курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Экскурсия по булгаковской Москве

курсовые работы

Экскурсия по булгаковской Москве

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования РФ, ТРТУ
    “Утверждаю”
    ________________ С. А. Кривоклякин
    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
    экскурсии

тема: “Музей Булгакова “Нехорошая квартира” и Патриаршие пруды – литературно-исторические памятники Москвы”.

    Продолжительность: 1. 5 часа
    Протяженность: 3 км.
    Составлена в 2002 году.
    Автор-разработчик: ________________

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИИ: Экскурсия в музей Михаила Афанасиевича Булгакова “Нехорошая квартира”знакомит слушателей с несколькими местами Москвы, которые были непосредственно связаны с жизнью и творчеством культового советского писателя. Экскурсанты познакомятся с прототипом квартиры, где жил Дьявол со своей свитой и разворачивалось мистическое действие знаменитого романа М. А. Булгакова“Мастер и Маргарита”, а так же с уголком Москвы, который стал излюбленным местом культурного отдыха поклонников романа– “Патриаршими прудами”, где начинаются приключения героев романа. Вниманию слушателей будут представлены некоторые исторические факты, повлиявшие на процесс создания романа.

В музее вниманию экскурсантов будут представлены творческие работы художников-поклонников таланта М. А. Булгакова.

ЦЕЛЬ ЭКСКУРСИИ: Повысить интерес и осведомленность экскурсантов в области исторической и литературной деятельности М. А. Булгакова, а так же познакомить с некоторыми обстоятельствами, при которых задумывалось и создавалось величайшее литературное произведение прошлого века.

МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ: Место встречи с группой – выход из станции метро “Маяковская”. Пешеходная часть маршрута: по ул. Садовая-Кудринская до ул. Малой Бронной, по которой один квартал в сторону Ермолаевского пер. до Патриарших прудов. Знакомство с местностью, и местом действия первых глав романа, знакомство с доступной частью маршрута И. Бездомного, преследующего Воланда в главе“Погоня”. Возврат по Ермолаевскому переулку до д. №10 по ул. Садовой-Кудринской (в романе–ул. Садовая №302-бис). Вход во двор и подъем на пятый этаж второго подъезда, знакомство с настенной живописью подъезда– выражением преданности поклонников М. А. Булгакова. Посещение музея “Нехорошая квартира”, находящегося в кв. №50.

    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА: На месте встречи 7-10 минут.
    Знакомство экскурсововда с группой.

Краткая характеристика маршрута, его протяженности и продолжительности экскурсии.

Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности экскурсантов на маршруте.

Вступительная беседа должна быть лаконичной, повысить интерес аудитории к экскурсии и дать соответствующий эмоциональный настрой к ее восприятию.

    Маршрут
    Остановки
    Объект показа
    Время
    Основное содержание информации
    Организа-ционные указания
    Методические указания

От станции метро “Маяковская” по Садовому кольцу мимо памятника Маяковскому до ул. М. Бронной, а по ней – до Патриарших прудов. 1. Памятник Маяковскому

    2. дом №10 по ул. Садовая-Кудринская.

1. Ул. Садовая с находящимся напротив станции метро памятником В. Маяковскому

    2. дом, в котором располагается музей,
    3. другие объекты, на-ходящиеся по пути маршру-та.
    20 мин
    1. Вступление.

2. Из истории романа: взаимоотношения М. А. Булгакова с Советской властью и литературным сообществом Москвы в период его творческой деятельности.

По маршруту располагается памятник В. Маяковскому, который может служить объектом показа. Информация о В. Маяковском как об одном из самых выдающихся литературных деятелей СССР должна быть включена в общий рассказ в контексте отношений М. А. Булгакова с московским литературным сообществом. Кроме того, объектами показа может служить ул. Садовая-Кудринская, а так же дом №10 (прототип дома №302-бис в романе).

Для усиления зрительного впечатления использовать материалы из “Портфеля экскурсовода”. Обратить внимание экскурсантов на мемориальную доску М. А. Булгакова на стене дома №10.

    Приемы рассказа: справка, литературное цитирование.

Логический переход: Итак, перед нами знаменитые Патриарши пруды, в пределах которых начинается действие романа“Мастер и Маргарита”…

По аллее, проходящей параллельно ул М. Бронной примерно до середины пруда. Середина аллеи, проходящей параллельно ул. М. Бронной около одной из лавок. Пруд и аллеи вокруг него, а так же улицы, прилегающие к территории пруда (Ермолаевкий, Малый Козихинский и Большой патриарший пер. , ул. М. Бронная). 15 мин

    2. Из истории:

Краткая историческая справка о Патриарших прудах и некоторых прилегающих переулках.

3. Содержание романа: места в окрестности Патриарших прудов, связанные с действием романа“Мастер и Маргарита”.

После рассказа обеспечить экскурсантов необходимым количеством свободного времени для самостоятельного ознакомления с местностью.

Начать осмотр с панорамного показа пруда с рассказом об истории возникновения Патриарших прудов и историческом смысле названий переулков. Обратить внимание на органичную взаимосвязь названий с текстом и идеологией романа. Приемы рассказа: литературное цитирование, историческая справка. Логический переход: Воланд предсказывает Берлиозу очень скорую гибель посредством отрезания головы простой советской женщиной-комсомолкой. Так и происходит…

По той же аллее обратно до выхода из сквера на пересечении ул. М. Бронной и Ермолаевского пер.

    На пересечении ул. М. Бронной и Ермолаеского пер.
    1. Проезжая часть перекрестка.
    2. Противоположный по диагонали угол сквера.
    5 мин
    4. Содержание романа:
    а). трагическая смерть М. А. Берлиоза;

б). события за этим последовавшие (погоня И. Бездомного за Дьяволом и его свитой).

5. Булгаковская Москва: планы правительства Москвы относительно установления памятника М. А. Булгакову в окрестности Патриарших прудов.

Предупредить экскурсантов о необходимых правилах безопасности и осторожности на проезжей части, так как на перекрестке достаточно оживленное движение автотранспорта.

Краткий рассказ с использованием цитат из романа, относящихся к внезапной смерти М. А. Берлиоза и маршруту погони И. Бездомного.

Следует обратить внимание экскурсантов на реальность этого маршрута и трамвайной линии, которая пролегала в этих местах и на которой умер герой романа.

Предложить экскурсантам описание маршрута И. Бездомного из “Портфеля экскурсовода” для последующего самостоятельного ознакомления. Приемы показа: историческая справка, литературное цитирование.

Логический переход: Значительная часть событий романа связана с домом №302-бис по ул. Садовой, где находилась знаменитая квартира №50…

В направлении от Патриарших прудов по Ермолаевскому пер. до сквера, затем – на ул. Садовую-Кудринскую до дома №10.

    Во двор дома, затем на пятый этаж подъезда №2.
    1. Дома Ермолаевского переулка.
    2. Мемориальная доска памяти М. А. Булгакова.
    3. Внутренний двор дома №10
    4. Настенная живопись второго подъезда.
    5. Объекты подъезда, связанные с действием романа.
    7 мин
    10 мин

5. История романа: Прототипы героев романа и исторические реалии.

    6. Содержание романа:
    а). реальная связь М. А. Булгакова в домом №10;

б). события, происходившие в этом доме и нашедшие отражение в тексте романа; в). “Мастер и Маргарита” – культовый роман ХХ в.

Предоставить возможность экскурсантам по маршруту приобрести прохладительные напитки.

Поскольку по маршруту нет объектов, непосредственно связанных с романом “Мастер и Маргарита”, объектами показа могут служить дома Ермолаевского переулка, представляющие собой типичный пример московской архитектуры начала и середины двадцатого века.

Около входа во двор дома №10 по ул. Садовой-Кудринской –осмотр мемориальной доски и краткий рассказ о судьбе дома и о создании музея М. А. Булгакова.

В подъезде обратить внимание экскурсантов на объекты, связанные с текстом романа (дверь хоз. помещения на первом этаже, окно на площадке между четвертым и пятым этажами, дверь Аннушкиной квартиры– кв. №47).

Дать возможесть экскурсантам тщательно ознакомиться с обильной и разнообразной живописью на стенах подъезда– продуктом творчества поклонников романа. Приемы: историческая справка, литературное цитирование, демонстрация объектов, описание.

Логический переход: Итак, мы подошли к дверям той самой таинственной квартиры №50, в которой жил Воланд со своей свитой, проходил Великий бал у сатаны и свершалась судьба героев…

    Вход в музей и экскурсия по музею.

1. Комнаты мемориального музея М. А. Булгакова “Нехорошая квартира”.

2. Произведения, выставляющиеся в залах музея, принадлежащие художникам-поклонникам М. А. Булгакова из разных городов.

    20 мин

7. История: реальные обитатели квартиры, “булгаковский” период квартиры.

    8. Содержание романа:
    а). комнаты-прототипы комнат квартиры, описанной в романе;
    б). булгаковские темы в работах художников.

Напомнить экскурсантам о правилах поведения при посещении мемориальных мест и музеев.

Поставить группу в известность о том, что посещение музея является бесплатным, о бедственном финансовом положении музея и о возможности экскурсантов участвовать в сохранении музея. Минимальный взнос для имущих– 10 рублей. Урна для сбора средств находится в прихожей. Экскурсию проводит администратор музея.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА после окончания осмотра музея – 5 минут: Подведение итогов экскурсии;

    Ответы на вопросы;
    Приглашение на другие экскурсионные маршруты.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»