курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Центральный Банк Российской Федерации

курсовые работы

Центральный Банк Российской Федерации

НОУ СПО «Вятский гуманитарно-экономический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПОДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

ТЕМА «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Работу выполнила: студентка ЙЙ курса, гр. БДк-21

специальности «Банковское дело»

Кривошеина А.А.

Преподаватель: Бельтюкова Н.А.

Киров - 2009

Содержание

Введение

1. Правовые основы и цели деятельности Банка России

2. Организационная структура Банка России

3. Функции ЦБРФ

3.1 Денежно-кредитная функция

3.2 Функция нормативного регулирования

3.3 Операционная функция

3.4 Информационно-аналитическая функция

3.5 Надзорная и контрольная функции

4. Критерии классификации функций Банка России

5. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями

6. Денежно-кредитная политика Банка России

7. Инструменты и методы денежно-кредитной политики

Заключение

Использованная литература

Введение

Нами была выбрана тема Центральный Банк Российской Федерации, она актуальна, т.к. ЦБРФ является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать.

Центральный банк Российской Федерации создан на базе бывшего Государственного банка СССР, который располагал широкой сетью филиалов, состоящей из 4,5 тыс. учреждений; он обслуживал 4,8 млн. различных предприятий, учреждений и организаций. Здесь ежедневно проводилось более 9 млн. операций.

Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Банк - это основное звено кредитной системы любого государства. Для того чтобы понять сущность современного банка, необходимо дать определение кредитной системе. Кредит - это движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, который его собственники предоставляют в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Кредит - это средство, позволяющее напитывать экономику денежными ресурсами. Он выступает в двух основных формах: коммерческий и банковский кредит. Существуют и другие виды кредитов: потребительский, государственный, международный и т.д. Кредитная система рассматривается как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования с одной стороны; и как совокупность кредитно-финансовых институтов - с другой. Кредитно-расчетные отношения связаны с движением ссудного капитала и включают все упомянутые формы кредита.

Центральный банк, или, как еще его называют "банк банков", - это центр кредитной системы государства. Это орган, который регулирует и контролирует деятельность всех институтов нижнего уровня банковской системы. Первый центральный банк возник 300 лет назад (Шведский Риксбанк, 1668 г.). Главное условие нормального функционирования этого института - независимость от политического давления. Как правило, капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но его акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. Несомненно, банк - это гораздо более сложный институт и его нельзя охарактеризовать описанием нескольких простейших кредитно-денежных операций.

1. Правовые основы и цели деятельности Банка России

Банк России (или Центральный Банк РФ) является главным банком страны - «Банк банков». В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.

Правовой статус Банка России (ЦБ РФ):

1) Банк России является юридическим лицом.

2) Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.

3) Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам государства.

4) Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ;

5) ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе.

6) ЦБ РФ - особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения;

7) Уставный капитал (3 млрд. руб. с 1.03.2003 г.) и иное имущество Банка является федеральной собственностью;

8) Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свой расходы за счет собственных доходов.

Основные цели деятельности Банка России

1) Укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранной валюте. Для достижения этой цели Банк России выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит государственную денежно-кредитную политику;

- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке-продаже иностранной валюты; определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

- организует и осуществляет валютный контроль;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса;

- производит анализ состояния и прогнозирования развития экономики РФ.

2) Развитие и укрепление банковской системы страны. Для выполнения этой задачи Закон возлагает на Банк России следующие основные функции:

- осуществление государственной регистрации кредитных организаций (выдача и отзыв лицензий);

- надзор за деятельностью кредитных организаций;

- установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

3) Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Основными функциями, направленными на ее достижение являются:

- установление правил осуществления расчетов РФ;

- монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения;

Таким образом, цели и задачи, поставленные перед ЦБ РФ реализуются через их функции и операции.

2. Организационная структура Банка России

Структура Центрального Банка РФ построена таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на него функций с учетом государственного устройства России.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. На территории каждого субъекта функционирует соответствующее учреждение Банка России, но в целом банк представляет собой строго централизованную систему управления:

- центральный аппарат ЦБ (22 департамента);

- территориальные учреждения ЦБ, в т.ч. национальные банки республик;

- расчетно-кассовые центры (РКЦ);

- вычислительные центры;

- полевые учреждения (организуются для обслуживания воинских частей);

- учебные заведения.

По решению Совета директоров ЦБ РФ территориальные учреждения могут образовываться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ (в настоящее время это и осуществлено). Территориальные органы ЦБ не являются юридическими лицами, их права ограничены инструкциями и указаниями, едиными для всей России.

Высшим органом ЦБ РФ является Совет директоров, в его состав входят Председатель Банка России и 12 членов. Возглавляет Совет Председатель ЦБ РФ, который назначается Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Президента России. Члены Совета директоров назначаются на должность по представлению Председателя ЦБ также на 4 года, они работают в ЦБ РФ на постоянной основе Члены Совета не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, других законодательных и представительных органов, членами правительства.

Основными функциями Совета директоров являются:

а) разработка и обеспечение выполнения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

б) рассмотрение и утверждение сметы расходов ЦБ на отчетный год;

в) определение и утверждение структуры ЦБ РФ и его подразделений, порядка своей работы;

г) назначение главного аудитора ЦБ РФ;

д) принятие решения:

- о создании и ликвидации учреждений ЦБ РФ;

- о величине обязательных резервных требований, обязательных нормативов, учетной ставки ЦБ РФ;

- о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения;

- и другие.

Для координации работы Банка с другими органами, совершенствования денежно-кредитной системы при Совете директоров создан Национальный банковский совет. В его состав входят 15 членов, в т.ч. два представителя от Совета Федерации РФ, по 3 представителя от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр Финансов РФ и министр экономики РФ. Остальные его члены назначаются Государственной Думой по представлению Председателя ЦБ РФ, который и возглавляет Национальный совет.

ЦБ РФ имеет уставный капитал, который служит обеспечением его обязательств, за счет прибыли он может создавать фонды различного назначения, резервы. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров.

До завершения отчетного года Государственная Дума принимает решение об аудите годового отчета ЦБ и назначает аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории РФ.

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе. Председатель ЦБ ежегодно, не позднее 15 мая, представляет отчет за прошедший год на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу.

По результатам рассмотрения годового отчета в Государственной Думе дается заключение, которое вместе с годовым отчетом направляется Правительству и Президенту.

Внутренний аудит ЦБ РФ осуществляется службой главного аудита, непосредственно подчиненной Председателю ЦБ РФ.

ЦБ РФ ежемесячно публикует свой баланс и данные о денежном обращении («Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики», «Деньги и кредит» и другие издания).

3. Функции ЦБРФ

В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 18 функций, который не исключает реализацию иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функции можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России. Таких функций пять:

1) функция денежно-кредитного регулирования (регулирующая);

2) функция нормативного регулирования (нормативно-творческая);

3) операционная функция;

4) информационно-аналитическая функция;

5) надзорная и контрольная функции.

3.1 Денежно-кредитное регулирование

В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции:

§ во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

§ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

§ выступает кредитором последней инстанции для всех кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

Итак, в данной функции денежно-кредитного регулирования просматривается назначение (роль) банка, призванного регулировать денежный оборот. Будучи эмиссионным центром, выступая организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае кратковременной необходимости у них дополнительных денежных средств, Центральный банк Российской Федерации, выполняющий данную функцию, реализует свое назначение в экономике.

3.2 Функция нормативного регулирования

Функция нормативного регулирования (нормативно-творческая функция) предусматривает:

§ разработку правил ведения банковских операций;

§ определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

§ определение правил ведения расчетов в Российской Федерации;

§ разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

Деятельность Банка России по созданию нормативных актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих банковские операции, порядок учета и отчетности коммерческих банков, дает ему возможность упорядочить и развивать работу кредитных учреждений, создать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, позволяющие им в рамках действующего законодательства осуществлять обслуживание своих клиентов.

3.3 Операционная функция

Операционная функция позволяет Банку России:

§ осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок;

§ управлять своими золотовалютными резервами;

§ обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Полномочия, определяемые данной функцией, позволяют Банку России вести широкий круг деятельности, обслуживать разнообразный перечень потребностей экономических субъектов, при необходимости выступать в качестве уполномоченного агента государства по ведению расчетов по финансовым операциям.

3.4 Информационно-аналитическая функция

В соответствии с информационно-аналитической функцией Банк России:

§ проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

§ участвует в разработке прогноза платежного Баланса страны, организует его составление;

§ устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.

Для Банка России данная функция имеет особое значение. Без ее выполнения практически невозможно регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках. Анализ и прогнозирование экономического развития страны является той интеллектуальной базой, которая дает возможность определить динамику и структуру денежно-кредитных отношений. Сведения Банка России о тенденциях экономического развития страны, развитии отдельных секторов экономики, динамике платежного баланса, валютном курсе, основных показателях банковской деятельности, предоставляемые экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу, составляют важную информацию, позволяющую им при необходимости скорректировать направления своего развития.

3.5 Надзорная и контрольная функции

Надзорная и контрольная функции возлагают на Банк России:

§ надзор за деятельностью банков и банковских групп;

§ государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их;

§ регистрацию банками эмиссий ценных бумаг;

§ валютное регулирование и валютный контроль.

Данные полномочия позволяют Банку России выполнять целевые ориентиры, направленные, в том числе, на развитие и укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны Банка России как самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности не основан на отношениях подчиненности между ним и коммерческими банками, поэтому его вмешательство в их оперативную деятельность строго ограничено законом; оно осуществляется только в случаях нарушения правил, установленных Банком России, а также при наличии угрозы интересам вкладчиков (кредиторов). В соответствии с законом Банк России не должен принуждать коммерческие банки выполнять операции, не предусмотренные учредительскими документами, законодательством и нормативными актами.

4. Критерии классификации функций Банка России

В экономической литературе можно встретить и другие критерии классификации функций Банка России. Среди них функции в зависимости от направлений его деятельности. Здесь выделяются функция хозяйственной деятельности и функция административной деятельности, которые в свою очередь состоят из организаторской функции (организация и управление денежным обращением) и функции защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков (кредиторов).

По степени важности предпринята попытка разделить функции на основные и дополнительны.

К основным относят те, без которых невозможно выполнение основной задачи центрального банка (сохранение стабильности денежной единицы). В свою очередь эта функция подразделяется на регулирующую, контрольную и обслуживающую. Дополнительные функции в этом случае содействуют решению основной задачи.

Помимо рассмотренных функций, в литературе можно встретить также упоминание о функциях: осуществления денежной эмиссии и организации денежного обращения, организации взаимодействия с органами государственной власти и управления Российской Федерации, а также с кредитными организациями. К сожалению, две последние позиции с экономической точки зрения вряд ли можно отнести к функциям, поскольку они не выражают специфики деятельности центрального банка; подобного рода направления деятельности свойственны и другим институтам

5. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями

Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте.

6. Денежно-кредитная политика Банка России

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ является составной частью государственного регулирования экономики.

Основные цели ее проведения:

- достижение финансовой стабилизации;

- снижение темпов инфляции;

- укрепление курса национальной валюты;

- обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

- создание условий для стимулирования экономического роста.

Денежно-кредитные методы регулирования применяются в России с 1991 года, после принятия Закона «О Центральном Банке».

Ежегодно, не позднее 1 декабря, ЦБ РФ представляет в Государственную Думу «Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год», проект которых предварительно рассматривался в Государственной Думе и представлялся Президенту и Правительству.

Согласно «Закона о Центральном Банке РФ» (редакция: июль 2002 г.) данный документ должен содержать:

- краткую характеристику состояния экономики России;

- прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

- количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленные банком на текущий год;

- сценарий (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусмотренные каждым вариантом;

- прогноз основных показателей платежного баланса;

- целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики на предстоящий год; инструменты для достижения этих целей;

- основные показатели денежной программы на предстоящий год.

После рассмотрения проекта основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящий год он принимает силу закона.

В практике Банка России и Центральных банков других стран применяется два типа денежно-кредитной политики:

1. Рестрикционная - направлена на увеличение процентных ставок, ограничение объемов кредитных операций, увеличение налогов. Эти меры ЦБ отрицательно скажутся на развитии производства, но он вынужден проводить эту политику в периоды высоких темпов роста инфляции, т.к. в этот период на первый план выдвигается задача по ее снижению. Проведение вышеуказанных мероприятий приведет к сокращению объема денежной массы в обращении, что будет способствовать снижению инфляции.

2. Экспансионистская - проводится в периоды низких темпов инфляции, сопровождается:

- расширением масштабов кредитования;

- понижением уровня процентных ставок;

- сокращением налоговых ставок;

- ослаблением контроля за количеством денег в обращении.

Все вышеуказанные меры приведут к определенному увеличению денежной массы в обращении, но при низких темпах инфляции Банк России, проводя вышеуказанные мероприятия, на первое место ставит теперь другие задачи, в частности, стимулирование предприятий для расширения объемов производства товаров и в этом случае увеличение денежной массы будет оправдано.

7. Инструменты и методы денежно-кредитной политики

Для поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, влияния на рыночные процентные ставки, регулирования ликвидности коммерческих банков, укрепления национальной валюты, стимулирование роста производства, снижения уровня инфляции ЦБ РФ использует различные инструменты и методы денежно-кредитной политики.

Согласно Закона «О Центральном Банке» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются:

1. Процентные ставки по операциям Банка России.

2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России.

3. Операции на открытом рынке.

4. Рефинансирование кредитных организаций.

5. Валютные интервенции.

6. Установление ориентиров роста денежной массы.

7. Прямые количественные ограничения.

8. Эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки по операциям Банка России

Банк России, регулируя общий объем выдаваемых им кредитов, устанавливает одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводит процентную политику без фиксации процентных ставок.

Процентная политика используется БР для воздействия на рыночные процентные ставки, в частности на ставки по кредитам в коммерческих банках (хотя процент коммерческими банками устанавливается самостоятельно).

В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России других банков, включая учет и переучет векселей (по этим операциям может быть установлена обязательная ставка - учетная).

Уменьшая или увеличивая (регулируя) уровень ставки рефинансирования, ЦБ влияет на:

- объем кредитных ресурсов коммерческих банков (увеличиваются или уменьшаются);

- возможности предоставления кредитов клиентам банков (расширяются или сужаются);

- процентные ставки по кредитам в коммерческих банках (повышаются или снижаются);

- повышение или сокращение спроса клиентов банка на кредит;

- возможности проводить расчетные операции предприятиями;

- возможности расширения производства товаров (снижения);

- приток (отток) иностранной валюты в страну (из страны);

- другие показатели;

- и, в конечном итоге, на величину денежной массы в обращении (увеличивается или сужается).

На протяжении 1991-2000 годах ЦБ РФ неоднократно изменял ставку рефинансирования в зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке России. Начиная с 2000 г. ЦБ РФ понижает ставку рефинансирования. На сегодняшний день она составляет 13% (в промышленно развитых странах этот показатель составляет 6-8 % годовых).

Но следует отметить, что в настоящее время Банк России, изменяя ставку рефинансирования, не оказывает непосредственного влияния на рыночные процентные ставки, ставка рефинансирования для коммерческих банков является лишь ориентиром и индикатором, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики.

Нормативы обязательных резервов

Резервные требования представляют собой обязательные отчисления, производимые коммерческими банками от суммы привлеченных ими средств на специальный счет ЦБ РФ.

Эти средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками при отзыве у коммерческого банка лицензии.

Депонируя часть привлеченных ресурсов на отдельном счете ЦБ РФ «замораживает» часть кредитных ресурсов коммерческого банка, т.е. происходит изъятие этой суммы из банка, со всеми исходящими из этого последствиями.

При высоких темпах инфляции ЦБ РФ вынужден был увеличивать размер отчислений в обязательные резервы (максимальный допустимый размер отчислений - 20 %). При благоприятной обстановке на денежном рынке России нормы отчислений снижаются. Последние годы данный метод регулирования ДКП Центральным банком не применяется, нормы отчислений не изменяются.

Операции на открытом рынке

Под этой операцией понимается купля-продажа Банком России на вторичном рынке казначейских векселей, государственных облигаций, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с последующим совершением обратной сделки («РЭПО»).

Суть данной операции: на первичном рынке коммерческие банки купили государственные (или другие выше перечисленные) ценные бумаги, таким образом, их ресурсы уменьшились, ухудшилась ликвидность. С целью увеличения ресурсов, улучшения ликвидности банка он может продать ранее купленные ценные бумаги на вторичном рынке и, в данной ситуации с целью регулирования, подключается к торгам Центральный Банк России. Центральный Банк увеличивает (при покупке ценных бумаг) или уменьшает (при продаже ценных бумаг коммерческому банку) объем собственных ресурсов коммерческих банков (каждого банка и в целом банковской системы), что вызывает изменение процентной ставки за кредит, спроса на кредит со стороны заемщиков и в, конечном итоге, влияет на объем денежной массы в обращении (денежная масса или увеличивается или уменьшается); улучшается (или ухудшается) ликвидность коммерческих банков.

Операции ЦБ с ценными бумагами могут быть прямыми и обратными.

Под прямыми операциями понимаются обычные операции по покупке-продаже ценных бумаг.

Под обратными операциями (операция «РЭПО») понимается заключение сделки по покупке-продаже ценных бумаг с условием совершения обратной сделки: продажи-покупки ценных бумаг на короткие сроки с условием их обратного выкупа по истечении этого срока.

Рефинансирование кредитных организаций

Под рефинансированием понимается кредитование БР кредитных организаций, когда они испытывают временные финансовые затруднения.

Банки могут получить в ЦБ:

- внутридневной кредит (в течение операционного дня его выдача и погашение);

- ломбардный кредит (от 1 до 30 календарных дней), это ссуды под залог ценных бумаг, котируемых на бирже, а также залог векселей;

- кредиты Овернайт;

- переучет векселей.

Уменьшая или расширяя объемы кредитов ЦБ РФ уменьшает (и увеличивает) объемы кредитных ресурсов коммерческих банков, таким образом, влияет на денежную массу в обороте.

Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями.

Цель этих операций - изъятие излишней ликвидности коммерческих банков путем привлечения во вклады в ЦБ свободные денежные средства кредитных организаций.

Валютные интервенции

ЦБ РФ является основным органом валютного регулирования и валютного контроля. Одним из основных направлений валютного регулирования является регулирование валютного курса, создание официальных золотовалютных ресурсов и управления ими.

Одной из основных задач в этом направлении регулирования: поддержание того значения валютного курса национальной валюты, который в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической политики государства.

С целью воздействия на суммарный спрос и предложение денег на валютной бирже в случае резких отклонений валютного курса или удержания его на определенном уровне ЦБ может производить валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты.

Суть данной операции:

а) если спрос на иностранную валюту = предложению иностранной валюты, тогда курс остается на прежнем уровне.

б) если спрос на иностранную валюту = предложения иностранной валюты, тогда курс иностранной валюты будет расти, в случае резких отклонений курса ЦБ выступает в роли продавца иностранной валюты (производит валютную интервенцию - выброс на рынок недостающей валюты).

Если складывается обратная ситуация ЦБ выступает в роли покупателя иностранной валюты.

Валютные интервенции производятся за счет золотовалютных резервов ЦБ РФ.

ЦБ РФ может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Под прямыми количественными ограничениями БР понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций или отдельных банковских операций (эта мера применяется ЦБ только после консультаций с Правительством РФ)

Заключение

Подводя итог можно отметить, что Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны.

Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

В заключение хочется отметить, что роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.

Думается, что постепенное сокращение участия Банка России на внутреннем валютном рынке будет способствовать переходу к режиму свободно плавающего валютного курса, тем самым ЦБ сможет сосредоточить свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. При этом следует не забывать, что поддержка денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики, является важной частью антиинфляционной политики в России.

Используемая литература

1. Алексашенко С., Астапович А., Клепач А. Российские банки после кризиса // Вопросы экономики. - 2000. - №4.

2. Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. - СПб: Питер, 2001.

3. Банковская система России. Настольная книга банкира. Книга I. - М.: Де КА, 2001.

4. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2001.

5. Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. - М.: КНОРУС, 2006.

6. Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» 5 января 1998г. №14-П (ред. от 31.10.2003)

7. Положение Банка России «О порядке предоставления Банком России кредитов банком, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг» от 6 марта 1998г. №19-П (ред. от 24.06.2002)

8. Симановский А.Ю. Надзорная и контрольная функции Банка России: краткий экскурс // Деньги и кредит. 2005. № 5.

9. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г. №390-1 (ред. от 23.12.2003).

10. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002г. №86-ФЗ 23.12.2003г.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»