курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Правовая природа военного коммунизма - (курсовая)

курсовые работы

Правовая природа военного коммунизма - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение ………………………………………………...1

Глава I. Проблема сущности и периодизации политики "военного коммунизма"…………………………………3

Глава II. Правовые акты государственной политики "военного коммунизма"…………………………………9

    Заключение………………………………………………. 20
    Литература………………………………………………...21
    Правовая Природа Военного Коммунизма

Речь в данной работе пойдет о правовой природе "военного коммунизма" – государственной политики Советского правительства в период с 1918 по 1921 год. Социально-экономические мероприятия, проведенные в годы гражданской войны, привели к складыванию режима чрезвычайшины, получившего название "военного коммунизма". В области промышленности это выразилось в широкой национализации промышленных предприятий, переориентации заводов на выпуск военной продукции; переводе рабочих на казарменное положение с выдачей им пайков вместо заработной платы. В сельском хозяйстве была введена продразверстка, которая запрещала хлебную торговлю, а все излишки хлеба изымались бесплатно государством. Повсеместно вводилась всеобщая трудовая повинность.

Сложилась жестко централизованная система управления экономикой и страной. Основное внимание в работе будет уделено правовым документам эпохи "военного коммунизма". Проблематика обозначенной темы непосредственно связана с вопросом о сущности и периодизации данного явления. Ведь оттого, что понимается под "военным коммунизмом" и оттого, какой правительственный декрет будет взят за точку отсчета, зависит и объем документов, которые необходимо рассматривать. Соответственно, такая постановка вопроса нашла отражение в структуре работы: Во введении формулируются цель и задачи.

В центре внимания Главы I круг теоретических вопросов, связанных с проблемой сущности изучаемого явления и его периодизацией. Историографический аспект позволяют более осмысленно подойти к изучению "военного коммунизма". Поэтому, дается небольшой анализ основных точек зрения по данной проблеме, среди которых более подробно освещаются две: историка И. И. Суханова и коллектива ученых, работавших над созданием сборника "Политическая история: Россия-СССР-Российская Федерация". Последних отличает от остальных, принципиально иной подход к пониманию природы "военного коммунизма".

Глава II непосредственно обращается к правовым документам эпохи "военного коммунизма". Причем особое внимание уделяется продовольственным вопросам и политике государства по отношению к крестьянству в целом. Вообще, проблематика обозначенной темы представляет собой довольно обширный предмет исследования. В данной работе не получили должного освещения правовая природа таких вопросов, как "классовая борьба" и "красный террор";

складывание партийно-государственной системы и другие, т. к. требуют отдельного изучения.

В заключении подводятся основные выводы и в конце приводится список литературы.

Глава I. Проблема сущности и политики "военного коммунизма".

По проблемам истории военного коммунизма среди специалистов издавна существует множество разногласий, отразившихся в самых противоречивых оценках на страницах исторической литературы. Это было и остается связанным, прежде всего с особой принципиальностью вопросов данного периода, из толкования которых неизбежно вытекает и интрепретация послеоктябрьской истории России. Во главе всего этого комплекса проблем стоит дилема: что первичнее"? Или военный коммунизм явился необходимым следствием развязанной гражданской войны, или же, напротив, гражданская война оказалась результатом первых шагов политики военного коммунизма? От выбора точки зрения зависит очень многое, в том числе определение хронологических рамок периода военного коммунизма. Если благодаря знаменательному Х съезду РКП (б), состоявшемуся в марте 1921 года, дискуссий по финальному рубежу эпохи военного коммунизма почти не наблюдается, то по начальной вехе периода существует большое разногласие мнений. Часто это зависит от того, как исследователь склонен решать поставленный выше вопрос, и далее от того, какой признак политики и системы военного коммунизма ставится во главу угла, берется за основу хронологии.

По понятным причинам представители Советской историографии изначально стремились выписать военному коммунизму более позднее свидетельство о рождении. Некоторые вели отсчет с начала 1920 г. , когда, по выражению историка М. П. Покровского, экономика "должна была плясать под дудку политики". Другие склонны напрямую связывать хронологию военного коммунизма с введение в январе 1919 г. знаменитой продовольственной разверстки.

Ученый И. А. Исаев относит начальную дату к марту 1919 г. , когда VIII съезд РКП (б), по его мнению, сформулировал основные принципы системы, получившей наименование "военный коммунизм"1 [1 Исаев И. А. История государства и права России. М. , 1994, с. 286]. Третьи называют 28 июня 1918 года –принятие декрета СНК о национализации крупной промышленности. Наиболее распространенная дата у советских историков - май 1918 года, время провозглашения продовольственной диктатуры: "Декретом ВЦИК от 9 мая 1918 г. "О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий" подтверждалась незыблемость хлебной монополии, введенной еще Временным правительством, и твердость цен. Но советский декрет был более суров, он предусматривал применение вооруженной силы в случае отказа или противодействия "отбиранию хлеба или продовольственных продуктов". В декрете предусматривалось, что каждый владелец хлеба "весь избыток, сверх количества, необходимого для обеспечения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявит к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости". Не сдавшие хлеб объявлялись врагами народа, надлежали суду с осуждением на срок не менее 10 лет тюремного заключения с конфискацией имущества и изгнанию навсегда из общины. Все организации и учреждения обязывались "безоговорочно и немедленно" исполнять все распоряжения народного комиссара продовольствия, касающиеся продовольственных вопросов. Вот такими репрессивными мерами пыталось государство решить острейшую тогда продовольственную проблему. Весенние мероприятия 1918 г. получили, впоследствии, название политики военного коммунизма"1 [1 История государства и права России: Учебник для вузов. М. , 1997, с. 319. ] . Есть и иные точки зрени, менее известные. Однако все это многообразие взглядов укладывается в общую схему военного коммунизма как следствия начавшийся интервенции и гражданской войны и он не вызвался экономическими причинами, что это была вынужденная политика. В последние годы появились и другие взгляды на эту политику. Ряд исследователей утверждают, что была предпринята попытка осуществления марксисткой доктрины построения социализма в России. Другие ученые полагают, что в начале ряд мероприятий государства был вынужденным, но затем появился соблазн быстро осуществитть социалистические преобразования в стране: национализировать промышленность, ликвидировать эксплуататорские классы, товарно-денежные отношения, осуществить прямой продукто-обмен между государством и деревней и т. д. Вопреки устоявшемуся мнению, что декрет о продовольственной разверстке являлся ужесточением продовольственной диктатуры в стране, появилось мнение, что декрет являлся ослаблением этой диктатуры, т. к. содержал "изначальную данность, определенность государственных требований" и в этом смысле "разверстка явилась непосредственной ступенью" к натуральному налогу 1921 г.

Сторонники противоположной позиции перешагивают за рубеж 1918 г. и непосредственно связывают начало политики военного коммунизма с приходом партии большевиков к власти.

Несмотря на принципиальные различия, спор, по сути, исходит из одного корня–из признания Октябрьской революции и Советской власти качественно новым явлением в истории России, в истории всего человечества. Различие лишь в постановке плюса или минуса к этому общему мнению. Сторонники Октября считают его началом новой эры в развитии человечества. Противники–нарушением всех естественных норм общежития, началом образования тоталитарной системы, построенной на репрессиях, физическом и духовном терроре. В настоящее время уходящие в прошлое политические и идеологические страсти уступают место более взвешенному взгляду на события в России в начале XХ века. В вопросе о начале политики военного коммунизма выделяется мнение историка-меньшевика Н. Н. Суханова, который считал, что военный коммунизм был провозглашен сразу после Февральской революции с введением государственной хлебной монополии. Временное правительство ознаменовало начало своей деятельности по борьбе с продовольственным кризисом изданием 25 марта 1917 года постановления о государственной монополии на хлеб. По выражению Суханова, хлебная монополия была обязана своим появлением на свет руководителю экономического отдела меньшевистко-эсеровского исполкома Петроградского Совета В. Г. Громану, который "взял за горло кадета Шингарева (министра земледелия) и выдавил из него хлебную монополию". Закон о хлебной монополии обязывал владельцев предоставлять все имеющееся количество хлеба в распоряжение государства, за вычетом запаса, необходимого для собственных и хозяйственных нужд. Однако и этот энергичный шаг на ограничение прав частных собственников не дал ощутимых результатов, поскольку сохранившийся в нетронутом виде рынок промышленных товаров заставлял владельцев хлеба всеми неправдами саботировать государственные заготовки по твердым ценам. Ситуация требовала последовательного подчинения государственному регулированию и рынка промышленных товаров. Но на этот раз подошла пора топтания на месте буржуазному Временному правительству.

Правительство осознавало необходимость строгого регулирования всех сторон экономической жизни государства "с подчинением всех частных классовых и групповых интересов, каковы бы они ни были, кем бы они ни диктовались, интересам государства", - по заявлению самого Керенского. Но 16 мая 1917 г. Исполком Петросовета проголосовал за резолюцию, выработанную под руководством того же Громана, и содержащая программу "регулирующего участия государства" почти для всех отраслей промышленности в распределении сырья, готовой продукциии, фиксации цен и т. п. и которая не была принята Временным правительством, вследствие нажима промышленных кругов, стремящихся сохранить свои прибыли в неприкосновенности.

Временное правительство оказалось в принципе слишком подверженным влиянию буржуазии, чтобы возвысить национальный интерес над интересами отдельных классов и групп и повести активную политику государства регулирования. Поэтому для проведения очередного этапа объективно назревших мероприятий история приготовила новую политическую силу, не связанную, по выражению ее лидера, "уважением" к "священной частной собственности".

Новую точку зрения на сущность "военного коммунизма" дают авторы сборника "Политическая история: Россия-СССР-Российская Федераци". По их мнению, "с ленинских времен термину нэпа у нас принято обычно противопоставлять военный коммунизм и госкапитализм как нечто противоположное, но, на наш взгляд, военный коммунизм есть не что иное, как российская модель немецкого военного социализма или госкапитализма. В определенном смысле военный коммунизм был "западничеством", как система экономических отношений он был равен немецкому госкапитализма лишь с той существенной разницей, что большевикам удалось провести ее железом и кровью, при этом, плотно окутав пеленой коммунистической идеологии"1 [1 См. указ. Соч. с. 126. ]. Они проводят прямую параллель между мероприятиями, проводимыми буржуазно-юнкерским правительством в германии и ленинской моделью построения социализма в России: "Ленин утверждал, что государственно-монополистический капитализм полностью обеспечивает материальную подготовку социализма и между государственно-монополистическим капитализмом и социализмом "никаких промежуточных ступеней нет". 2 [2 там же с. 124. ]

Марксисткая природа "военного коммунизма", по их мнению, видна и в синхронности событий в России и в Германии. Х съезд РКП(б) принял решение о замене продразверстки продналогом 15 марта 1921 г. , а 14 апреля того же года германский министр земледелия внес в рейхстаг законопроект о регулировании сделок с зерном, который вскоре и был принят. В нем предусматривался переход от политики государственной монополии на торговлю хлебом–к продовольственному налогу. Они утверждают, что возникновение системы военного коммунизма–есть реализация на практике марксисткой теории, как в Германии, так и в России. В Германии государственная диктатура проводилась в рамках компромисса с буржуазией, юнкерством, прочими собственниками и рабочим классом без абсолютизации ее значения, с полным пониманием вынужденности и временности этой меры. А в России, постольку ее осуществляли иные политические силы, здесь была предпринята попытка использовать ее более масштабно, как инструмент перехода к новому общественному строю.

Вот что они пишут по этому поводу: "Захват большевиками политической власти в октябре 1917 года явился результатом потребности общества в радикальных государственных мероприятиях по разрешению вопросов о войне, снабжении населения продовольствием и урегулировании социально-экономических отношений. Первые мероприятия, первые декреты Советской власти по ограничению прав на частную собственность и огусударствованию важнейших отраслей народного хозяйства стали непосредственным естественным продолжением политики, наметившейся Временным правительством. Вместе с тем политика государственной централизации из объективной необходимости превратилась в военный коммунизм только тогда, когда ее начали проводить большевики, которые осознанно относились к ней ужу не как ко временной, вынужденной войной мере, но как к общественному принципу, фундаменту грядущего социалистического уклада. Поэтому не будет ошибкой считать символическим началом политики военного коммунизма именно прихода большевиков к власти, когда начала довлеть идеология господствующей партии"1 [1 там же с. 130] .

Глава II. Правовые акты государственной политики "военного коммунизма".

Итак, как уже отмечалось выше началом политики "военного коммунизма" большинство ученых традиционно считает январский декрет 1919 г. о введени продовольственной разверстки.

Однако, еще в 1917 г. Советским правительством были приняты два важнейших документа, определивших первый этап военно-комунистической политики в экономике. Кампания стихийной ликвидации частной собственности на промышленные предприятия была развязана Положением ВЦМК и СНК от 14(27) ноября о рабочем контроле, открывшим известный период так называемой "красногвардейской атаки на капитал". Ровно через месяц 14(27) декабря появился второй знаменательный акт–Декрет ВЦИК о национализации банков, который установил государственную монополию на банковское дело и подытожил почти двухмесячную борьбу народных комиссаров за овладение финансами России.

Установление рабочего контроля и национализация проходили при полной поддержке правительства. "Нам надо

было буржуазию раздробить, уничтожить в ее руках всякую собственность, поскольку всякую собственность она обращала в оружие против нас", - писал Луначарский.

Поощерялась стихия конфискации и репрессий против буржуазных специалистов на предприятиях. Ожидания, что сеть фабрично-заводских комитетов составит низшее звено общегосударственной системы управления предприятиями, совершенно не оправдались. На практике декрет о рабочем контроле имел главным образом тот результат, что рабочие коллективвы попытались немедленно разрешить свои материальные затруднения путем "проедания" финансовых счетов предприятий, не заботясь о дальнейшей судьбе производства. Фабзавкомы, соблазненные возможностью немедленного улучшения жизни рабочих, зачастую помогали администрации выкачивать свои капиталы из национализированных банков. К весне 1918 г. резко возросла безработица, началась остановка предприятий, углублялся продовольственный кризис в городах.

В обстановке охватившего страну экономического хаоса в января 1918 года все настойчивее стали раздаваться отчаянные призывы правительства: "Хлеба, хлеба, хлеба! Иначе Питер может околеть". Ленин обвинял питерских рабочих в "чудовищной бездеятельности” и требовал террора, растрела на месте для спекулянтов и укрывателей хлеба. Формировались специальные отряды для обысков, под их видом оживали шайки мародеров, воцарились преступность и самосуд. Но хлеба в городе не было. Необходимо было любой ценой наладить подвоз продовольствия.

Уже зимой 1918 года большевики вплотную подошли к идее введения жесткой продовольственной диктатуры, то есть основной упор в проведении государственной монополии на хлеб перемещали на вооруженное насилие и реквизиции. Первый опыт введения продовольственной диктатуры связан с именем Троцкого. После того как он был остранен от переговоров с германией и ее союзниками, 31 января Совнарком назначил его председателем Чрезвычайной комиссии по продовольствию и транспорту. Троцкий ввел строгие меры по борьбе со спекуляцией, установив, что в случае сопротивления "мешочники" расстреливаются на месте. Предпринимались попытки организации и посылки вооруженных отрядов в деревню для реквизиции продовольствия.

До Октября Ленин, исходя из интересов союза с революционно настороенным крестьянством, повторял, что партия большевиков не может задаваться целью "введения" социализма в мелкокрестьянской стране, однако после прихода к власти он явно пересмотрел ряд принципиальных политических установок. Позже Ленин признавал, что в конце 1917-начале 1918 года большевистской руководство предпалагало осуществление непосредственного перехода к социализму. От первого председателя ВСНХ Н. Осинского сохранились сведения о том, что в декабре 1917 года Ленин внес в президиум ВСНХ проект всеобщей национализации производства, в котором также предпалагалось объявить все акционерные предприятия собственностью государства, аннулировать все государственные займы, ввести трудовую повинность, приписать все население к потребительским обществам и т. п. , то есть в этом документе почти в полном обличии представала вся система военного коммунизма, которую удалось реализовать на практике лишь в 1920 году. В условиях развала государственного аппарата, разрыва традиционных хозяйственных связей, обесценивания денежных знаков насущная потребность извлечения продовольствия являлась не чем иным, как проблема товарообмена. 26 марта Совнаркомом был принят и стал ускоренно воплащаться в жизнь декрет об организации товарообмена. Но очень быстро обнаружилось, что товарообмена как раз и не было. Специальная инструкция Наркомпрода к декрету 26 марта фактически упраздняла его. Запрещался индивидуальный обмен с отдельными хозяйствами, зарещалась покупка хлеба у организаций. Товары должны были равномерно распределяться среди хлеба всей волостью или районом. Товар служил не орудием обмена, а премией неимущим крестьянам за содействие в выкачке хлеба. 27 апреля главный составитель компродовских декретов А. И. Свидерский сообщил сессии московских продовольственников о готовящихся проектах по организации крестьянской бедноты и продовольственных отрядов. Первый из них–Декрет ВЦИК и СНК от 13 мая о чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию–по сути, дублировал уже известное по семнадцатому году постановление Временного правительства о государственной хлебной монополии.

Декрет 15 мая и последовавшие в его развитие постановления об организации рабочих продотрядов, а также декрет от 11 июня об организации комитетов деревенской бедноты внесли качественно новый элемент в отношения государства и деревни. Цюрин 9 мая в докладе ВЦИКу откровенно заявил, что "у нас нет другого выхода, как объявить войну деревенской буржуазии, которая имеет значительные запасы даже недалеко под Москвой и не дает их ни голодающей Москве, ни Петрограду, ни другим центральным губерниям. Я желаю с совершенной откровенностью заявить, что речь идет о войне, только с оружием в руках можно получить хлеб”.

Разумеется, не все большевисткое руководство разделило столь радикальные взгляды. Основным оппонентом ленинского плана стала хозяйственная группировка Рыкова, который повторял в дискуссиях с Лениным, что вести экономическую политику штыком–это безумие. Во главе с ним составилась так называемая "продовольственная оппозиция" на хозяйственных руководителей, которая выдвинула альтернативу продовольственной диктатуре. Она заключалась в развитии собственно экономических отношений с деревней на основе товарообмена и гибкой политике цен. В обращении к Совнаркому оппозиция заявила, что ввиду крайней тяжелого положения необходимо признать нежелательной и крайней вредной". План вооруженного подхода и разжигание гражданской войны в деревне вызвал ожесточенное сопротивление и со стороны эсеро-меньшевистских представителей в Советах. Они предупреждали, что попытка решить продовольственный вопрос путем гражданской войны окончится таким же крахом, каким окончилась уже испробованная война в городе для промышленности.

Однако большинство ЦК большевиков приняло позицию Ленина, отрицавшую компромиссы с буржуазией. Продовольственная политика была тесно увязана с социально-политическими задачами борьбы с капитализмом, основной базой которого теперь были признаны зажиточные крестьяне.

Майско-июньское законодательство 1918 года и перенос центра тяжести классовой борьбы из города в деревню, явившееся логическим следствием и продолжением всей политики предшествующего этапа, наиболее решительно продвинули общество в сторону военного коммунизма. Провозгласив хлебную монополию незыблемой, государство было вынуждено приводить в соответствие с ней остальные отрасли народного хозяйства. 28 июня 1918 г. был принят декрет о национализации всей крупной и части средней промышленности. Не менее закономерным явилось другое важнейшее событие этого периода. В конце мая выспыхнул мятеж Чехославацкого корпуса, который стал сигналом и опорой для объдинения всех антисоветских сил на востоке России и положил начало регулярной гражданской войне с образованием фронтов и вовлечением в военние действия широких масс населения. Чехославацкое выступление было встречено сочувственно и активно поддержано большинством крестьянства Поволожья и Урала. Летом 1918 года, наряду с организацией обороны на Восточном фронте, советское правительство проводило кампанию по отправке в провинцию продовольственных отрядов и организации комитетов бедноты. По декрету от 11 июня 1918 г. они становились единственной реальной властью на уровне волостей, села или деревни и имели широкие полномочия и нередко свои вооруженные отряды. К концу 1918 г. численность продотрядов насчитывает 26 тыс. человек.

Следующим этапом стало проведение в жизнь декрета от 13 мая1 [1 по другим источникам этот декрет датируется 9 мая 1918 г. ]о продовольственной диктатуре. Нарком продовольствия А. Цюрупа получает чрезвычайные полномочия. В результате этого декрета постановлениями Наркомпрода крестьянскому населению устанавливались нормы душевого потребления–12 пудов зерна, 1 пуд крупы на год и т. д. Весь хлеб сверх указанных норм получил название "излишки" и подлежал отчуждению. Следствием такого порядка, сразу же возникла проблема учета излишков.

В качестве такой отмычки вводилась система подворного учета. Но крестьянин не спешил в исповедальню к продкомиссару, комбеды, которые были в основном озабочены своими собственными имущественными делами, также оказались плохой подмогой. Свидетели и участники этой кампании константировали повсеместный провал попыток подворного учета.

За июнь и первую половину июля продовольственные отряды собрали только 2045215 пудов хлеба (как самый минимум требовалось в сто раз больше); с июня по декабрь 1918 года было всего заготовлено около 60 млн. пудов, которые удалось получить несоразмерной ценой посословного возмущения и волны крестьянских волнений. Этим нельзя было накормить ни город, ни армию, в создании которой возникла большая потребность для большевиков. "Вооруженный поход в деревню" потерпел полный крах. Уже в начале августа Ленин в ряде выступлений и обращений подчеркивает , что " с средним крестьянством социалистическое правительство обязано проводить политику соглашения". 17 августа появляется "строжайший" циркуляр за подписью Ленина и Цюрупы всем губсовдепам и продкомам, в котором в завуалированной форме указывалось на хаос, внесенный комбедами в жизнь деревни, и подчеркивалось что Советская власть всегда "стремилась и стремится к удовлетворению нужд среднего крестьянства, наряду с нуждами городских рабочих и деревенской бедноты". Именно в августе 1918 г. начинается перемена курса большевиков со средним крестьянством, нашедшая свое официальное выражение в марте1919 года в резолюции YIII съезда РКП(б). Но еще в декабре 1918 г. на YI съезде Советов было решено упразднить комбеды.

Первые числа августа были отмечены целой серией декретов и постановлений, призванных внести в государственную продполитику элементы соглашения с крестьянством. В частности, были утроены твердые цены на хлеб, а 5 августа издается декрет об обязательном товарообмене в хлебных губерниях, по которому продорганы обязывались компенсировать часть сдаваемого крестьянами хлеба промышленными товарами.

Однако, 30 августа был тяжело ранен Ленин, убиты Володарский и Урицкий. В ответ на покушения 2 сентября ВЦИК постановил: "на белый террор врагов рабоче-крестьянской власти рабочие и крестьяне ответят массовым красным террором против буржуазии и ее агентов". Объявление красного террора явилось результатом общего поворота ленинской политики, начавшегося в августе 1918 года. Еще 6 августа в серии декретов СНК "На борьбу за хлеб" провозгласило: "Ответом на предательство и измену "своей" буржуазии должно послужить усиление беспощадного массового террора против контрреволюционной части её". Осенью 1918 года встала перед правительством проблема не просто в том, чтобы накормить город, но накормить путем централизованного снабжения. Продотряды были упразднены, а запасы хлеба растекались в миллионах мешков легальных и нелегальных коммивояжеров. 21 ноября 1918 года Совнарком принял декрет об организации снабжения, который упразднил остатки частнотоварного аппарата и возложил на комиссариат продовольствия обязанность заготовки и снабжению населения всеми продуктами личного потребления и домашнего хозяйства. Тем самым планировалось нанести сокрушительный удар нелегальному товарообмену и торговле.

После национализации банков, промышленных предприятий и введения продовольственной диктатуры декрет от 21 ноября, по сути, завершил в основе законодательное оформление военно-коммунистического здания, несмотря на то, что вплоть до 21 года это здание продолжало достраиваться и доводиться до казарменного совершенства. Для 1918 года еще рано говорить о системе военного коммунизма, пока это была только политика военного коммунизма, сумма государственных заявок на всеобъемлющую монополию, не подкрепленных реальным механизмом производства и распределения продуктов.

С 11 января 1919 года декретом Совнаркома вводится продразверстка на хлеб и фураж. "Мы решили, - писал Ленин, - что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, -и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение".

21 января Совнаркомом был принят декрет, составленный на основе резолюции ВЦИК, в котором наряду с подтверждением государственной монополии на хлеб, сахар, чай, соль декларировалось разрешение временной свободной торговли на все остальные продукты питания, разрешалось широкое привлечение кооперации к заготовкам и использование премиальной системы. Далее состоялись договоры с различными кооперативами на заготовку других продуктов: картофеля, овощей, рыбы и т. п. Новые веяния в экономической политике перенеслись из сферы сельского хозяйства в промышленность. СНХ разрабатывал проект выдачи концессии иностранному капиталу на постройку Великого Северного железнодорожного пути. Таким образом, большевики встречали весну 1919 года с установками, полными противоречий, оставалось только угадывать, в какую сторону начнется распутываться этот клубок.

18-23 м арта в Москве проходил YIII съезд РКП (б), принявший новую программу партии, целью которой проозглашалось построениесоциализма.

Особое решение съезд вынес по крестьянскому вопросу. Было выработано новое направление социальной политики в деревне: переход от нейтрализации середняка к поиску союза с ним. Решения съезда по крестьянскому вопросу отразили тот факт, что к этому времени значительная часть крестьянства выступила против большевисткого режима. Это было связано прежде всего с насильственной и жестко проводившейся продовольственной разверсткой. Так, за 1918-первую половину 1919 г. произошло 340 крестьянских восстаний. В Тамбове был создан "Союз трудового крестьянства", где в феврале 1921 года в мятеже участвовало 30 тыс. человек. И лишь после прекращения продовольственных разверсток, отзыва продотрядов, налаживания снабжения крестьян семенами востание пошло на убыль. Наиболее крупным крестьянским восстанием было движение на Укараине под руководством Н. И. Махно. 1 [1 см. ]

В течение 1919 года политика постепенно распутывается в сторону укрепления военного коммунизма. Несмотря на неоднократные грозные окрики со стороны Наркомпрода губернские продкомиссары чинили всяческие препятствия кооперативным организациям в заготовке продовольствия, Кооперативы действовали в условиях жестко противодействия властей, что в начале существенно снижало эффективность их работы, а в последствии свело ее к нулю. Многие продовольственники сами хотели полностью контролировать хлебный оборот. Под их давлением Наркомпрод в мае 1919 года решил временно в качестве исключительной меры допустить индивидуальный товарообмен. Однако начавшийся товарообмен столкнулся с проблемой оскудевших товарных запасов, но главное, вызвал волну протестов и угроз со стороны беднейшей части крестьянского населения, не забывших вкус власти.

Приказом Цюрупы с 1 августа были прекращены всякие эксперименты с индивидуальным товарообменом. Новый декрет СНК от 5 августа 1919 года распространял декреты о коллективном товарообмене годичной давности на всю территорию Советской Республики на все виды продуктов и сырья. Во главу угла ставилось исключительно принуждение. Это означало конец попыток налаживания экономических отношений с крестьянством и превращение заготовок продовольствия в простую натуральную повинность, обеспечиваемую вооруженными силами наркомпрода.

На YIII партконференции и YII Всероссийском съезде Советов, состоявшихся в начале декабря 1919 года складывается оппозиционное крыло большевиков ЦК. Лидер группировки "децистов" Т. В. Сапронов выступил с платформой "демократического централизма", которая предусматривала частичное возращение Советским органам реальной власти на местах, ограничение произвола центральных учреждений, и выступившая против сложившейся жесткой централизованной системы управления. Она одержала победу и на YII съезде Советов.

В начале 1920 года волна оппозиционного настроения по отношению к экономической политике ЦК и Совнаркома захватила также руководство ВСНХ. Член Президиума ВСНХ Ю. Ларин возглавил группу работников, которая подготовила проект перехода от продразверстки к "комбинированной" системе, предполагавшей наряду с сохранением принудительного отчуждения части продуктов у крестьян широкое использование товарообмена по рыночным эквивалентам. Тем самым в менее равзитой форме предвосхитив первоначальную формулу нэпа, данную через год на Х съезде РКП (б).

IХ съезд РКП (б), состоявшийся 29 марта-5 апреля 1920 года, явился очередным этапом в совершенствовании военно-коммунистической системы. В первую очередь его главнейшие решения о милитаризации промышленности и транспорта тяжелым бременем легли на рабочий класс. Курс IХ съезда означал усиление государственного принуждения во имя строительства социализма. В этот заключительный период военного коммунизма идея непосредственногоперехода к социализму военно-коммунистическими методами начинает наиболее очевидно давлеть в планах и политике большевиков, вопреки уже ясно определившейся общественной потребности в новом курсе.

Ставка руководства на принудительные методы, курс на истребление рыночных отношений и т. д. приходят в открытое противоречие с интересами подавляющей части общества.

К лету 1920 года потребность в изменении продовольственной политики стала на местах настолько очевидной, что даже в консервативной среде продовольственных комиссаров появляется множество сторонников отмены продовольственной диктатуры. Это показало состоявшееся в июне-июле 2-е Всероссийское продовольственное совещание. До конца 1920 года среди руководства идут дискуссии по поводу дальнейшей политики. К началу 1921 года становится очевидным, что назрела необходимость ее радикального изменения. К февралю относятся первые мероприятия по сворачиванию продразверстки, которые получили свое официальное выражение в резолюции Х съезда РКП (б) от 15 марта "О замене разверстки натуральным налогом", ознаменовавшей переход от военно коммунизма к новой экономической политике.

    * * * * *

Итак, в научной литературе "военный коммунизм", само явление, так и его правовая природа оцениваются исследователями достаточно разнообразно и крайне противоречиво. Тем не менее, можно константировать, что система военного коммунизма складывалась как модель огосударствления хозяйства страны, определяемая, во-многом, как потребностями военного времени, так и идеей создание социалистического государства в стране победившего Октября. В настоящей работе дан анализ наиболее важных правовых актов, так сказать формировавших общую политику государства в этот период. Естественно, требуется наиболее глуокое изучение правовых источников эпохи "военного коммунизма", но ввиду ограниченности объема, сделать это не представляется возможным.

    ЛИТЕРАТУРА:
    История государства и права России. М. , 1994
    Исаев И. А. История государства и права России. М. , 1994

История отечественного государства и права. Часть I. М. , 1996

    История России: ХХ век/под ред. А. И. Сахарова. М... 1996

История государства и права России: Учебник/под ред. Ю. П. Титова. М. , 1997

История Отечества в документах. 1917-1993. ч. 2. 1921-1939. Сост. Л. И. Ларина. М. , 1994

Политическая история: Россия-СССР-Российская Федерация. В 2-х т. Т. 2. М. ,1996

    Тимошина Т. М. Экономическая история России. М. , 1998

Хрестоматия по истории Росии первой половины ХХ в. М. , 1994. Курсовая Работа

    Студента 1ого Курса
    Юридического Факультета им. М. М. Сперанского
    Оганова Александра Георгиевича
    На тему:
    “Правовая Природа Военного Коммунизма”
    Предмет: История Государства и Права России
    Научный руководитель: Лаптева Л. Е.
    21. 04. 99



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»