курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Курс лекций по социальной психологии - (лекции)

курсовые работы

Курс лекций по социальной психологии - (лекции)

Дата добавления: март 2006г.

    Курс лекций
    по "Социальной психологии"
    Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.

Вопросы: 1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания. 2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.

Место социальной психологии в системе научного знания. Взаимосвязь социальной психологии с социологией и общей психологией (интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы). Взаимосвязь социальной психологии с другими науками и отраслями психологии (с практической и прикладной психологией). Синтезирующая роль социальной психологии в системе научного, в том числе психологического знания.

Структура общественного сознанияи роль общественной психологии в его функционировании: обыденное и теоретическое сознание, идеология и общественная психология, их соотношение. Виды социально-психологического знания: обыденное, житейское, философское, эстетическое, эзотерическое (внутреннее), практико-методическое (“Карнеги-знание”), научно-теоретическое. Особенности формирования и развития социально-психологических явлений и их влияние на жизнедеятельность людей (социальная и деятельностная обусловленность). Типология социально-психологических явлений: 1. По носителям: в больших и малых группах; в неорганизованных группах (массовидные явления психики); 2. По уровням: рациональные, эмоциональные, упорядоченные и неупорядоченные (массовидные); 3. По динамике: динамичные, статичные, динамостатичные; 4. По содержанию: осознанные и неосознанные. Основные точки зрения на объект и предмет социальной психологии: социологический, общепсихологический, точка зрения Б. Д. Парыгина. Социальное взаимодействие людей, как объект социальной психологии. Закономерности социально-психологических явлений, связанных с включением личности в большие и малые социальные группы. Предмет социальной психологии: закономерности поведения и деятельности (социального взаимодействия) людей, включенных в различные социальные группы, а также социально-психологические особенности функционирования этих групп и личности в них.

Структура социальной психологии как науки (основные социально-психологические проблемы): закономерности и механизмы общения в совместной деятельности; особенности социально-психологических явлений в малых группах (образование групп, групповая динамика и структура групп, межличностные отношения, лидерство и руководство группой); особенности социально-психологических явлений в больших группах (массовидные социально-психологические явления: этнические, классовые, профессиональные, правовые, политические, религиозные, нравственные и эстетические); социально-психологические проблемы личности (социально-психологические качества личности, социализация личности, социальные установки личности, роль личности в группе).

    Теоретические и практические задачи социальной психологии:

1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками; 2. Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране; 3. Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др. ); 4. Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении; 5. Анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества; 6. Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией; 7. Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

Основные уровни методологии социальной психологии и их взаимосвязь (учение о методах, совокупность применяемых методов, совокупность применяемых в науке принципов): I. Всеобщая (философская) методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий); II. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т. д. ); III. Специальные, собственные методы социальной психологии: 1. Методы воздействия (социально-психологические тренинги); 2. Методы социально-психологического исследования: а) Методы обработки информации (общенаучные методы); б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др. ). ;IV. Частные методики. Взаимосвязь методов социально-психологического исследования. Возрастание роли социально-психологического фактора в современных общественных преобразованиях (формирование общественного мнения и общественных настроений, объяснение необходимости реформирования различных систем и их последствий, обеспечение социальной направленности реформ и социальной защиты населения).

Основные категории: социальная психология, общественное сознание, социально-психологическое знание, предмет и объект социальной психологии, задачи социальной психологии, методология социальной психологии, методы социально-психологического исследования.

    Контрольные вопросы:
    Место социальной психологии в системе наук?

В чем проявляется синтезирующая роль социальной психологии в системе наук? Назовите основные виды социально-психологического знания.

    Чем отличаются объект и предмет социальной психологии?
    Предмет социальной психологии?
    Какие основные проблемы изучает социальная психология?
    Задачи социальной психологии.
    Что является методологией социальной психологии?
    Методы социально-психологического исследования?
    Литература:
    Обязательная:
    Андреева Г. М. Социальная психология. М. , 1998.

Бехтерев В. М. Избранные труды по социальной психологии. М. , 1997. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. М. , 1982, т. 1.

    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб, 1999.

Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М. , 1985.

    Дополнительная:

Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М. , 1983. Крысько В. Г. Социальная психология М. , 2001.

Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М. , 1984.

Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М. , 1982.

Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб, 2000.

    Социальная психология. Хрестоматия. М. , 1999.
    Шибутани С. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.

Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М. , 1995.

Тема 2. История формирования и современное состояние социальной психологии.

Вопросы: 1. История становления и развития социально-психологических идей. 2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии ( с 20-х гг. ХХ века по настоящее время).

Истоки социально-психологических идей в античной философии и в социально-философской мысли нового времени. Первые социально-психологические теории и отражение в них общего уровня развития психологической науки. Описательный этапвозникновения социально-психологического знания (6 в. до н. э. - середина ХIХ века): 1 период (античный): а) линия социоцентризма Платона (коллективистская концепция – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения); б) линия эгоцентризма Аристотеля (индивидуалистическая концепция – решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе); 2 период (средние века и эпоха Возрождения): а) индивидуалистическая линия (Т. Гобсс-“естественное право человека” имеет примат над обществом и государством; А. Смит –движущими силами общественной жизни является стремление индивидов к удовлетворению собственных интересов, а общество это зеркало для индивидуальной самооценки); б)социоцентристская линия (Дж. Вико, Прудон, Макиавелли, К. Гельвеций, Л. Фейербах и др. –общественная среда формирует личность, ее характер, потребности, межличностные отношения).

Этап относительно самостоятельного становления социально-психологического знания(60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века): “Психология народов” (М. Лацарус, Г. Штейнталь) – главная сила истории народ, “дух целого”, душа индивида это часть народной души. Развитие этой теории В. Вундтом и А. Потебней; “Психология масс” (Г. Лебон, С. Сигеле) –основой социального поведения является подражание (от Г. Тарда), индивид в массе (в толпе) обезличен, чувства преобладают, интеллект и ответственность утрачиваются, массе нужен вождь поскольку она хаотична, неупорядочена); “Теория инстинктов социального поведения” (У. Мак- Дауголл) – “гормэ”(врожденные инстинкты) определяют поведение и эмоции людей (борьбы-страх, бегства-самосохранение, воспроизведения рода-ревность, робость, приобретения-чувство собственности, стадности-чувство принадлежности и т. д. ). Общественные и научные (создание методологических, в том числе философских основ) предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. Развитие социальной психологии и появление ее новых отраслей знания в ХХ веке. Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке: 1 период – господство эксперимента в социальной психологии (20-е –40-е годы), прагматическое, прикладное направление в социальной психологии (В. Меде, Ф. Олпорт) о влиянии группы на поведение индивида. Переход к выявлению закономерностей социально-психологических процессов. Бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология о детерминированности поведения стимулами, бессознательным и целостными структурами психики. Развитие социальной психологии в России. Н. К. Михайловский о“массовой психологии”, Г. В. Плеханов об общественной психологии, Г. И. Челпанов об общетеоретической и экспериментальной психологии, П. П. Блонский о детерминированности психики человека социальной средой. Рефлексология В. М. Бехтерева, М. В. Ланге, В. Н. Мясищева о проявлении в поведении людей сознательного и бессознательного, о взаимосвязи личности и коллектива. Л. С. Выготский о культурно-исторической обусловленности общественной психологии, о взаимосвязи личности и коллектива. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев о единстве сознания и деятельности. Возникновение и развитие возрастной психологии (Фортунатов, Залужный, Макаренко Вахтеров, Канторов, Крупская).

2 период – развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания(с 50-х годов ХХ века по настоящее время): необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитии социальной психологии.

Необихевиористские концепции: 1. Теория агрессии и подражания(Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура) об оперантной обусловленности поступков и поведения, о промежуточных переменных между стимулами и реакциями; 2. Теории диадического взаимодействия: а) Теория “взаимодействия исходов” (Д. Тибо, Г. Келли) о зависимости взаимоотношений от суммы “вознаграждений”, получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т. п. ); б) Теория социального обмена Г. Хоманса о зависимости качества взаимодействия от соотношения “вознаграждений” (позитивных подкреплений) и “издержек” (негативных подкреплений). Когнитивистская социальная психология: 1. Теории когнитивного соответствия: а) Теория структурного баланса Ф. Хайдера (Р-О-Х) –поведение человека обусловлено стремление к сбалансированию межличностных отношений, отношений с миром (“L” – “nL”, “U” – “nU”); б) Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома –у позитивно относящихся в диаде друг к другу, имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объекту путем снятия дисбаланса; в)Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера –переживание противоречия между знанием и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий к действию; г)Теория конгруэнтностиЧ. Осгуда и П. Танненбаума об изменении отношений личности, под влиянием потребности установить соответствие когнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;

2. Когнитивный подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилдао восприятии человеком социальной действительности в зависимости от предшествующего знания, о“перцептивной интеграции” (соединении старого и нового знания). Психоаналитическое направление социальной психологии о роли бессознательного в динамике развития личности: 1. Динамическая теория функционирования группы В. Байона (2 уровня функционирования группы: рациональный компонент - осознанные действия и иррациональный уровень–групповая культура, между ними неизбежны конфликты, которые приводят в действие“коллективные защитные механизмы”); 2. Теория группового развития В. Бенниса и Г. Шепардао двух фазах развития группы (решение вопроса о лидерстве и установление межличностных отношений); 3. Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца о 3- этапах развития группы (включение, контроль, любовь). Интеракционистское направление в социальной психологии: 1. Концепция символического интеракционизма Джорджа Мидао личности как продукте социального взаимодействия на основе символов (мимики, жестов), принятия роли другого, о зависимости поведения индивида от структуры личности, ее роли и референтной группы. Чикагская школа (Г. Блумер) –поведение человека это динамический процесс, его можно объяснить на основе символов, но нельзя предсказать; Айовская школа (М. Кун) –познав самооценку личности, в том числе на основе символов, можно предсказать ее поведение; 2. Ролевые теории(Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс) о видах социальных ролей (конвенциональные, предписанные, активные и латентные), о межролевом и внутриролевом конфликтах; 3. Теории референтной группы(Т. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф): Т. Ньюком о типах референтных групп (позитивные, негативные); М. Шериф о группах членства и референтных группах и их роли в формировании социальных установок.

Культурологические социально-психологические концепции(С. Московичи, Г. Тэджфел, Р. Харре), как стремление к созданию общей социально-психологической теории: 1. Концепция социальных представлений С. Московичио предмете социальной психологии (совокупность социально-психологических представлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений (информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих поведение индивида; 2. Теория “межгрупповых отношений” Г. Тэджфелаоб опосредованности взаимодействия индивида с социальной средой через групповое взаимодействие; 3. “Этогенетический подход” Р. Харре - модель человека (мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении репутации, борьба за репутацию способствует общественному развитию, необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания для этого необходимых условий).

    Особенности развития отечественной социальной психологии:

1. Стремление к созданию общей социально-психологической теории; 2. Преемственность от зарубежной социальной психологии всего позитивного; 3. Определение социальной и деятельностной детерминированности социально-психологических явлений; 4. Разработка методологических основ социально-психологических исследований; 5. Исследование новых социально-психологических явлений; 6. Возрастание роли прикладных и практических социально-психологических исследований; 7. Проблема использования результатов исследований социальных психологов в различных областях профессиональной деятельности людей.

Основные категории: описательный этап возникновения социально –психологического знания, этап относительно самостоятельного развития социально– психологических идей, этап экспериментально –теоретического развития социальной психологии, западная социальная психология, отечественная социальная психология.

    Контрольные вопросы:

Основные этапы и периоды возникновения и развития социально – психологического знания? Назовите основные направления описательного этапа социально – психологических идей. Назовите основные социально – психологические школы 2–го этапа развития социально – психологического знания. Назовите основные направления 1–го периода 3 – го этапа развития социально – психологического знания. Какими направлениям представлена современная зарубежная социальная психология? Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии?

    Литература:
    Обязательная:

Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб. , 2000.

    Шихарев П. Н. Современная социальная психология. М. , 1999.
    Дополнительная:

Андреева Г. М. , Богомолова Н. Н. , Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М. , 1989.

    Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М. , 1966.

Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. История психологии. М. , 1995. Шихарев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М. , 1984. Шихарев П. Н. Современная социальная психология США. М. , 1979.

    Тема 3. Общение как социально-психологическое явление.
    Вопросы: 1. Социально-деятельностная природа общения.
    2. Сущность, типология и функции общения.

Закономерности возникновения, формирования, функционирования, изменения и развития социально-психологических явлений. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов.

Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как “реализация”безличных отношений в деятельности конкретных личностей. Персонофицированность и эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных, дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств. Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.

Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов; когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты; трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями; необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический – общение как личностная самоактуализацияэкзистенциональной сущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла; отечественный –общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и групповых отношений.

Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь). Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность общения.

Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.

Классификация функций общения в социальной психологии: социальная, инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.

Основные категории: социальная природа общения, общественные, групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения.

    Контрольные вопросы:
    В чем проявляется социальная природа общения?

Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных. В чем проявляется деятельностная природа общения?

    Основные точки зрения на сущность общения,

Специфика отечественного подхода к определению сущности общения? Назовите основные типы, виды и функции общения.

    Основные стороны общения и их взаимосвязь?
    Литература:
    Обязательная:
    Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995.
    Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999.
    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб, 1999.
    Дополнительная:

Андреева Г. М. , Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М. , 1985.

    Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001.

Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М. , 1984.

Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М. , 1982. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М. , 1989.

    Семинар. Тема 3а. Социальная психология общения

Цель: закрепить и углубить знания по проблемам социально - деятельностной детерминации общения, его сущности, типологии и функциям.

    Вопросы для обсуждения:
    1. Место и природа межличностных отношений.

2. Взаимосвязь в общении межличностных, групповых и общественных отношений. 3. Общение и деятельность.

    4. Сущность, структура и функции общения.
    Темы докладов:

“Методологическое значение социально-психологической теории общения для деятельности социального работника”

    Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М. : Аспект Пресс, 1998. - Глава 4.

2. Андреева Г. М. , Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности. // Общение и оптимизация совместной деятельности. М. , 1985.

3. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. -М. , 1967. 4. Леонтьев А. А. Психология общения, - Тарту, 1973.

5. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. - М. , 1975. 6. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М. ,1976.

7. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. -М. : Мысль, 1971. -Глава 7.

    8. Платонов К. К. О системе психологии. - М. , 1974.

Хараги А. У. К определению задач и методов социальной психологии в системе принципа деятельности. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М. , 1977.

    Тема 4. Общение как процесс взаимодействия и его способы.
    Вопросы: 1. Роль взаимодействия в системе общения.
    2. Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.

Проблема интерактивной стороны общения в социальной психологии. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Дж. Хоманс) на основе опыта и учета вознаграждений и затрат; теория управления впечатлениями (Э. Гоффман) путем создания и поддержания благоприятных впечатлений; теория взаимодействия символического интеракционизма (Дж, Мид, Г. Блумер) на основе символов, значений; психоаналитическая концепция взаимодействия по представлениям и конфликтному опыту раннего детства, концепция трансактного взаимодействия (Э. Берн) на основе совпадения, или пересечения трансакций, позиций (Рб, В, Рд). Структура взаимодействия по Я. Щепанскому: социальные отношения, пространственный контакт, социальный контакт, взаимные действия.

Попытки построения “анатомии” акта взаимодействия в зарубежной социальной психологии. Методика Бейлса для наблюдения за процессом социального взаимодействия: в области позитивных эмоций (солидарность, снятие напряжения, согласие); в области негативных эмоций (несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма); в области постановки проблем (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании); в области решения проблем (предложение, мнение, ориентация других).

Проблема взаимодействия в общении в отечественной социальной психологии. Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в общении, как основа теории взаимодействия. Взаимодействие, как организация всех сторон общения, как организация совместной деятельности, всеобщий характер взаимодействия, как средство взаимной корректировки поведения, как взаимовоздействие.

Ситуации взаимодействия: (социально-ориентированное, предметно-ориентированное, личностно-ориентированное). Варианты взаимодействия (Андреева, Богомолов, Петровский), “дилемма узника”.

Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность, совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие.

Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия) (А. Л. Журавлев): общая мотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат совместных действий.

Механизмы взаимовоздействия в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный. Методы взаимовоздействия в общении: “регрессии”, “погружения в неопределенную ситуацию”, “усыпления бдительности”, “контрастного сравнения”, прием “канализации”. Проблема оптимизации взаимодействия в зарубежной и отечественной социальной психологии.

Основные категории: интеракция, теории взаимодействия, деятельностное опосредование межличностных отношений в общении, ситуации взаимодействия, стратегии взаимодействия, типы взаимодействия, механизмы взаимодействия, методы взаимовоздействия, оптимизация взаимодействия.

    Контрольные вопросы:
    Назовите основные теории межличностного взаимодействия.
    Методика наблюдения за процессом взаимодействия Бейлса?

Особенности определения сущности взаимодействия в отечественной социальной психологии?

    Взаимодействие и общение?
    Основные ситуации взаимодействия?
    Основные стратегии взаимодействия?
    Основные механизмы взаимодействия?
    Основные типы и формы взаимдействия?
    Основные методы взаимовоздействия?
    Основные направления оптимизации взаимодействия в общении?
    Литература:
    Обязательная:
    Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995.
    Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999.
    Дополнительная:
    Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М. , 1990
    Андреева Г. М. Социальная психология. М. , 1998.
    Ковалев Г. А. Психологическое воздействие. М. , 1989.

Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

    Тема 5. Общение как коммуникативный процесс.

Вопросы: 1. Содержание и структура коммуникативного процесса. 2. Особенности вербальной и невербальной информации.

Социально-психологические исследования общения как информационно-коммуникативного процесса. Социально-психологическая структура процесса коммуникации: обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопонимание.

Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее “движения”, активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении информации и т. д.

Основные барьеры на пути движения информации (социальные, политические, идеологические, физические, смысловые, эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологические). Проблема фильтрации и фасцинации в коммуникативном процессе. Общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партнерами по коммуникации. Типы информации: побудительная, констатирующая. Проблема эффекта сообщения (Ю. М. Забродин). Причины плохой коммуникации(стереотипы, предвзятые представления, плохие отношения, отключение внимания, пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор стратегии). Средства коммуникативного процесса: вербальные и невербальные, их соотношение. Вербальные средства коммуникации: речь, околоречевые(паралингвистическая и экстралингвистическая системы). Структура речевого общения: значение и смысл слов. Околоречевые средства (паралингвистическая система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система (речевые звуковые явления).

Невербальная коммуникация. Исследования места и роли невербальной коммуникации в общении (Е. А. Петрова. Знаки общения). Оптико-кинетическая коммуникация, ее особенности (Исследования М. Аргайла). Пространственно-временная организациякоммуникации. Проксемика о роли пространственно-временной организации коммуникативного процесса. Рольпредметно-контактных, тактильных действий для коммуникации. Роль ольфакторных средств в коммуникативном процессе. Проблема эффективности коммуникативного процесса: умение владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию.

Основные категории: коммуникация, содержание коммуникативного процесса, коммуникативные барьеры, фильтрация и фасцинация в коммуникации, вербальные и невербальные средства коммуникативного процесса, эффективность коммуникативного процесса.

    Контрольные вопросы:
    Содержание и структура коммуникативного процесса?
    Коммуникативные барьеры?
    Фильтрация и фасцинация в коммуникативном процессе?
    Причины плохой коммуникации?
    Средства коммуникативного процесса?
    Роль вербальных средств в коммуникации?
    роль невербальных средств в коммуникативном процессе?

Основные направления оптимизации коммуникативного процесса? Литература:

    Обязательная:
    Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. , 1981. Психология влияния: Хрестоматия. СПб. , 2000.

    Дополнительная:

Жуков Ю. М. , Петровская Л. А. , Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М. , 1991.

    Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001.
    Куликов В. Н. Психология внушения. Иваново. 1978.
    Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999.

Панасюк А. Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М. , 1998. Петрова Е. А. Знаки общения. М. , 2001.

Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М. , 1973.

    Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М. , 1990.

Тема 6. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга. Вопросы: 1. Общение как перцептивный процесс, его сущность и механизмы. 2. Проблема точности межличностного восприятия.

Понятие социальной перцепции. Зарубежные теории когнитивного диссонанса (Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и др. ), теории социальной атрибуции (Г. Келли, Э. Джонс и К. Дэвис).

Содержание и особенности межличностного восприятия. Социально-психологическая специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Виды социальной перцепции (по субъектам восприятия).

Механизмы взаимопонимания в процессе общения: индентификация, рефлексия (Дж. Холмс, Т. Ньюком, Ч. Кули), эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция. Ошибки восприятия (в позициях субъектов, мотивационные, фундаментальные – ложного согласия, ролевое рассогласование, ложные корреляции). Эффекты межличностного восприятия: проекции, средней ошибки, логической ошибки, первичности, новизны, “ореола”, перцептивной установки (А. А. Бодалев. Восприятие и понимание человека человеком), стереотипов и эталонов межличностного восприятия. Социально-психологические стереотипы и эталоны, их возникновение и роль в жизнедеятельности индивида и группы.

Социально-психологические исследования процессов межличностного восприятия в общении. Взаимосодействие и взаимопротиводействие. Источники и причины непонимания людьми друг друга. Понимание речи собеседника. Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером. Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам. Проблема самоконтроля в перцептивном процессе (идентификация и различение себя с другим, по результатам собственной деятельности, через внутреннее состояние, через самовосприятие своего внешнего облика).

Проблема точности межличностного восприятия (тестовое определение, экспертные оценки, осмысление механизмов, помех и эффектов восприятия, обратная связь с партнером). Развитие перцептивных способностей личности (обучение искусству восприятия“Карнеги-знание”, социально-психологический тренинг, видеотренинг, формирование привлекательности). Роль аттракции в перцептивном процессе. Ролевые игры и упражнения, их возможности для повышения компетентности общения. Основные категории: социальная перцепция, межличностное восприятие, механизмы восприятия, эффекты восприятия, идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция, перцептивные способности.

    Контрольные вопросы:
    1. Типология социальной перцепции?
    2. Место межличностной перцепции в социальном восприятии?
    Механизмы перцептивного процесса?
    Ошибки в процессе восприятия?
    Эффекты в перцептивном процессе?
    Источники и причины непонимания в перцептивном процессе?
    Самоконтроль в перцептивном процессе?
    Направления развития перцетивных способностей?
    Литература:
    Обязательная:

Бехтерев В. М. Избранные труды по социальной психологии. М. , 1997. Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995.

    Психология влияния: Хрестоматия. СПб. , 2000.
    Дополнительная:

Джеремивская М. А. Категориальные структуры межличностного восприятия. М. , 1996. Жуков Ю. М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. М. , 1992. Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001.

    Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999.

Лозовский Б. Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск, 1990. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М. , 1989. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань. 1991.

Семинар. Тема 6а. Коммуникативные, интерактивные и перцептивные трудности в общении и пути их преодоления.

Цель: углубить знания по проблемам оптимизации общения, определения путей преодоления трудностей в интерактивном, коммуникативном и перцептивном процессах. Осуществить контроль за степенью усвоения материала по т. т. 1-6. Вопросы для обсуждения:

    1. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

2. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.

3. Сущность межличностного взаимодействия. Оптимизация стиля взаимодействия в общении.

4. Важнейшие механизмы межличностного восприятия и возможные в них отклонения. Типичные искажения межличностных восприятии (эффекты) и пути их преодоления.

    Темы докладов:

“Взаимосвязь и взаимообусловленность коммуникации, интеракции и перцепции в общении”.

    Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М. : Аспект Пресс, 1998. -Главы 5, 6, 7.

2. Андреева Г. М. , Богомолова Н. Н. , Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (Теоретические ориентации). - М. ,1978. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - М. , 1988.

4. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М. , 1991.

5. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. -М. , 1982. 6. Выготский Л. С. История развития высших психологических функций. Собр. соч. - М. , 1983, т. 2.

    7. Зимбардо Ф. Застенчивость. Пер. с англ. - М. , 1992.

8. Кржижанская Ю. С. , Третьяков В. П. Грамматика общения. - М. , 1990. Кон И. С. Открытие “Я”. - М. , 1978.

    9. Петрова Е. А. Знаки общения. М. , 2001.

10. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. -М. , 1975. 11. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. - М. , 1992. 12. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М. ,1987.

    Тема 7. Социально-психологическая характеристика личности.

Вопросы: 1. Основные направления исследования личности в социальной психологии. 2. Социально– психологические проблемы личности.

Формирование личности через адаптацию к среде. Законы адаптации, уравновешивания и подкрепления. Фрейдизм и неофрейдизм о примате биологического над социальным (личность–средоточие, совокупность инстинктивных побуждений, требующих удовлетворения и защиты от социального через полубессознательное). Э. Фромм о наличии врожденных социальных инстинктов (продолжение рода, чувства опасности, страха, накопительства, обретения).

    Диалектико-материалистическое направление.

Личность - продукт социальной среды, развития системы общественных отношений. Учение И. П. Павлова о регуляции высшей нервной деятельности, о роли второсигнальной (социальной) системы (речь, язык). Теория опосредования высших психических свойств деятельностью людей (принцип единства сознания и деятельности).

Категория личности в социологии (личность-продукт общественных отношений, представитель определенной социальной группы) и общественной психологии (личность как субъект деятельности, как совокупность социально -значимых черт. Структура личности (по Платонову): 1. Биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, в т. ч. и патологические свойства психики); 2. Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля); 3. Подструктура социального опыта (знания, навыки, умения, привычки); 4. Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, индивидуальная картина мира). А. Н. Леонтьев о личности как условии и продукте деятельности, о зависимости иерархии деятельности от иерархии мотивов, о личности в деятельности и как объекте, и как субъекте. Л. С. Выготский об обусловленности психики человека социо– культурными факторами. Понятие личности в отечественной социальной психологии. Личность и общество. Личность и группа. Б. Д. Парыгин о единстве социологического и общепсихологического подходов при определении социально-психологических черт и качеств личности. Отличие социально-психологического подхода (формирование личности в микросреде) от социологического (формирование личности в макросреде). Отличие социально-психологического подхода от общепсихологического (анализ всего комплекса социальной детерминации формирования личности, выявление закономерностей поведения и деятельности личности, включенной в определенную группу).

Социально-психологическая структура личностии ее уровни (социально-психологические способности общения; социально-психологические качества социального поведения; качества социально-психологического взаимодействия; социально-психологические свойства, связанные с психикой личности). Социально-психологическая характеристика структурных элементов личности. Типология личностных противоречий. Сознательное, бессознательное и социальное в поведении и поступках личности. Самооценка личности.

Основные социально-психологические проблемы личности: лидерства, мотивации в групповой деятельности, аттракции, социализации, социальных установок, социально-психологических черт и качеств личности. Практическое значение изучения социально-психологической проблематики личности на современном этапе развития общества.

Основные категории: адаптация, личность, формирование личности, структура личности, социально-культурные факторы, социально-психологические проблемы личности, самооценка личности.

    Контрольные вопросы:
    1. Механизмы формирования личности через приспособление?
    2. Роль социальных инстинктов в поведении людей?
    3. Единство сознания и деятельности?

4. Роль социальных и деятельностных детерминант в формировании личности? 5. Отличие социально-психологического анализа проблем личности от социологического и обще психологического?

    6. Социально-психологическая структура личности?
    7. Основные социально- психологические проблемы личности?

Значение социально-психологической концепции личности для деятельности социального работника?

    Литература:
    Обязательная:

Архангельский Л. И. Социально-этические проблемы теории личности. М. , 1974. Бодалев А. А. Личность и общество. М. , 1995.

    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.
    Дополнительная:
    Козлов В. И. Типы личностей. М. , 1999.
    Крысько В. Г. Социальная психология М. , 2001.

Росс Л. , Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М. , 1999. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л. , 1979. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М. , 1999. Социальная психология личности. М. , 1979.

    Хьел Л. , Зиглер Д. Теория личности. М. , 1998.

Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М. , 1998. Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М. , 1994.

    Тема 8. Социализация личности.

Вопросы: 1. Сущность и содержание процесса социализации личности. 2. Основные стадии, институты и закономерности социализации.

Понятие социализации личности (вхождение индивида в социальную среду, усвоение индивидом социальных влияний, приобщение к системе социальных связей). Зависимость решения вопросов о природе социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т. д. Сущность процесса социализации личности: усвоение социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, воспроизведение социального опыта через деятельность в системе социальных связей и отношений.

Сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание. Периоды социализации личности в деятельности: подготовительный (знакомство со сферой деятельности, ориентировка в ней, корректировка и уяснение смысловых аспектов деятельности); определение центральной сферы деятельности и соподчинение ей других сфер; ролевой период (освоение и осмысление социальных ролей).

Социализация личности в общении. Реализация потребности общения на микроуровне (акты содействия и противодействия), мезауровне (обмен мнениями, планирование совместной деятельности, эмоциональное общение) и макроуровне (как образ жизни в обществе, через общественные институты). Возможность обособления личности в общении (в коммуникации, во взаимодействии, в восприятии, в эмотивной сфере). Самосознание, как сфера социализации личности (становление образа “Я”): самооценка, самоконтроль, самоопределение. Специфика возрастных самооценок. Самоконтроль, как соотнесение своего поведения с нормами общества, или группы. Самоопределение, как выбор собственной позиции (рассогласование между притязаниями и возможностями людей). Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к их определению в психологической литературе. Роль социализации в становлении и развитии социально-психологических особенностей личности. Содержание социализации, ееосновные стадии: дотрудовая (ранней социализации, стадия обучения); трудовая (профессиональные границы); послетрудовая(точки зрения на социализацию в послетрудовой период). Зависимость между стадиями и периодами социализации, неравномерность социализации на различных стадиях. Социально-психологические механизмы социализации и их характеристика. Зависимость социализации личности от её членства в группе.

Институты социализациии их особенности функционирования на современном этапе: семья, дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, СМИ, и др.

Закономерности социализации: 1. Взаимосвязь и зависимость в процессе социализации тенденций типизации и индивидуализации социально-психологических качеств личности; 2. Зависимость социализации от потребности в индивидуальном социальном опыте; 3. Зависимость результативности социализации от социального контроля. Социальный контроль, как способ саморегуляции социальной системы. Система социального контроля: социальная шкала оценок, социальная категоризация, общественное самосознание, социальное действие, индивидуальная шкала оценок, индивидуальная категоризация, индивидуальное самосознание, индивидуальное действие. Состояние системы социального контроля в современных Российских условиях. Социальные санкции по отношению к личности в группе. Социально-психологические условия и пути оптимизации социализации личности.

Основные категории: социализация личности, сущность социализации личности, сферы социализации, социализация в деятельности, в общении, в самосознании, стадии социализации, институты социализации, социальный контроль.

    Контрольные вопросы:
    1. Что включает процесс социализации личности?
    2. Сущность процесса социализации личности?
    3. Основные сферы социализации личности и их специфика?
    Периоды социализации личности в деятельности?
    Уровни социализации личности в общении?
    Содержание социализации через самосознание?
    Основные стадии социализации личности, их особенности?
    Роль общественных институтов в социализации личности?
    Основные закономерности социализации личности?
    Система социального контроля?
    Пути оптимизации процесса социализации личности?
    Литература:
    Обязательная:
    Зимбардо Ф. , Ляйппе М. Социальное влияние. СПб. , 1999.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. , 1981. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.

    Узнадзе Д. Н. Теория установки Москва-Воронеж, 1997.
    Дополнительная:

Котова И. Б. , Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997. Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001.

Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. , 1979. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983. Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М. , 1990.

    Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М. , 1994.
    Тема 9. Социальная установка и роль личности в группе

Вопросы: 1. Социальная установка как регулятор поведения личности. 2. Роль личности в группе.

Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Внешнее и внутреннее в детерминации поведения. Понятие социальной установки (проявление усвоенного социального опыта в действиях и поступках людей). Проблема возможности совпадения и рассогласования между социальной и индивидуальной установками. Значение исследований социальной установки в психологической школе Д. Н. Узнадзе для изучения социальных установок. Исследование социальной установки (аттитюда) У. Томасом, Ф. Знанецким, М. Смитом, Г. Олпортом, Р. Лапьером, М. Рокичем.

Психологическая теория отношений личности в работах В. Н. Мясищева. Диспозиционная концепция В. А. Ядова о регуляции социального поведения личности (взаимосвязь социальной установки с потребностями и ситуациями). Иерархия потребностей, иерархия ситуаций, иерархия социальных установок(элементарные фиксированные; аттитюды-социальные фиксированные; базовые; социальные ценностные ориентации (экономические, политические, правовые, идеологические и др. ). Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты социальных установок. Закономерности формирования и смены социальных установок: 1. Зависимость социальных установок от конкретных ситуаций по валентности (положительные, отрицательные, нейтральные) и степени (слабые, средние, сильные– методики Терстоула, Лаперта, Осгуда); 2. Закономерность соответствия и несоответствия ситуаций социальным установкам (контрастный эффект, ассимиляция, адекватность личностной социальной установки и предлагаемой позиции); 3. Закономерность смены и устойчивости социальных установок (от неприемлемой к приемлемой, от неприемлемой к приемлемой, неизменность внутренней социальной установки, но внешне не афишируемой, устойчивость крайних социальных установок); 4. Зависимость взаимодействия личности с группой от социальных установок личности по отношению к группе (конформные, антиконформные).

Положение личности в группе в условиях социализации и формирования социальных установок. Зависимость положения личности от уровня и качества развития группы. Взаимосвязь проблем: группа– личность; личность в группе.

Оценка личности в группе: интериоризация; социальное сравнение; самоатрибуция (завышенная, заниженная, адекватная); оценка и самооценка в зависимости от группового мнения; групповой контроль.

Зависимость роли личности в группе от социально-психологических качеств личности. Зависимость роли личности в группе от потребностей, целей мотивов, умений и навыков, от ролевых ожиданий со стороны социума. Проблемы“ролевого ожидания” и “ролевого согласования”. Основные типы ролей личности в группе: институционные; социально-психологические, не затрагивающие интересов группы; межличностные; конвенциональные; активные и латентные.

Проблема обособления личности в группе. Механизм перцептивной защиты, эффект “ожиданий”, феномен когнитивной сложности. Типы поведения людей: с внешне лёгким и внутренне простым жизненным миром; с внешне трудным и внутренне простым жизненным миром; с внутренне сложным и внешне легким жизненным миром; с внутренне сложным и внешне трудным жизненным миром. Не решенные социально– психологические проблемы личности. Основные категории: социальная установка, индивидуальная установка, аттитюд, иерархия социальных установок, закономерности формирования социальных установок, роль личности в группе, обособление личности.

    Контрольные вопросы:
    Что такое социальная установка?
    Соотношение социализации и социальной установки?
    Социальная и индивидуальная установки?
    Основные направления исследования аттитюда?
    Аттитюд и социальная установка?

Сущность диспозиционной концепции социального поведения В. А. Ядова? Уровни социальных установок?

    Закономерности формирования и смены социальных установок?
    Положение и роль личности в группе?
    Направления оценки личности в группе?
    Закономерности поведения личности в группе?
    Основные типы поведения людей, их детерминированность?
    Литература:
    Обязательная:

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. , 1981. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.

    Узнадзе Д. Н. Теория установки. Москва-Воронеж, 1997.
    Дополнительна:
    Зимбардо Ф. , Ляйппе М. Социальное влияние. СПб. , 1999.
    Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001.
    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.

Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. , 1979. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983. Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М. , 1994.

    Семинар. Тема 9а. Социальная психология личности

Цель: закрепить и углубить знания по социально-психологическим проблемам личности. Осуществить контроль за степенью усвоения материала т. т. 7-9. Вопросы для обсуждения:

    1. Социально-психологическая структура личности.

2. Социализация и социально-психологическая адаптация личности. 3. Регуляция социального поведения личности.

4. Соотношение социальных установок и реального поведения личности в группе.

    Темы докладов:

“Основные зарубежные социально-психологические теории личности”. Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 1998. - Главы 15, 16, 17, 18.

2. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. - М, 1988. 3. Богданов В. А. Социально-психологические свойства личности. - Л. ,1983. 4. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. 5. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М. , 1975. 6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М. , 1984. 7. Парыгин Б. Я. Основы социально-психологических теорий. - М. , 1971. 8. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М. , 1982.

9. Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен. //Социальная психология. - М. , 1979.

    10. Психология развивающейся личности. - М. , 1987.

11. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. - М. , 1992. 12. Ядов В. А. Социальная идентификация личности. - М. , 1994.

Тема 10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии. Вопросы: 1. Понятие малой группы в социальной психологии и их классификация. 2. Динамические процессы в малой группе.

Основные этапы исследования малой группы: коакционный подход, интеракционистский подход, деятельностный подход. Актуализация проблемы малой группы в ХХ веке: увеличение роли малой группы в принятии решений; возможность проведения эксперимента в малой группе; малая группа как предметное поле социально-психологических исследований.

Понятие “малой группы” в зарубежной и отечественной социальной психологии. Основные признаки малой группы: социальный и деятельностный. Проблема нижнего (диада, или триада) и верхнего пределов малой группы (Дж. Миллер, произвольные подходы, Морено, отечественная концепция). Классификации малых групп: лабораторные и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, формальные и неформальные, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы и т. д. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.

Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии: социологический подход (хоторнские эксперименты Э. Мэйо), групподинамический подход (школа К. Левина), интеракционистский подход, психоаналитический подход (В. Байон), социометрическое направление, деятельностный подход. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива в работах М. Г. Ярошевского. Понятие динамических процессов в малой группе: процесс образования малой группы; феномен группового давления; процесс групповой сплоченности; организация руководства и лидерство в группе; процесс принятия групповых решений; процесс развития групповой жизни в совместной деятельности.

Образование малой группы: как потребность общественного разделения труда и превращение группы в психологическую общность (включение в группу нового члена, вступление в группу многих индивидов).

Феномен “группового давления”, явление конформности (подчинение группе). Мера конформности: внешняя, внутренняя, “конформность наоборот” (относительно независимая позиция). Зависимость типов поведения в группеот меры конформности (А. В. Петровский): принятие мнения группы; конформность, коллективизм. Специфика давления на группу нормативного большинства и информационного меньшинства.

Групповая сплоченность. Критерии групповой сплоченности: по Морено - большее число положительных выборов; по Л. Фестингеру– частота и прочность коммуникативных связей; по Т. Ньюкому – согласие, сходность ориентаций к значимым ценностям; по А. Бейвеласу –взаимосвязь операциональных и символических целей группы; стратометрическая концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе (школа А. В. Петровского). Проблема организации руководства и лидерства в группе. Отличия лидера от руководителя: по регуляции социальных отношений; по природе; по уровню стабильности; по санкциям; по решениям; по сфере деятельности. Проблема единства руководства и лидерства. Основные концепции природы личности: “теория черт”, “ситуационная теория”(варианты Хартли); системная теория лидерства. Стили лидерства и руководства: авторитарный, демократический и популистский.

Процесс принятия групповых решений. Эффективность групповых решений через групповую дискуссию (совещания, диспуты, “мозговая атака”, генерирование и критика идей, метод “синектики” У. Гордона). Феномен “группового духа”. Критерии эффективности групповой деятельности: производительность труда, удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Основные категории: малая группа, признаки малой группы, нижний и верхний пределы малой группы, формальные и неформальные группы, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы, динамические процессы в малой группе, феномен“группового давления”, руководство и лидерство в группе, групповое решение, эффективность групповой деятельности.

    Контрольные вопросы:
    1. Сущность основных направлений исследования малой группы?
    В чем проявилась актуальность проблемы малой группы?
    Основные признаки малой группы?
    Концепции нижнего и верхнего пределов малой группы?
    Динамические процессы в малой группе?
    Типология малых групп?
    Сущность процесса образования малой группы?
    Процесс “группового давления”?
    Основные критерии групповой сплоченности?
    Лидерство и руководство в группе?
    Процесс принятия групповых решений?
    Критерии эффективности групповой деятельности?
    Литература:
    - Обязательная:
    Берн Э. Трансактный анализ в группе. М. , 1994.
    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. , 1981. Дополнительная:

    Гришина Н. В. Взаимоотношения в коллективе. Л. , 1989.
    Донцов А. И. Психология коллектива. М. , 1984.

Коломинский Я. Л. Психологические взаимоотношения в малых группах. М. , 1976. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М. , 1982. Петровский А. В. , Шпалинский В. В. , Социальная психология коллектива. М. , 1982. Психологическая теория коллектива. М. , 1979.

Росс Л. , Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М. , 1999.

Тема 11. Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения Вопросы: 1. Развитие групповой жизни в совместной деятельности. 2. Психология межгрупповых отношений.

Психоаналитические концепции развития малых групп. Теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шепарда о двух фазах в развитии группы, реализации модели развития (отклонение, или распад группы). Идея развития группы Р. Морленда и Дж, Ливайна о“социализации группы”, стадиях развития группы (оценивание групповых целей, обязательства группы, преобразование ролей в группе), о периодах развития группы и роли членов группы. “Системно-процессуальная модель” развития группы М. Чемерса (стадии развития группы –смена состава группы, смена ролей; социализация группы через привнесение индивидом общественных ценнностей; соотнесение фазы развития группы с изменениями в обществе). Индивидуализм и коллективизм как цивилизационные ценности, зависимость развития группы от типа общества. Двух факторная модель развития группы Б. Такмена: в межличностной сфере (стадия поиска взаимоприемлемого поведения в группе; стадия взаимодействия, в том числе конфликта; стадия групповой сплоченности; стадия образования ролевой структуры); в сфере деловой активности (поиск оптимального решения задач, личные намерения и групповые предписания, понимание намерений друг друга, принятие решений.

Социально –психологическая концепция коллектива: коллектив как стадия развития группы; социально-психологические черты коллектива; социально-психологическая концепция коллектива А. С. Макаренко. Основные признаки коллектива: наличие социально значимой цели, добровольный характер объединения, целостность коллектива, обеспечение условий для развития личности. Модель развития группы А. В. Петровского: реализация непосредственных контактов Межличностные отношения); межличностные отношения опосредованные совместной деятельностью; ценностно-ориентационное единство. Совместная социально-позитивная деятельность как критерий уровня развития группы. Типология группА. В. Петровского: максимальная социальная значимость деятельности и высокий уровень межличностных отношений; высокий уровень значимости социальной деятельности и невысокий уровень развития межличностных отношений; антиобщественная направленность деятельности и высокий уровень межличностных отношений; антиобщественная деятельность и низкий уровень межличностных отношений; слабая выраженность социально-значимой деятельности и низкий уровень межличностных отношений.

Основные направления исследований межгрупповых отношений. М. Шериф о групповом взаимодействии как источнике межгрупповых отношений (сотрудничества или враждебности). А. Тэджфело взаимосвязи межгрупповых отношений и осознания принадлежности к своей группе.

Проблема групповой сплоченности и межгрупповых отношений в отечественной и зарубежной социальной психологии. Детерминация характера межгрупповых отношений социально-значимой по целям и задачам деятельностью. Значение деятельностной концепции межгрупповых отношений: для регуляции межгрупповых отношений; для развития внутригрупповых отношений; для регуляции межгрупповых отношений по вертикали и горизонтали. Основные категории: психоаналитические теории развития малых групп, индивидуализм, коллективизм, модель развития группы, типология групп, межгрупповые отношения, групповая сплоченность, групповое взаимодействие, деятельностная концепция межгрупповых отношений.

    Контрольные вопросы:
    Сущность концепции развития группы Л. Бенниса и Г. Шепарда?
    Идея развития группы Р. Морленда и Дж, Ливайна?
    Системно-процессуальная модель развития группы М. Чемерса?

Сущность социальной детеминированности индивидуалистического и коллективистского характера межлгрупповых отношений?

    Модель развития группы в межличностной и деловой сферах?
    Сущность социально – психологической концепции коллектива?
    Основные признаки коллектива?
    Модель развития группы А. В. Петровского?
    Типология уровня развития групп?
    М. Шериф о групповом взаимодействии?

Когнитивистская концепция межгрупповых отношений А. Тэджфела? Деятельностная концепция межгрупповых отношений и ее значение?

    Литература:
    Обязательная:
    Берн Э. Трансактный анализ в группе. М. , 1994.
    Гришина Н. В. Взаимоотношения в коллективе. Л. , 1989.
    Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999.
    Дополнительная:
    Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М. , 1990.
    Донцова А. И. Проблемы групповой сплоченности. М. , 1979.
    Майерс Д. Социальная психология. СПб. , 1997.
    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.

Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М. , 1982. Петровский А. В. Психологическая теория коллектива. М. , 1979. Психологическая теория коллектива. М. , 1979.

Семинар. Тема 11а. Социально-психологическая сущность и содержание явлений и процессов в малых группах

Цель: расширить и углубить знания по социально-психологическим проблемам малых групп и межличностных отношений в них. Осуществить контроль за степенью усвоения знаний т. т. 10 - 11.

    Вопросы для обсуждения:

1. Понятие малой группы в социальной психологии. 2. 2. Классификация малых групп.

3. Динамические процессы в малых группах и специфика их протекания. 4. Межгрупповые отношения и проблема групповой сплоченности.

    Темы докладов:

“Основные направления исследования малых групп и межгрупповых отношений”. Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект - Пресс, 1998. -Главы 11, 12, 13, 14.

2. Агеев В. С. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия. //Межличностное восприятие в группе. - М. , 1981.

3. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М. , 1990.

4. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. - М. , 1968. 5. Донцов А. И. Психология коллектива. - М. , 1984.

6. Кричевский Р. Л. , Дубовская Е. М. Психология малой группы. - М. , 1991. 7. Крысько В. Г. Секреты психологической войны. – Минск, 1999. 8. Крысько В. Г. , Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. – М. , 1996. 9. Парыгин Б. Я. Основы социально-психологической теории. - М. , 1971. 10. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М. , 1987.

11. Тихомиров О. К. Психологические механизмы целеобразования. - М. ,1977.

Тема 12. Большие социальные группы и их психологические особенности. Вопросы: 1. Социально-психологическая характеристика социальных групп. 2. Большие социальные группы и особенности их функционирования.

Общности и группы. Психологические признаки общности. Группы и организации. Параметры группы: композиция группы по типу деятельности (бригада, школьный класс, фирма, и т. д. ); структурагруппы (структура власти, структура коммуникации, структура межличностных отношений); групповые процессы (групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения); групповые нормы и ценности (эталоны поведения, обычаи, нравы, традиции); положение индивида в группе (статус индивида, смена ролей, система “групповых ожиданий”- ожидаемое поведение индивида; система групповых санкций (поощрительные, запретительные, позитивные, негативные). Значение параметров группы для социально-психологических исследований.

Проблема больших групп в социальной психологии. Виды больших социальных групп: социальные слои и классы, профессионально-производственные группы, группы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально-демографические, стихийные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стремящиеся к организации - глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др.

Социально – психологические проблемы больших социальных групп: соотношение больших и малых групп(посредническая роль малых групп в доведении до личности опыта больших групп, формирование социально–значимых черт личности на макросоциальном уровне, специфические регуляторы поведения в больших группах– нравы, обычаи, традиции, образ жизни –особые формы общения, особый тип контактов, особые интересы, потребности, ценности, наличие специфического языка); структура психологии больших социальных групп (механизм влияния – через общение и личный опыт, статический элемент – психический склад, динамический элемент – эмоциональная сфера, т. е. потребности, интересы, настроения); соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида (типичное и индивидуальное в личности). Методы исследований больших социальных групп: методы этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных социальных групп); методы языкознания (анализ знаковых систем); метод исследования“социальных представлений” С. Московичи. Особенности социально –психологических процессов в нашей стране: сплочение определенных групп к единым действиям; сдвиги в мотивационно-волевой сфере; неустойчивое равновесие; когнитивный диссонанс в массовом сознании между социальным стереотипом и реальным образом жизни; рост социальных ожиданий; глубокое социальное расслоение и переживания с ним связанные; размывание границ групповой принадлежности; увеличение числа пассивных людей. Возрастание роли социально – психологического фактора в общественных преобразованиях. Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенностимассы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенностипублики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.

Способы воздействия в стихийных группах: заражение (психоз, экстаз) –передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; внушение (сообщение, убеждение, внушение), его персонофицированность, вербальность, доказательность, эмоционально–волевое воздействие; подражание как воспроизведение поведения других (концепцияТарда –подражание как фундаментальный принцип, как унификатор поведения, как источник прогресса). Виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.

Социальные движения: глобальные, локальные. Общие черты социальных движений: базирование на общественном мнении; наличие цели –изменение ситуации; формирование программы; определение средств достижения целей; реализация в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды). Основные социально – психологические проблемы социальных движений: причины присоединения индивида к социальным движениям (теория относительной депривации– сравнение своего положения с положением других; теория мобилизации ресурсов –потребность включения в группу); соотношение позиций большинства и меньшинства (необходимость учета мнения меньшинства); проблема лидера социального движения (имидж лидера, прочность позиции и авторитет лидера, умение удержать движение в рамках стратегии и тактики); проблема изменений в социально–психологическом укладе стихийных групп и массовых движений (проблема ощущения бессилия, безысходности, размытость групповой принадлежности, молчаливый протест). Положение больших социальных групп: ориентирующихся на идейно-нравственные ценности; патриотически - настроенных; нормативно– комфортных; коньюнктурно – приспособительных; “новых русских”; переставших быть субъектами общественной жизни. Проблема фрустрации больших социальных групп. Социально – психологические механизмы действия социальных движений: механизм “эскалации ситуации” (упрямое следование ошибочному решению – наращивание ущерба); механизм “групп – мышления”- групповой конформизм лиц, принимающих ответственное решение. Значение социально–психологической теории больших социальных групп для общественных преобразований, для деятельности социальных работников.

Основные категории: группа, параметры группы, большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп, социально– психологические механизмы действия социальных движений.

    Контрольные вопросы:
    1. Основные параметры группы?

2. Значение параметров группы для социально – психологических исследований? 3. Виды больших социальных групп?

4. Социально – психологические проблемы больших социальных групп? 5. Специфические регуляторы социального поведения в больших социальных группах? Как соотносятся большие и малые социальные группы?

Соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида? Методы исследования больших социальных групп?

Особенности протекания социально – психологических особенностей в нашей стране в настоящее время? особенности поведения в толпе?

    Способы воздействия в стихийных группах?
    Причины присоединения к социальным движениям?
    Общие черты социальных движений?

Основные социально – психологические проблемы социальных движений?

    Литература:
    - Обязательная:
    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.
    Психология масс: Хрестоматия. Самара, 1998.
    Дополнительная:

Багрецов С. А. , Оганян К. М. , Львов В. М. Диагностика социально-психологических групп с внешним статусом. СПб, 1999.

Крысько В. Г. , Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. М. , 1996. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.

    Московичи С. Век толп. М. , 1996.
    Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М. , 1966.
    Проблемы социальной психологии и пропаганды. М. , 1971.

Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

    Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену
    по социальной психологии (для ФСР).

1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания. 2. Предмет и задачи социальной психологии.

3. Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии на современном этапе.

4. Позиции и типы трансакций во взаимодействии (по Э. Берну). 5. Общая характеристика основных методов социальной психологии и их значение для деятельности социальных педагогов (социальных работников).

6. История становления и развития социально-психологических идей. 7. Методы взаимовоздействия в общении.

    8. Механизмы перцептивного процесса в общении.
    9. Типы стихийных групп и их общая характеристика.

10. Основные направления современной зарубежной социальной психологии (их сущностная характеристика).

    11. Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах.

12. Значение теории общения для деятельности социального педагога (социального работника).

13. Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления. 14. Понятие малой группы в социальной психологии.

    15. Социально-психологические модели развития малой группы.

16. Закономерности формирования и смены социальных установок. 17. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. 18. Модель развития малой группы А. В. Петровского.

    19. Групповая сплоченность в малой группе (ее уровни).

20. Феномен “группового давления” в малой группе и типы индивидуального поведения в ней. 21. Основные направления исследований личности в социальной психологии. 22. Значение изучения социально-психологических качеств личности для деятельности социального педагога (социального работника).

23. Специфические регуляторы социального поведения больших социальных групп. 24. Место и природа межличностных отношений.

    25. Сущность процесса социализации личности.

26. Взаимосвязь межличностных, групповых и общественных отношений. 27. Социальные установки личности.

    28. Сущность, структура и функции общения.

29. Сущность диспозиционной концепции регуляции социального поведения В. А. Ядова. 30. Изменения в социально-психологическом укладе жизни стихийных групп и массовых движений в современных условиях в России.

31. Общение как коммуникативный процесс. Вербальная и невербальная информация. 32. Взаимосвязь личности и группы.

33. Основные социально- психологические барьеры на пути прохождения информации. 34. Основные сферы социализации личности.

    35. Общение как социальное взаимодействие и его способы.

36. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга. 37. Возрастание роли социальной психологии в деятельности социального педагога (социального работника).

    38. Механизмы взаимодействия в общении.
    ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
    ПО КУРСУ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:

Социально-психологическая характеристика личности человека как представителя современного общества (в нашем государстве).

Политико-психологический статус личности в условиях переходного общества. Роль личности в условиях роста напряженности во взаимоотношениях в различных группах.

Влияние общественных отношений на характер и содержание взаимодействия между людьми при решении социальных проблем в государстве.

Социально-психологическая характеристика наиболее значимых типов и способов взаимодействия людей в современном обществе.

Психологический анализ отношений людей в много социальном коллективе. Социально-психологические особенности межличностного общения в условиях современного общества.

Общение как средство повышения эффективности межличностных отношений при решении производственных и иных задач.

Социально-психологический портрет современного менеджера (руководителя). Образ руководителя в современном сознании общества.

Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг как средство повышения эффективности деловых и иных отношений.

Общение как средство психологического воздействия на людей в современных условиях.

Межличностная аттракция как механизм формирования привязанностей людей в различных условиях общественных отношений.

Психологическая характеристика малой группы в условиях различных видов трудовой и политической активности.

Социально-психологическая характеристика процесса взаимопонимания людей в современном обществе.

Влияние стиля руководства на внутригрупповые настроения Психологические предпосылки повышения эффективности взаимопонимания людей в различных условиях.

Социально-психологические особенности воздействия на людей в современных условиях.

Психологическая характеристика социального самочувствия людей. Изучение социально-психологических особенностей представителей различных социальных групп как средство учета настроений людей в развитом обществе. Психологические особенности различных представителей религиозных групп. Социально-психологический анализ факторов формирования общественного мнения у представителей различных социальных групп.

Социально-психологический анализ настроений людей в современном обществе. Психологические предпосылки повышения сплоченности людей в малой группе (коллективе).

Социально-психологические особенности возникновения и функционирования традиций в различных социальных группах.

Морально-психологический климат в обществе и его различных социальных группах. Влияние межличностных отношений на характер формирования группового мнения. Специфика межгрупповых и межконфессиональных отношений в современных условиях. Стратегия и тактика изучения социально-психологических особенностей представителей различных классов и наций.

Влияние национально-психологических особенностей людей на их поведение и деятельность.

    Психология семейных отношений.
    Психология политического лидерства.

Психология политической власти и властных отношений в современном обществе. Социально-психологическая подготовка политического лидера.

Психологические предпосылки вовлечения людей в политику и отхода от нее. Социально-психологические особенности политических и избирательных кампаний. Особенности психологического воздействия на людей в процессе политических и избирательных кампаний.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»