курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Анализ книги Ле Гофа

курсовые работы

Анализ книги Ле Гофа

В своей работе я бы хотела написать о книге французского историка Жака Ле Гоффа «Цивилизация средневекового Запада», которая вышла в свет около несколько десятилетий назад (впервые - в 1964году). Я выбрала ее, потому что в ней автор исследует различные проявления ментальностей средневековых людей: систему ценностей, представления о своем и чужом, красивом и безобразном, восприятие времени и пространства, чудес и видений и т. п.

Книга состоит из двух частей. В первой части "Историческая эволюция" Жак Ле Гофф прослеживает эволюцию Запада с V до XV века, начиная с варварских нашествий на Римскую империю вплоть до кризиса европейских стран на рубеже XIV-XV веков. Во второй, более объемной, части "Средневековая цивилизация" автор подробно рассматривает культуру Западной Европы X-XIV веков. Именно здесь "на огромном и разнообразном материале памятников он воссоздает образ мира людей Средневековья", как отмечает в послесловии А. Я. Гуревич. Исследование проводится на очень широком документальном материале, куда входят фактически все жанры средневековой литературы, в том числе такие, которые в то время еще почти не привлекались, например, руководства для исповеди.

Ле Гофф по большей части рассматривает не внешне цивилизацию (ее военные подвиги и политические распри), а ее внутреннее строение (становление религии, восприятия мира человеком, его мировоззрения и саму его жизнь).

Мне больше всего понравилась и запомнилась вторая часть монографии. Она похожа на целый увлекательный рассказ о жизни неизвестной мне группы людей. И как все неизвестное он приковал мое внимание к себе. Здесь Ле Гофф попытался объяснить нам, его читателям, что собственно представляла собой средневековая цивилизация в X - XIV вв. Он описывает ее достаточно подробно, включая не только ее культурную (интеллектуальная и художественная культура), но и материальную сторону - экономику, технику, повседневную жизнь (ведь не ведя бы человек свою повседневную жизнь, то есть не работая, не питаясь и не обустраивая свой быт, он не смог бы развиваться культурно). При этом историк не ставит их одну выше другой.

В начале второй части Ле Гофф описал не «происхождение», а наследие, которое получает и отбирает цивилизация у прежних обществ Европы при своем формировании - кельтско-германских, славянских, греко-римских, наследие иудео-христианской традиции. Начав свое исследование с рассмотрения пространственно-временных структур, которые образуют кадр любого общества и любой культуры, автор изучил как материальные аспекты пространства и времени, так и те представления, посредством которых мужчины и женщины Средневековья воспринимали историческую реальность. Ведь эта реальнось представляет собой единство материальных условий мира и воображения, в которых живут члены всякого общества: земля и небо, лес, поляна, сухопутные и морские дороги, множественность социальных времен, грезы о конце света и о потустороннем существовании, характерные для цивилизации средневекового Запада.

Вместе с тем Жак Ле Гофф старался показать внутренние связи между реальными социальными структурами, их функционированием, исключения из общества, с другой стороны, и схемами, при помощи которых люди той эпохи - преимущественно интеллектуалы, клирики - пытались осмыслить общество: «духовенство и миряне», «могущественные и бедняки», три «сословия» или три «разряда». Лучше всего автору удалось изобразить все аспекты средневековой цивилизации, демонстрируя ментальность, эмоциональность и установки поведения, которые отнюдь не являются поверхностными или излишними «украшениями» истории, ибо они-то и придавали ей всю красочность, оригинальностьи глубину: символическое мышление, чувство неуверенности или вера в чудеса сказали бы нам больше о средних веках, чем изощренно построенные догмы.

Вообще, более конкретно невозможно описать эту книгу, так как разобранный в ней материал очень многогранен. Но хочется особо выделить некоторые моменты. С точки зрения Ле Гоффа (Ч.II, Средневековая цивилизация, глава IX. Ментальность, мир эмоций, формы поведения (X--XIII вв.)):

Неуверенность влияла на умы и души средневековых людей. Неуверенность в материальной обеспеченности, в духовном плане и ,вообще, в будущей как этой, так и той жизни. Так как церковь постоянно твердила о том, что из сотен тысяч человек при Потопе спасется только один.

Красота воспринималась как свет, который успокаивал и ободрял, являлся знаком благородства. Образцом в этом смысле был средневековый святой. При этом красота приравнивалась к богатству.

Ребенку не уделяли особого места в обществе. Дети быстро становились взрослыми. На молодых людей обращали внимание как на полноправных членов общества только после того, как они женятся.

Женщина тоже не играла большой роли в средневековом обществе.

В ряду грехов стояли ложь, хитрость, новшества. Последнее в свою очередь тормозило развитие технического процесса.

Очень любили тех, кто совершал подвиги.

Важную роль в восприятии мира играло осязание.

Удовлетворив свою первейшую потребность -- в пище,средневековые люди имели очень немного. Но, мало заботясь о благосостоянии, они всем готовы были пожертвовать, если только это было в их власти, ради видимости. Их единственной глубокой и бескорыстной радостью был праздник и игра, хотя у великих и сильных и праздник тоже являлся хвастовством и выставлением себя напоказ.

Монография «Цивилизация средневекового Запада» является наиболее полным обзором Средневековья. При этом она не представляет собой сухо изложенный материал, а наоборот, для чтения она очень легка и интересна. Изучив ее, можно понять как все-таки формировалось это общество, из чего оно формировалось и почему.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»