курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Государственный аппарат России в 1900 – 1917 г.г. - (реферат)

курсовые работы

Государственный аппарат России в 1900 – 1917 г.г. - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

    РЕФЕРАТ
    Студента 3 курса группы ЮЗВС97 юридического факультета
    Полякова Василия Викторовича
    По Истории государства и права России
    Тема: Государственный аппарат России в 1900-1917
    Калуга
    1998
    План
    Введение
    Государственный аппарат в России 1900-17 гг.
    Изменения в государственном аппарате России в годы
    I Мировой войны Заключение
    Список литературы
    Введение

Начало XX в. ознаменовано значительными переменами в государственной и политической жизни России. Под сильным напором внутренних и международных обстоятельств сама верховная власть была вынуждена предпринять ряд акций, которые вели к либерализации политической жизни, фактически ограничивали самодержавие. Эти акции привели к важным и существенным сдвигам в российском обществе. Впервые практически была осуществлена идея об органе представительной власти, которая находилась в центре политической борьбы на протяжении всего IX века.

Это была последняя и в конечном итоге - неудачная попытка сформировать такую модель государственного и социально-экономического устройства, в которой бы нашли своё органичное сочетание традиционная общинно-монархическая парадигма российского общества, с одной стороны и императивы индустриальной цивилизации, неизбежно проникающей и начинающей диктовать свои правила в России, с другой.

    Государственный аппарат в России 1900-17 г.

Государственный аппарат в России 1900-1917 сильно трансформировался в результате реформ проведённых преемниками Петра I. В 1809 госсекретарь Сперанский представил императору Александру I доклад, в котором изложил свой взгляд на систему и соотношение государственных органов. В ней была программа разделения властей: высшим законодательным органом объявлялась Государственная дума, которая руководила сетью волостных , окружных, и губернских дум . Высшей исполнительной властью обладал император , при котором в качестве совещательного органа учреждался Государственный совет. Проект Сперанского не являлся конституцией в полном смысле этого слова, он означал лишь первый шаг к ограничению абсолютной власти монарха. Нетрудно заметить, что Сперанский предложил свой проект, который осуществился–и то не в полном объеме –спустя почти сто лет в октябре 1905 г. Высшим исполнительным органом являлся Совет министров. Члены Государственного совета и министры назначались царем. Причем министры были ответственны только перед императором. Они являлись к нему с высочайшими докладами, и ни одному из министров не было известно чем занимаются остальные. К тому же министры не могли выходить в отставку по собственному желанию, ибо это означало бы, что они имеют собственное мнение. не совпадающее с мнением императора.

К высшим государственным учреждениям относился и Сенат . Но к началу XX в. Сенат превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. Сенату также принадлежало право обнародования законов.

Ключевым министерством в России было министерство внутренних дел. Ему была вверена основная функция государства -“охранение внутренней безопасности’. министру внутренних дел принадлежало право учреждения гласного полицейского надзора, право административной ссылки. С его ведома появлялись новые периодические издания, он мог налагать на них взыскания. Министр осуществлял контроль не только за законностью, но и целесообразностью постановлений органов земского и городского самоуправления.

Особое место в системе государственного управления занимало и Министерство финансов. До 1905 г. в министерстве финансов, помимо различных источников государственных доходов и распределения средств между отдельными ведомствами, в его ведении находилось управление внутренней и внешней торговлей и большей частью промышленности.

В подобных условиях весьма существенный вес в принятии политических и иных решений приобретали ключевые министры.

Олицетворением противоречивости и непоследовательности внутренней политики Николая II была деятельность двух наиболее влиятельных фигур, отличающихся диаметрально противоположными взглядами на перспективы развития России: министра финансов С. Ю. Витте и министра внутренних дел В. К. фон Плеве. Главным политическим оппонентом С. Ю. Витте выступал министр внутренних дел В. К. фон Плеве.

По самой своей сути политика и Витте, и Плеве была направлена к достижению единственной цели: сохранить существующую власть. По своим личным качествам эти политики были очень похожи: они действовали всеми доступными им средствами для того, чтобы остаться на вершинах власти. Но отличными были методы, которые они использовали для устранения главного препятствия на своем пути - всеобщего недовольства существующим режимом. С. Ю. Витте ратовал за проведение реформ “сверху”, чтобы их не навязали “снизу”. В. К. Плеве же считал губительными любые уступки оппозиционному движению . По его мнению , необходимо было управлять общественными настроениями , а не следовать за ними. Именно Плеве стал вдохновителем антисемитского курса правительства , приведшего к кровавым еврейским программам . Именно ему принадлежала идея “маленькой победоносной войны”, способно перевести недовольство внутреннее в чувство ненависти к внешнему врагу. Именно Плеве оказал поддержку зубатовским экспериментам. Именно при нем провокаторство было возведено в ранг государственной политики . Таким образом, к 1905 г. в верхних эшелонах власти наметились два подхода к решению проблем российской действительности: 1) укрепление существующей системы власти, преимущественно силовыми методами; 2)постепенное и медленное реформирование традиционалистской власти вследствие экономических преобразований. Третий путь, отвергнутый Николаем II, предложили земства: расширения прав местных органов самоуправления и усиление их влияния на принятии государственных решений.

Декабрьское вооруженное восстание 1905 вынудило Николая II издать манифест о созыве Государственной Думы. К ведению Думы относились следующие вопросы: принятие новых законов, изменение дополнение и отмена действующих законов, утверждение штатов, рассмотрение государственного бюджета и финансовых смет министерств и главных управлений, утверждение уставов акционерных обществ, компаний , а также вопросы, вносимые на рассмотрение Думы царем. Члены Государственной Думы избирались сроком на пять лет. Однако царь мог досрочно распустить её и назначить новые выборы. Царское правительство также определяло продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Думы. Законопроекты, принятые Думой, входили в силу только после одобрения их Государственным Советом и царем. Дума не имела прав принимать новые законы или отменять старые, касавшиеся основных государственных законов, т. е. законов о существе самодержавной власти, о высших органах государственной власти и управления и т. д.

Государственная Дума состояла из общего собрания и канцелярии . Общее собрание Думы в свою очередь образовывало ряд постоянных и временных комиссий . Оно ежегодно избирало председателя Государственной Думы и двух его товарищей. Дума также избирала на пять лет секретаря и его товарищей, которые ведали делами думской канцелярии.

Кроме Думы законодательной деятельностью занимался Государственный Совет. До революции 1905 года он был совещательным органом при царе и какой-либо существенной роли не играл. В 1906 году под влиянием революционных событий царь был вынужден пойти на созыв Государственной Думы. Но, желая урезать и без того ограниченные её права царское правительство решило превратить Государственный Совет своего рода вторую, верхнюю палату, которая тормозила бы нежелательные решения Думы , т. к. закон не мог иметь силы если он не был одобрен и Думой и Государственным Советом . Таким образом , преобразуя Государственный Совет в законодательную палату , царское правительство грубо нарушило свой манифест от 17 октября , в котором говорилось только об организации Государственной Думы. Государственный Совет состоял из двух частей: одна половина его членов назначалась царем, а другая выбиралась сроком на 9 лет. Каждые три года треть выборных членов Государственного Совета переизбиралась. Выборные члены Государственного Совета переизбирались от следующих пяти курий: 1) православное духовенство , 2)губернские земские собрания , 3)дворянские общества , 4)Академия наук и университеты , 5)Комитеты и Советы торговли и промышленности, биржевые комитеты и купеческие управы. Членами Государственного Совета назначались крупные царские чиновники, занимавшие высшие государственные должности. Право обсуждать законопроекты принадлежало не только Государственной Думе, но и Государственному Совету. Последний мог отклонить любой законопроект , принятый Думой , но не угодный царскому правительству. В случае разногласия между Государственной Думой и Государственным Советом дело передавалось в согласительную комиссию если не было достигнуто соглашение, законопроект считался отклонённым, равно как и законопроект, принятый Думой и Государственным Советом, но не утвержденный царем. Царь ежегодно из членов Государственного Совета назначал председателя и вице-председателя. Во главе Государственного Совета стоял государственный секретарь.

Главной исполнительной властью после императора являлся Совет министров. Его деятельность регламентировал указ от 19 октября 1905 года , определивший новый характер деятельности Совета министров. По указу на Совет министров возлагалась обязанность объединять деятельность всех министров и ведомств и руководить ею. Совет министров теперь состоял из министров и руководителей ведомств, а также государственного контролера и обер-прокурора Синода. До указа в него и Комитет министров входили и высшие сановники, не являвшиеся главами министерств и ведомств. Председатель Совета министров назначался царем из числа министров или других лиц, но царь имел право и лично председательствовать в Совете. Министры должны были информировать председателя Совета обо всех наиболее важных событиях по их министерствам, а также представлять различные сведения и отчеты о работе. Вопросы ведомств, двора и уделов, военного, морского и внутренних дел ставились на рассмотрение только в тех случаях, когда они затрагивали интересы других министерств.

Ряд вопросов, которыми раньше ведал Комитет министров, был отнесен к ведению Совета министров. Поэтому в 1906 году Комитет министров был упразднен. В 1905 году царское правительство учредило Совет государственной обороны. Он был создан с целью координировать деятельность военного и морского министерств с другими правительственными учреждениями по вопросам государственной безопасности. Совет не обладал исполнительной властью. Его постановления, утвержденные царем, приводились в исполнение министрами. В 1909 году Совет был упразднен как не справившийся с обязанностями.

В 1905 году к имевшемуся ранее списку министерств царское правительство добавило новое ведомство–министерство торговли и промышленности. Оно управляло казенной промышленностью и содействовало развитию частной промышленности и торговли. В его ведение была передана фабричная инспекция, осуществлявшая надзор за выполнение фабрикантами фабрично-городского законодательства. Полный список включал в себя 11 министерств или главных управлений 1)главное управление духовных дел и народного просвещения, 2)главное военное управление , 3)главное морское управление , 4)главное управление юстиции , 5)главное управление финансов и государственного казначейства, 6)главное управление ревизии государственных счетов, 7)лавное управление внутренних дел, 8)главное управление полиции, 9)главное управление путей сообщения, 10)министерство иностранных дел, 11)главное управление торговли и промышленности.

Каждое из этих министерств с подчиненными им департаментами возглавлялись министром или главным управляющим.

Власть местного самоуправления регламентировалась “Высочайшим именным утвержденным положением о губернских и уездных земских учреждениях” от 1 января 1864 года

Для управления нуждами и хозяйством каждой губернии и каждого уезда образованы губернские и уездные земские учреждения.

Губернскими земскими учреждениями являются губернское земское собрание и губернская земская управа. Губернское земское собрание состоит из Гласных избираемых уездными земскими собраниями на три года, число гласных соразмерно числу гласных местного уездного собрания. Председательствует в губернском земском собрании губернский предводитель дворянства. Губернская земская управа состоит из председателя и 6 членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своего круга. Председатель губернской земской управы утверждается министром внутренних дел.

К ведению губернских земских собраний относится: утверждение губернских земских смет, управление финансовой политикой , законотворческая деятельность. К ведению губернской земской управы относятся вопросы связанные с выполнением законодательных актов на местах. Властью на местах являются уездное земское собрание и уездная земская управа. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства. Для производства дел, на время заседаний уездные земские собрания избирают секретарей из числа своих членов. Уездная земская управа составляется из председателя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут необходимым увеличить число избираемых членов управы до шести.

Избранный Земским Собранием председатель уездной управы утверждается в этой должности начальником губернии.

На земские учреждения возлагались определенные обязанности: 1)земским собраниям вменялась распорядительная власть и общий надзор за ходом дел; 2)земским управам как распоряжение исполнительные, так и вообще ближайшее заведование земскими делами. Губернские земские собрания могли издавать обязательные для местных земских учреждений той же губернии постановления, а уездные земские собрания - давать своим уездным управам инструкции о способе исполнения постановлений губернских собраний. Обязанности уездных земских управ совпадали с обязанностями губернских управ по губернии. Кроме того, управы уездов исполняли поручения губернской управы.

С 1906 года каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 года уездные земские собрания вновь стали выбирать мировых судей–институт, ранее упраздненный в 1889 году. Представительные органы на местах всё чаще заменяют чиновничьи комитеты различного рода. Закладывались организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы, монархия из самодержавной превращалась в монархию буржуазную. Изменения в судебном плане происходившие в начале XX века своими корнями уходили в постреформенный период. Существовали две судебные системы: местные и общие суды, К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. К общим–окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам ) департаменты Сената.

Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех. где дей ствовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов. Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность мировых судей и присяжных заседателей. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы.

Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах–должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором по предоставлению министра юстиции. Был создан новый специальный институт– адвокатуры. Наряду с этим, в процессе участвовали частные поверенные. Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов в губернских и уездных городах существовала система нотариальных контор. Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь либерализации судебного процесса. В 1885 году была отменена публичная казнь, 1886 году расширяется право присяжных в процессе - они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов. С 1899 года в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 году в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения, с 1910 года время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В 1913 году суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитации. Новым явлением стала административная юстиция–прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно– хозяйственных отношений и связей.

В годы войны процессуальное судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования. Городская и уездная полиция были объединены в единую полицейскую систему, которая представляла собой сложную иерархию, начинавшуюся с урядника и пристава и на уездном уровне возглавлявшуюся исправником. В губернии полицию возглавлял полицмейстер, сама полиция подчинялась губернатору или генерал–губернатору. Вершину полицейской пирамиды представлял министр внутренних дел, ему подчинялись губернские жандармские управления.

    Изменения в государственном аппарате России в годы
    I - мировой войны

Основные изменения в государственном аппарате Российской империи в период первой мировой войны были продиктованы процессом милитаризации экономики. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. В мае 1915 года были впервые созданы военно-промышленные комитеты, занимавшиеся посредничеством между казной и промышленностью, распределением военных заказов, регулированием внешних закупок, рынка труда, транспорта, нормированием цен на сырье.

С лета 1916 года создаются особые совещания по обороне. Состав этих органов определялся Государственной Думой и утверждался императором. В задачи новых органов входило: требовать от частных предприятий принятия военных заказов и отчетов по их выполнению; отстранять директоров и управляющих государственных и частных предприятий, ревизовать торговые и промышленные предприятия всех видов и секторов. Были созданы особые совещания по топливу, по продовольствия, по перевозкам. Отдельные одноотраслевые предприятия могли объединятся в заводские совещания.

В мае 1915 года создается главный продовольственный комитет, в компетенцию которого входили: требования сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установление плана перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. На местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты. Это были чрезвычайные экономические органы.

    Заключение

Думская монархия в Росси просуществовала не многим более десяти лет, этот достаточно короткий период отечественной истории оставил свой отпечаток не только в мемуарах и воспоминаниях современников, но в многочисленных документах. Изучение этих документов позволит не только осмыслить совершенно забытый опыт российского парламентаризма в начале XX века (тем более, что при формировании современной парламентской системы в России делается акцент на преемственность с этим опытом), но и глубже понять причины и истоки революционных катаклизмов 1917 года.

    Литература

1. Россия и мир : учебная книга по истории. В 2–х частях / Под общей редакцией А. А. Данилова. -М. ,ВЛАДОС. 1994 2. Политическая история России . Хрестоматия. –М. ,1995

3. Исаев И. А. История государства и права России . -М. ,1996 . 4. Пушкарев С. Г. Обзоры русской истории . -Ставрополь , 1993



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»