное утверждение, изначально основывающееся на какой-либо умозрительной теории мысли. Эти различные свойства позволяют обладающей ими зоологической группе иметь неоспоримое, не только количественное и численное, но функциональное и жизненное превосходство; повторяю, неоспоримое, однако при условии решительного применения до конца без уступок выявленного в опыте закона сложности - сознания к глобальной эволюции целиком всей группы.3. ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОСТИСо строго описательной точки зрения человек по своему происхождению является обычным лучом во множестве лучей, образующих одновременно анатомический и психический веер жизни. Но поскольку этот луч или, если хотите, линия спектра один из всех сумел благодаря своему привилегированному положению или структуре выступить за пределы инстинкта в мысль, она оказалась способной внутри этой еще совершенно свободной области мира в свою очередь разложиться на линии и породить спектр второго порядка - известное нам огромное разнообразие антропологических типов. Проследим за этим вторым веером. В силу специфической формы космогенеза, которую мы рассмотрели в данном труде, проблема, поставленная перед наукой нашим существованием, очевидно, состоит в следующем:"В какой мере и, если возможно, в какой форме человеческий пласт еще подчиняется (или ускользает от подчинения) породившим его силам космического свертывания?"Ответ на этот жизненно важный для нашего поведения вопрос целиком зависит от понятия феномена социализации, которое сложилось у нас (или, точнее, должно было сложиться) в результате рассмотрения всей полноты развития этого феномена в окружающей нас действительности.Из-за интеллектуальной рутины, а также потому, что нам положительно трудно возвыситься над процессом, в недрах которого мы находимся, все более растущая самоорганизация человеческих мириад до сих пор чаще всего рассматривается как юридический и случайный процесс, представляющий собой лишь поверхностную "внешнюю" аналогию по отношению к построениям биологии. Молчаливо допускается, что со времени своего возникновения человечество продолжает умножаться, и это, естественно, понуждает его изыскивать для своих членов все более сложную организацию. Но этот modus vivendi не следует смешивать с настоящим онтологическим прогрессом. С точки зрения эволюции человек уже давно якобы не изменяется, если только он когда-либо изменялся...И вот здесь-то как ученый я считаю необходимым выдвинуть возражение и высказать протест."Через социализацию человека, специфическое действие которой состоит в сосредоточении на себе всего пучка мыслящих пленок и волокон Земли, продолжает свой ход сама ось космического вихря интерьеризации" - такова третья, самая решающая из всех оптация, завершающая определение и выяснение моей научной позиции перед лицом феномена человека. Она сменяет и продолжает два вышесформулированных предварительных постулата (один - относящийся к примату жизни в универсуме, другой - относящийся к примату мышления в жизни).Здесь не место детально доказывать, как просто и последовательно это органицистское истолкование общественной жизни объясняет (и даже позволяет предвидеть в некоторых направлениях) ход истории. Отметим только, что если за пределами элементарной гоминизации, достигающей своей высшей точки в каждом индивиде, действительно развивается над нами другая, на сей раз коллективная гоминизация - гоминизация всего вида, то совершенно естественно констатировать, что параллельно социализации человечества на Земле возбуждаются те же самые три психобиологических свойства, которые первоначально появились (см. выше) вместе с индивидуальной ступенью мышления: во-первых, способность изобретать, так быстро усилившаяся в наши дни благодаря рационализированной взаимоподдержке всех исследовательских сил, так что уже теперь стало возможным говорить (как мы только что отметили) о человеческом скачке эволюции; во-вторых, способность привлекать (или отталкивать), которая претворяется в мире еще хаотически, но возрастает вокруг нас так быстро, что экономический фактор (что бы там ни говорилось) завтра может потерять значение по сравнению с идеологическим и эмоциональным фактором в организации Земли. И в особенности, в-третьих, потребность в необратимости, которая выходит за рамки еще немного колеблющейся зоны индивидуальных надежд, чтобы категорически выразиться в сознании вида и его голосом. Повторяю, категорически в том смысле, что если отдельный человек еще может представить и допустить свое полное физическое или даже моральное исчезновение, то человечество перед лицом полного уничтожения (или даже просто недостаточного сохранения) плодов своего эволюционного труда начнет отдавать себе отчет в том, что ему остается лишь забастовать, поскольку усилие продвигать вперед Землю становится слишком трудным, и возникает угроза, что оно слишком затянется, чтобы мы согласились его производить, если мы не трудимся для вечности. Эти и многие другие признаки, взятые вместе составляют серьезное научное доказательство того, что (в соответствии с универсальным законом сложности сознания) человеческая зоологическая группа не отклоняется биологически под действием разнузданного индивидуализма к состоянию возрастающего раздробления, не ориентируется (посредством астронавтики) на то, чтобы ускользнуть от гибели путем экспансии в небесные просторы, наконец, попросту не клонится к катастрофе или одряхлению, а действительно направляется путем организации и конвергенции в масштабах планеты всех находящихся на Земле индивидуальных мышлений ко второй коллективной и высшей критической точке мышления - точке, за пределами которой (именно потому, что она критическая) мы не можем непосредственно ничего видеть, но в этой точке мы можем предсказать (как я это показал) контакт между мыслью, возникающей в результате обратного развития к самой себе ткани вещей, и трансцендентным очагом "Омегой", одновременно началом необратимости, движущим и собирающим началом этого обратного развития (involution).4. ЭФФЕКТ САХАДЖА ЙОГИПриобретение новых качеств и свойств и дальнейшее развитие существовавших ранее будет сопровождаться очень серьезными переменами и событиями, чреватыми тяжелыми потерями. Формирование нового биологического вида приведёт к возникновению принципиально новых общественных структур, взаимоотношений между их членами. И все это неизбежно отразится на самом человеке.Таким образом речь идет о зарождении новой цивилизации и это происходит с нарастающим ускорением. Человечество должно правильно оценивать происходящее и влиять на него, чтобы формирование нового биологического вида и новых общественных структур происходило с наименьшими потерями.Учитывая колоссальные возможности, которыми будет располагать человек уже недалекого будущего, важно, чтобы он был высокодуховным. Актуальным в связи с этим является воздействие на современного человека с целью максимального развития его духовного потенциала. Иначе говоря, сейчас должен произойти переход от человека разумного к человеку духовному. Особый смысл в связи с этим приобретает обращение к практикам и духовным школам, позволяющим обеспечивать этот переход.В последние десятилетия широкую известность приобретает Сахаджа Йога, демонстрирующая преобразующее влияние на человека и окружающий его мир. Возрожденная Шри Нирмалой Шривастава, она позволяет массово изменять все аспекты жизнедеятельности людей на всех уровнях, благодаря самореализации, достигаемой посредством пробуждения Кундалини.Эффект положительного влияния Сахаджа Йоги на физические и духовно-нравственные аспекты человека доказан практикой и научными исследованиями во многих странах. Уникальность этого метода подтверждена и в Украине, где он находит своих многочисленных сторонников.В течение ряда лет нами с помощью специальных социально-психологических процедур изучалось влияние Сахаджа Йоги на жизнедеятельность человека в её психологических, физиологических и социальных проявлениях. Контингент обследованных составили лица, практикующие её в течении полугода и более. Обследовано около одной тысячи человек из разных городов Украины. Рассмотрим основные эффекты влияния Сахаджа Йоги на человека.4.1 Изменения в личностной сфереИсследованию были подвергнуты изменения в личности, проявляющиеся в ряде отрицательных и положительных аспектов.Таблица 1 - Изменение негативных проявлений в личности в результате занятий Сахаджа Йогой
Проявления в личности
А. До Сахаджа Йоги
Б. В Сахаджа Йоге
А : Б
%
Ранг
%
Ранг
1. Раздражительность
95
1
64
2
1,48
2. Обидчивость
92
2
38
11
2,42
3. Чувство вины
89
3
51
5
1,74
4. Привязанность к людям
88
4
49
6
1,79
5. Застенчивость
87
5
53
4
1,64
6. Чрезмерное планирование
86
6
41
9
2,09
7. Нетерпимость
83
7
45
8
1,88
8. Критиканство
81
8
45
7
1,80
9. Привязанность к материальным благам
74
9
38
11
1,94
10. Леность
72
10
67
1
1,07
11. Эгоизм
71
11
62
3
1,14
12. Агрессивность
66
12
18
14
3,66
13. Замкнутость
65
13
36
12
1,80
14. Ревность
60
14
5
17
12,00
15. Чрезмерная разговорчивость
60
14
40
10
1,50
16. Бранная речь
55
15
15
15
3,67
17. Скупость
53
16
29
13
1,82
18. Зависть
43
17
18
14
2,38
19. Пуританское отношение к сексу
22
18
6
16
3,66
Установлено снижение интенсивности проявления практически всех отрицательных черт (табл. 1). Наиболее существенно подавляются ревность, агрессивность, бранная речь. Существенно снижается обидчивость, зависть, чрезмерное планирование. Почти в два раза сокращается число лиц, у которых наблюдается чувство вины, привязанность к людям, материальным благам, нетерпимость, критиканство, замкнутость, скупость.Таблица 2 - Изменение позитивных проявлений в личности в результате занятий Сахаджа Йогой
Проявления в личности
А. До Сахаджа Йоги
Б. В Сахаджа Йоге
А: Б
%
Ранг
%
Ранг
1. Доброжелательность
70
1
95
1
1,36
2. Правдивость
66
2
95
1
1,44
3. Скромность
64
3
73
7
1,14
4. Сострадание
56
4
69
8
1,23
5. Простота в общении
51
5
82
2
1,60
6. Чувство юмора
51
5
56
12
1,10
7. Открытость
48
6
77
5
1,60
8. Способность прощать
40
7
80
3
2,00
9. Жизнерадостность
32
8
66
10
2,06
10. Уравновешенность
23
9
55
13
2,39
11. Чувство любви
23
9
76
6
3,30
12. Смирение
21
10
56
12
2,66
13. Наслаждение текущим моментом
21
10
79
4
3,76
14. Уверенность в себе
18
11
67
9
3,72
15. Удовлетворенность жизнью
16
12
79
4
4,94
16. Чувство безопасности
14
13
69
8
4,93
17. Счастье
12
14
62
11
5,16
У сахаджа йогов значительно развиваются многие положительные качества (табл. 2), такие как чувство безопасности, уверенность, наслаждение текущим моментом, любовь ко всему, жизнерадостность и др. Наиболее выраженными чертами сахаджа йогов становятся удовлетворенность жизнью, способность прощать, простота в общении, доброжелательность и правдивость.4.2 Изменения в поведенииИсследовались особенности, которые оказывают вредное влияние на психосоматическое состояние, здоровье в целом. В связи с этим мы обратились к картине представленности у обследованных пагубных привычек (рис. 1)Рис. 1 - Различия в подверженности вредным привычкам (в процентах к соответствующей группе)Показано, что в Сахаджа Йоге существенно подавляются такие порочные увлечения, как потребление алкоголя, наркотиков, крепкого кофе, пристрастие к лекарствам, курение, сексуальные отклонения. Регулярно медитирующие сахаджа йоги полностью избавляются от потребления алкоголя, курения и сексуальных отклонений.4.3 Изменения в здоровьеУ лиц, практикующих Сахаджа Йогу, сокращается почти в три раза число обращающихся в поликлинику. Наблюдается снижение подверженности простудным и вирусным заболеваниям - количество лиц, часто отмечающих у себя эти явления, снижается в 13 раз. Две трети обследованных полностью или частично избавились от хронических заболеваний. Значительное улучшение здоровья отмечается уже в первые месяцы занятий (Рис. 2, 3).Рис. 2 - Зависимость состояния здоровья от продолжительности занятий Сахаджа Йогой Рис. 3 - Частота простудных и вирусных заболеваний до и после реализации4.4 Изменения в самочувствииВ Сахаджа Йоге существенно меняются астено-невротические проявления (Рис. 4). Снижается выраженность таких симптомов, как разочарование, тоска, пессимизм, подавленность, нарушение сна, чувство страха, жалость к себе, головные боли, беспокойство. У основной массы сокращается, более чем на час, продолжительность сна, у лиц же с нарушением сна она увеличивается. Каждый четвертый сахаджа йог чувствует себя моложе, а каждый второй вообще не ощущает свой возраст.Рис. 4 - Изменение астено-невротической симптоматики в Сахаджа ЙогеЗаключениеВ нас, людях, продолжает утверждать некоторая форма здравого смысла, биологическая эволюция достигла потолка. Осознав себя, жизнь стала неподвижной. Но не следует ли, напротив, сказать, что она делает новый скачок вперед? Обратите внимание, скорее на следующее - чем больше человечество технически организует свое множество, тем больше в нем pari passu возрастают психическая напряженность, осознание времени и пространства, вкус и способность к открытиям. Это великое событие нам не кажется загадочным. И, однако, как в этом знаменательном союзе технического упорядочивания и психической сосредоточенности (centration) не видеть все еще действия (но в таких пропорциях и на таких глубинах, которые еще никогда не достигались) извечной великой силы, той самой, которая нас произвела? Как не видеть, что, покружив индивидуально каждого из нас, вас и меня, все тот же циклон (но на этот раз в масштабе общества) продолжает двигаться над нашими головами, все крепче сжимает в едином объятии всех людей, стремясь довести каждого из нас до завершенности и одновременно органически связать друг с другом?Список литературы1. Бернал Дж. Возникновение жизни. М.: Мир, 1969.2. Дубнев В.С. Эффект Сахаджа Йоги. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.3. Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. М.: Мысль, 1980.4. Моисеев Н. Человек и биосфера. М.: Прогресс, 1990.5. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. М.: Мир, 1987.