курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Аравия в раннее средневековье. Политическая ситуация

курсовые работы

Аравия в раннее средневековье. Политическая ситуация

Реферат

АРАВИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Калининград 2010

ПЛАН

1. АРАВИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

АРАВИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Международное положение Аравийского полуострова в первые века новой эры в значительной мере определялось его географическим положением и местом в мировой торговле. Торговые пути, соединявшие Восток и Запад того времени, проходили через территорию Аравии и привлекали к ней внимание могущественных соседей, сначала Рима и Афин, затем Византии и сасанидского Ирана.

В IV в. ни Византия, ни Иран еще не определили твердо своей политики в отношении арабских соседей. Византия придерживалась тактики «соглашения» и «дружбы» с одной группой племен, при помощи которой можно было расправляться с другими. Обе империи стремились обезопасить свои пределы от вторжения арабских племен. Что касается арабов, их ориентация менялась в зависимости от обстоятельств. Одни и те же племенные объединения или государственные образования могли выступать в качестве, союзников то одной, то другой империи или же в качестве жестоких врагов, захватывавших территории этих империй.

В древности центрами притяжения для арабов служили Петра -- столица набатейского царства и Пальмира, расположенные на важнейших караванных дорогах. После падения этих царств сложились новые центры притяжения. Ими стали государство Химйаритов в Южной Аравии {115 до н. э. -- VI в.), царство Лахмидов на Севере у границ Ирана (252--633--637), царство Кинда в Центральной Аравии (III в. и. э. -- VI в.) и царство Гассанидов на северо-западе у границ Византии (III в. н. э.-- 636 г.).

В Южной Аравии в 115 г. до н. э. на месте древних государств Маина, Катабана, Аусана, Хадрамаута и Сабы складывается и постепенно возвышается государство Химйаритов, до этого времени входившее в состав Катабана. Столицей государства стал город Зафар. Постепенно химйариты подчинили соседние государства и племена и в конце IV -- начале V в. установили гегемонию над всей Южной Аравией. Химйаритские цари становятся полновластными правителями всего Йемена.

Южная Аравия поддерживала оживленные торговые связи с Эфиопией, Византийской империей, Ираном и всеми районами Аравийского полуострова. Свое политическое влияние Химйар распространил на многие кочевые и полукочевые племена. Цари Южной Аравии стремились установить контроль над торговыми путями через Аравию и в то же время не допустить нападения кочевников на торговые караваны и оседлое земледельческое население.

Химйаритам в начале VI в. удалось на время распространить свое влияние на племена Центральной Аравии. Они посылали послов ко дворам других арабских царей.

Некоторые химйаритские правители придерживались византийской ориентации, охотно принимали христианство и преследовали своих политических противников, приверженцев других религий -- иудаизма и старых языческих верований. В свою очередь сторонники иранской ориентации или же независимости Йемена запрещали христианство.

В 517 г. в Химйаре был произведен переворот, в результате которого был свергнут сторонник провизантийской политики и преимущественного развития византийско-эфиопской торговли. Новый царь принял иудаизм и. стал преследовать христиан. Он провозгласил политику проиранской ориентации, резко враждебную византийским и эфиопским купцам. В ответ эфиопское войско вторглось в Южную Аравию, захватило столицу государства.

Однако вскоре свергнутому эфиопами царю Иусуфу удалось отвоевать столицу и в результате напряженной борьбы вернуть захваченные земли, за помощью он обратился к Ирану, однако не получил поддержки.

Византия, стремившаяся к установлению господства над Химйаром, стала предпринимать активные шаги, чтобы побудить эфиопского негуса организовать новый поход против Химйара, обещала военную помощь и прислала корабли, необходимые для переброски войск через Красное море. В то же время византийские императоры через своих послов вмешивались во внутренние конфликты, имевшие место в Южной Аравии, поддерживали знатных лиц, попавших в немилость царей, мирили их с властями, и, чтобы крепче связать со своей политикой, увозили в качестве почетных заложников их сыновей.

Византийской дипломатии удалось создать серьезную оппозицию, внутри Химйара среди знати, что способствовало поражению химйаритского царя во время второго похода абиссинцев в 525 г. Новым царем был выдвинут ставленник негуса, из местного знатного рода, который был предварительно окрещен. При царе были оставлены знатные эфиопы в качестве советников и эфиопские войска. На население Южной Аравии была наложена дань. Эфиопы увезли громадную добычу, большое число пленных и заложников. Таким образом закончилось существование независимого государства в Йемене.

Византийцы даже составляли своеобразный свод законов, собрание юридических норм для химйаритов.

В 534--535 гг. царем Химйара стал эфиопский наместник Абраха. Ему удалось преодолеть сопротивление оппозиционных сил, ориентировавшихся на Иран, и подавить их восстание, на некоторое время Химйар стал самостоятельным. Однако Абраха-- христианин ориентировался на Византию и, несомненно, пользовался поддержкой Константинополя. В то же время он поддерживал связи с Ираном и государством Лахмидов. Ко времени царствования Абрахи относится поход в сторону Таифа, в Мекку. Этот поход следует рассматривать как попытку присоединить к Йемену крупнейшие торговые города, стояв-шие на «пути благовоний», или же хотя бы обезопасить торговый путь для йеменцев и ограничить конкуренцию хиджазских торговых центров, однако поход не увенчался успехом.

Обращение части химйаритской знати, недовольной политикой Абрахи, с просьбой в Константинополь освободить их от власти эфиопов и непосредственно управлять ими было отклонено. Тогда было решено обратиться к посредничеству Лахмидов перед шаханшахом Ирана. Представитель знати был принят шаханшахом, но и Иран не решился послать регулярные войска, а на помощь выделил выпущенных из тюрем преступников и во главе их поставил опытного военачальника. Эти отряды отправились по Персидскому заливу, и хотя эфиопские войска численно превосходили, победа досталась Ирану. Во главе Йемена был поставлен представитель местного царского рода, в стране оставлена часть персидских войск. К концу VI в. Йемен был превращен в персидскую провинцию.

Захват Йемена дал персам большие преимущества в Индийском океане, им открылось Красное море, и они оказались хозяевами южного участка караванного торгового пути. Торговля между Востоком и Западом перешла в основном к персидским купцам и стала осуществляться преимущественно по северным дорогам, проходившим через территории, принадлежавшие Ирану.

На севере и северо-западе в I--II вв. н. э. арабы оспаривали у римлян и персов обладание областью Евфрата. Племена, вышедшие из Йемена, захватили эту область, и в 195 г. основали на берегу Евфрата знаменитый г. Хиру, вскоре превратившийся в одну из самых красивых и блестящих столиц Востока.

Царство Хира, основанное в 252 г., просуществовало около четырех столетий. Согласно арабским преданиям его правитель из племени лахм получил царский титул от персидского шахан-шаха Шапура I. Постепенно Лахмиды распространили свою власть над всеми арабами Ирака и стали активно вмешиваться во внутриполитические события в Центральной Аравии. Согласно надписи на надгробии одного из хирских царей, относящейся к 328 г., он совершил поход в Южную Аравию против г. Неджрана. покорил крупные племенные объединения в Центральной Аравии, во главе некоторых поставил своих сыновей. К концу IV в. царство Лахмидов превратилось в самостоятельное государство, имевшее свои собственные интересы как в отношении Ирана, так и Византии. Оно являлось опорой сасанидского Ирана, предоставляло свою военную силу в распоряжение шаханшахов, вмешивалось в династийную борьбу Сасанидов, поддерживая то одного, то другого претендента на трон Кгесифона.

Самым выдающимся царем из Лахмидов считается Мунзир ибн - Ну'ман (505--554). Укрепив связи с Ираном, он стал вести самостоятельную внешнюю политику, объектом которой были районы Центральной Аравии. Он также совершал нападения и на границы Византии, захватывал богатые города и, по словам Прокопия Кессарийского, в течение пятидесяти лет «ставил на колени Ромейское могущество». В начале 30-х годов VI в. во время одной из персидско-византийских воин Мунзир независимо от Ирана отправил посла к императору Юстиниану с предложением о заключении мира. Хотя Юстиниан не дал ответа на предложение Мунзира, но посла отпустил с богатыми подарками.

В столицу Мунзира ибн Ну'мана сходились посланники многих: племен Аравии, сюда же посылала послов Византия.

Отношения с арабами и межарабские отношения имели существенное значение для обеих империй. Обычно переговоры между Ираном и Византией начинались с жалоб на арабов, а при заключении договоров как важнейшее условие упоминалось об улаживании разногласий относительно арабов.

Неоднократно персидские послы сообщали императорам о претензиях, которые предъявляли к византийцам цари Хиры, что свидетельствует о том значении, которое имели Лахмиды в отношениях между двумя империями. Персы даже настаивали на том, чтобы Византия давала ежегодно дотации арабам.

При Мунзире государство достигло наибольшего расцвета, он» обладало военной мощью, связями и авторитетом не только у арабских племенных союзов, но с ним считались как Иран, так и Византия. Неоднократно византийцы откупались от Мунзира. При всей своей преданности персам он принимал дары от врагов Ирана.

Последний из лахмидских царей умер в конце VI в. После него Сасаниды поставили во главе царства выходца из другого племени и. при нем назначили своего наместника. В дальнейшем цари полностью зависели от персидских наместников, хотя арабские войска в войнах. Сасанидской империи продолжали играть важную роль.

Во II--III вв. н. э. в Центральной Аравии сложилось несколько, полукочевых царств вдоль караванной дороги из Йемена в Ирак. Одним из этих царств и наиболее сильным было царство Кинда, древня» столица которого была раскопана археологами в наши дни. Она находилась на расстоянии двух дней пути от Мекки. Кинда -- племена южно-арабского происхождения. В Йемене они занимали восточные области. Часть этих племен в связи с неблагоприятной политической; обстановкой, сложившейся в Южной Аравии, была вынуждена переселиться на север и искать места среди племен северных арабов. Затем они двинулись в области Ирака, Палестины, Финикии и Сирии.

Укрепление царства Кинда относится к середине V в., когда Византия стала опираться на него в борьбе с возрастающей мощью Лахмидов, которым покровительствовал Иран. Территориально Киндское царство было самым обширным среди арабских государств своего времени. Оно охватывало земли от юга Аравийского полуострова, выходило к Персидскому заливу, включало в себя почти всю Центральную Аравию, часть Северной и достигало пределов Византийской империи. В него входили часть Неджда, северо-западная часть полуострова, включая побережья Красного моря, часть Синайского полуострова, Акабский залив, часть Палестины и Месопотамии. Но в своем продвижении киндские цари встретили сопротивление других племен, которые раньше их стали на охране византийских границ.

В 473 г. один из киндских полководцев захватил о. Иотабу (ныне Тиран) у входа в Акабский залив, который помимо стратегического значения играл важную роль в международной торговле. С захватом Иотабы Киндиты смогли в значительной мере контролировать торговые отношения Ближнего Востока. Взимание торговых пошлин давала им большие денежные суммы. Утвердив свое господство над арабскими племенами у границ Византии, Киндиты решили получить официальное признание Византии в качестве союзника и добиться для своего царя титула филарха арабов. Для этой цели они послали к императору Льву I христианского епископа. Византийский император благосклонно отнесся к домогательствам Имруулкайса -- пригласил царя. Кинда к себе в Константинополь и удовлетворил все его требования: отдал Иотабу, признал главой - филархом всех племен, «каких он желал», предоставил ему одно из самых почетных мест в сенате империи, одарил деньгами и приказал членам сената также сделать ему подарки. Византийский император учитывал значение бедуинской периферии, военную мощь арабских племен и решил вести мирную политику в отношении филарха. В то же время он рассчитывал на ответные услуги Имруулкайса.

В конце V в. Иотаба была отвоевана Византией в жестоких боях, и все доходы с торговли пошли в императорскую казну. В свою очередь киндитские племена нападали на пределы империи. В начале VI в. между Византией и Киндитами был заключен мир, что дало возможность этим последним совершить поход против Лахмидов и покорить значительную часть их владений. Киндиты утвердились в областях Ирака. В 528 г. началась война между Киндитами и Лахмидами, в которой участвовали и византийские войска. В результате Киндиты были выбиты из Ирака. Однако они продолжали участвовать в политической жизни Ближнего Востока, в военных походах химйаритов выступали в качестве их союзников.

В середине VI в. киндиты покинули Внутреннюю Аравию и переселились в Хадрамаут на юг, где оставалась часть их соплеменников; там они образовали новое государство. По данным арабских источников, из Центральной Аравии и из восточных областей переселилось более 30 тыс. киндитов.

Советские историки считают, что Киндское государственное объединение представляло военную демократическую организацию, которая объединяла значительные группы оседлых, полукочевых и кочевых арабов, однако внутренние связи были непрочными Общество в царстве Кинда находилось на грани перехода от доклассовых к классовым отношениям. Опорные пункты киндитов находились в стабилизировавшихся стоянках, которые можно называть городами. Киндитское царство поддерживалось Византией и Химйаром, объединяло огромные пространства и многочисленные племена, тем не менее оно быстро распалось. Распаду Киндитского царства во многом способствовали новый подъем и укрепление Лахмидов, ослабление связей с Византией. Этим обстоятельством воспользовались другие союзники Византии из арабов -- Гассаниды.

Гассаниды упоминаются в источниках VI в. как филархи арабов Палестины. Часть своих земель им были вынуждены уступить киндиты и племена, которые раньше обосновались в этих районах. Гассаниды расширили свою территорию за счет киндитов, вытеснили их из Палестины и вступили в соглашение с Византией, чтобы охранять ее границы в качестве союзников.

Наиболее ярким представителем династии Тассанидов был Харис ибн Джабала, который укрепил свое царство, оказывал значительные услуги Византии. В 529 г. он организовал карательную экспедицию против восстания самарян, участвовал в экспедициях против Лахмидов. По данным источников, в ходе подавления восстания самарян он взял добычу -- 20 тыс. юношей и девушек, которых продал на невольничьих рынках Ирана и Аравийского полуострова. После подавления восстания Харис получил царское достоинство. Хотя и прежде Византия опиралась на арабов, но положение, которое заняли Гассаниды, было более прочным и высоким. Харис ибн Джабала за время своей длительной деятельности пользовался значительным признанием и почестями со стороны Византии.

Харис со своей стороны добросовестно выполнял обязанности в отношении империи: охранял ее границы от нападения соседей. Однако он не мог совершенно отказаться от своих собственных интересов. Например, в одной из войн Харис не счел нужным делиться добычей с византийскими частями и разделил ее только среди своего войска. При всех обстоятельствах он заботился о своем войске, о его безопасности и обеспечении. Гассаниды имели самостоятельные отношения с другими арабскими царствами. Арабские царства нападали друг на друга и сводили счеты независимо от обеих империй, а то и вопреки наладившимся между империями мирным отношениям. Свое первенство Гассанидам приходилось утверждать среди других филархов-арабов, подчиненных Византии. Для них огромное значение имело установление правила наследования и закрепление наследственной власти за своим родом. В 563 г. в Константинополь прибыл Харис ибн-Джабала,. он получил согласие императора на передачу власти сыну после его смерти.

В последующие годы Мунзир, сын и преемник Хариса, продолжал выполнять свои обязательства, защищал границы Византии от нападения Лахмидов, участвовал в персидских походах империи, управлял всеми византийскими арабами.

Гассаниды одержали блестящую победу над Лахмидами в 570 г., и царь попросил у императора золото для оплаты войска, однако ничего не получил и в гневе удалился в пустыню со всем своим войском -- «избавил себя от всякой заботы за ромейские земли». Это обстоятельство поставило в тяжелое положение византийцев, так как открылись их границы для нападения со стороны Лахмидов.

Непрекращающиеся противоречия между Ираном и Византией вынудили византийцев искать примирения с Гассанидами, так как они были заинтересованы в поддержке со стороны Гассанидов.

В 580 г. Мунзир посетил Константинополь и был принят императором Тиверием с особой торжественностью, получил в дар много золота, серебра, дорогие одежды, седла, золотые уздечки, оружие. Мунзир был удостоен царского венца, который «не давался ни одному из царей арабских до того времени.

В следующем году Мунзир, обвиненный в предательстве во врем» персидского похода, был доставлен в Константинополь, затем сослан на о. Сицилию.

О дальнейших судьбах царства Гассанидов имеется мало сведений, но известно, что оно было разделено между 15 шейхами и вскоре прекратило существование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»