курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Личность как субъект политики - (реферат)

курсовые работы

Личность как субъект политики - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    МОСКОВСКАЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНАЯ АКАДЕМИЯ
    МОСКОВСКИЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ ИНСТИТУТ
    Р Е Ф Е Р А Т
    П О П О Л И Т О Л О Г И И
    Тема:
    Л И Ч Н О С Т Ь - С У Б Ъ Е К Т П О Л И Т И К И .
    Москва 1995 г.
    ВВЕДЕНИЕ.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конеч ном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти груп пы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интере сов и воли определяется содержание и направленность политического про цесса, всей политической жизни общества.

Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полно го раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыраже ния, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразо вание всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию челове ческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широ ких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересован ное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики явля ется важным условием тесной связи политических институтов с гражданс ким обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управ ления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет пот ребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

    ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ.

Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков уп равленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более пол ного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всес торонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвы шения человеческого в человеке.

    МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

Достижение целей широкого политического участия людей значительно зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей полити ческой деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения общественных интересов настолько негативной, что не будет способство вать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенс твованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации полити ческого участия или неучастия является очень сложным. Здесь с полито логией состыкуются социология и психология.

По этому поводу высказывались различные суждения. Г. Лассвеллом была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей стремле ние к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что стремле ние человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооцен ку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноцен ности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижа ет ее возможности в развертывании активной политической деятельности.

И в том и другом случае проблема мотивации политического участия сильно психологизируется, т. е. вопрос о мотивах политической деятель ности сводится к личным, психологичесуим качествам участников полити ческой жизни. Поэтому для более полной адекватной картины вопрос о мо тивации политической деятельности следует поставить в более широком социальном контексте.

Отмечалось, что участие в управлении государством и обществом, в политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право реалмзовать свои возможности, в другом - морально-политическую обязан ность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или мате риальную).

    ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

Активное включение личности в политический процесс требует опре деленных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах пита ния, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижения опреде ленного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, об щей и политической культуры.

В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосос тояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах.

Во-первых, вполне обоснован тезис что, чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономи чески развитом обществе основные по численности и по влиянию социаль ные группы не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым; резкая, по существу двухполосная, имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему положению в об ществе и объективным интересам составляет опору демократического режи ма.

Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека. С. М. Липсет пришел к вы воду, что материально более обеспеченные люди являются более либераль ными, а более бедные являются и более интолерантными (нетерпимыми).

В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпу са профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобра зовательной и профессиональной подготовки, необходимого для эффектив ного управления на демократической основе.

    ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЧНОСТИ.

Значительное влияние на формирование политических взглядов лич ности, на становление ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформируются ли у личности демократические убеждения и ориентация или она будет от давать предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и практике.

Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это следует понимать как, что неграмотный человек стоит вне лично осознанной политики, а являет ся объектом политических действий, будучи втянутым и манипулируемым, а не их субъектом, выражающим собственную осознанную волю.

По этому поводу был сделан общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и , глав ное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и пос тупкам.

В. Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего полити ческого участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти; чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее; образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет политически активен.

    ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ.

Существенной предпосылкой активного политического участия являют ся также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической полити ческой культуры, правовая обеспеченность демократических процедур фор мирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управ ленческих решений, участия членов общества на всех стадиях политичес кого процесса.

Политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию полити ческой активности, раскрытию потенциальных качеств человека как об щественно-политического деятеля, формированию личности как действи тельного субъекта политической жизни общества, либо существенно зат рудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассив ность.

    ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ.

Принадлежащи личности права и свободы можно разделить на три группы: социально-экономические, политические и личностные. К первой группе относятся такие права, как право на труд, отдых, образование, охрану здоровья. Обеспечение социально-экономических прав позволяет личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные потреб ности, создать достойные для человека условия для существования.

Политическими являются право избирать и быть избранным в высшие и местные органы государственной власти, право объединяться в обществен но-политические организации, право на проведение митингов и демонстра ций, право участвовать в управлении государственными и общественными делами и др. Смысл политических прав в том, чтобы способствовать фор мированию человека, как общественно- политического деятеля, создать предпосылки для его политического участия, развития общественно-поли тической активности.

Третья группа прав - личные права (право на неприкосновенность личности, жилища, право на тайну переписки, телефонных переговоров и др. ). Осуществление их способствует созданию условий для свободного развития того минимума личных благ, без которого нормальная человечес кая жизнь невозможна.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»