курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Страхование внешнеэкономических рисков

курсовые работы

Страхование внешнеэкономических рисков

Министерство науки и образования Украины

Университет Экономики и Управления

Реферат

По дисциплине: «Страхование»

На тему: «Страхования внешнеэкономических рисков»

Выполнила:

студентка 422 группы

Валеева Дарья

Симферополь

2008

Сфера страхования внешнеэкономических рисков

Динамическое развитие экономики Украины невозможно без активной внешнеэкономической деятельности государства и самих предприятий. От того, насколько успешно Украина и ее субъекты хозяйствования будут осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность, будет зависеть их дальнейшее эффективное развитие, расширение рынков сбыта, получение новых технологий и прибыли, обмен опытом, интеграция в международную систему производства, ВТО и Евросоюз.

В то же время выход предприятий на внешние рынки приводит к возникновению множества рисков (имущественных, финансовых, политических, валютных), которые трудно предусмотреть или совсем невозможно спрогнозировать их последствия.

Страхование внешнеэкономических рисков -- это комплекс видов страхования, которые обеспечивают защиту имущественных интересов предприятий во время проведения различных форм международных операций. К внешнеэкономическому страхованию относятся следующие основные виды:

- страхование экспортных обязательств -- неисполнение зарубежным контрагентом договорных обязательств из-за собственной неплатежеспособности или по различным, не зависящим от него причинам политического характера;

- страхование имущественных рисков -- строений, сооружений, грузов, транспортных средств, строительно-монтажных рисков, международных промышленных выставок и т.д.;

- страхование валютных рисков -- предусмотрение контрактом валютных предостережений.

В целом риски внешнеэкономической деятельности можно разделить на две основные группы. К первой относятся риски, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью контрагента (его платежеспособность, кредитные обязательства, максимальный товарный кредит, предоставленный ему другими фирмами, приблизительные размеры операций и вероятность оплаты от него) и торговый риск, который возникает в результате разногласий между продавцом и покупателем в вопросе о соответствии товара условиям торгового соглашения.

Вторая группа рисков объединяет разновидности политического риска (военные действия, революции, государственный запрет на платежи за границу, консолидация долгов, национализация, конфискация, неплатеж продавца -- государственной организации, прекращение импортной лицензии, введение эмбарго и т.д.).

Целью страхования экспортных операций является:

- при страховании экспортных кредитов -- защита финансовых учреждений от возможных потерь в связи с финансированием экспортных кредитов;

- при страховании экспортных контрактов -- защита отечественных предприятий от потерь при выполнении экспортного контракта или перед отправкой товаров, или перед предоставлением услуг, или же после отправления (риск кредитных обязательств);

- при страховании инвестиций за границу -- защита отечественных предпринимателей от потерь при реализации инвестиционных проектов за границей.

В современной международной торговле свою эффективность подтвердила государственная поддержка экспорта, которая осуществляется через экспортные кредитные агентства (ЭКА), -- учреждения для страхования экспортных политических и коммерческих рисков и предоставления гарантий. Мировую известность приобрели такие экспортно-кредитные учреждения, как Эксимбанк США, общество «Гермес» (Германия) и т.д. На сегодняшний день ЭКА функционируют более чем в 70 странах мира и практически во всех странах Западной Европы. Украина при этом остается едва ли не единственной европейской страной, которая не имеет механизма государственной поддержки страхования экспорта.

Сущность и специфика страхования экспортно-импортных

кредитов

Страхование экспортных кредитов еще в 50-е годы приобрело большое значение в связи с далеко ушедшим разделением труда в области внешней торговли. Производитель и предприниматель стремились сосредоточить все свое внимание на избранной ими отрасли хозяйственной деятельности, не сдвигая его в область кредитного риска, возникающего при кредитовании иностранного покупателя.

Сущность этого вида страхования заключается в том, что страховая организация берет на себя определенную долю возможного риска, т.е. окончательного убытка от страхуемой сделки. Она выдает страховой полис на точно установленную сумму застрахованного кредита с указанием срока кредитования и доли риска (обычно от 60 до 85%), которую берет на себя страховщик. Размер страховой премии, взимаемой последним, зависит от размера страховых операций, формы кредита, его срока, положения экспортера и производителя в коммерческой среде и экономического состояния страны импортера. Поэтому шкала премиальных ставок по страхованию кредита колеблется в массе вокруг определенных средних норм, имея крайние отклонения -- от 0,2% до 10% застрахованной суммы.

При страховании экспортных кредитов экспортер получает следующие выгоды:

помощь специалистов по оценке надежности потенциального партнера при выходе на новые рынки;

постоянное наблюдение за финансовым состоянием иностранных клиентов и своевременное информирование об их финансовом состоянии;

возможность увеличить число клиентов и объем продаж;

возможность повышать конкурентоспособность за счет применения более гибких форм оплаты (рассрочка платежа);

возможность экспортировать непосредственно конечным потребителям, минуя надежных оптовиков-посредников, что увеличивает прибыльность операций.

Страхование коммерческих кредитов увеличивает экспортные возможности предприятий в несколько раз. При этом страхование является очень экономичным способом обеспечения надежности внешнеторговых операций.

Во внешнеэкономической деятельности часто встречается риск неплатежа иностранного партнера. Для повышения гарантии платежа, наряду с применением различных его способов и форм расчетов (предоплата, документально подтвержденный аккредитив), широко применяется страхование дебиторской задолженности. Цель этого вида страхования - гарантировать экспортерам своевременность оплаты за поставленный товар со стороны иностранного контрагента.

Объектом страхования являются коммерческие кредиты экспортера-страхователя импортерам-контрагентам. Коммерческие кредиты в соответствии с условиями контракта предоставляются в виде товарного кредита или оказания услуг в кредит с подтверждением счетами страхователя к получателю (надлежащим образом оформленными счетами-фактурами, выставленными для оплаты иностранному контрагенту). Возможны два варианта страхования экспортера:

- на случай несостоятельности (банкротства) иностранного покупателя;

- страхование риска задержки платежа до наступления фактической несостоятельности.

Страхование риска задержки платежа обычно предоставляется по гораздо меньшему количеству стран.

Страховым случаем, в результате наступления которого страховщик обязан выплатить страховую сумму, является несостоятельность контрагента страхователя либо задержка платежа после определенного периода, так называемого периода ожидания.

Страхование экспортных кредитов предполагает долгосрочное сотрудничество страховой компании и экспортера. Это означает выдачу страховой компанией годовых генеральных полисов, которые обеспечивают страховое покрытие всех заключаемых контрактов в течение этого периода. При этом страхователь-экспортер, по результатам предварительных переговоров с иностранным контрагентом, сообщает страховой компании сумму, на которую контрагент готов приобрести товары и услуги, а страхователь имеет возможность осуществить поставку на условиях коммерческого кредита. Страховщик проверяет платежеспособность иностранного партнера экспортера и по результатам проверки выносит кредитное решение, которое может подтвердить запрошенную сумму, уменьшить ее до приемлемого для страхования уровня или приравнять к нулю (т.е. отказать в страховании кредита, оставить его без обеспечения полисом).

Страхование прочих рисков внешнеэкономической деятельности

В практике внешнеэкономической деятельности основ-ные вопросы страхования связаны с транспортировани-ем различных товаров и услуг.

Современная внешняя торговля и морские перевоз-ки не могут обходиться без страхования. В большин-стве случаев договор страхования является неотъемле-мой частью торговой сделки. Вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование, решается при заклю-чении этих сделок. В международной торговле при всем многообразии ее форм выработаны основные условия торговли теми или иными товарами и соответствую-щие им виды торговых контрактов. В этих контрактах предусматривается механизм образования цены това-ра и действия, принимаемые на себя сторонами в этой сделке. Наиболее распространены четыре основных типа торговых сделок, обозначаемых аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.

Сделка СИФ получила свое название от начальных букв английских слов: стоимость товара, страхование и фрахт (cost, insurance, freight). Это особый вид кон-тракта, в котором на специальных основаниях реша-ются основные вопросы купли-продажи: момент пере-хода на покупателя риска случайной гибели, повреж-дения или передачи товара, добросовестного действия продавца; порядок расчетов и другие вопросы. При продаже товара на условиях СИФ продавец обязан доставить груз в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, застра-ховать груз от морских рисков на все время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю и выслать по-купателю все необходимые документы об отправке. При сделке СИФ от продавца не требуется физической пе-редачи товара покупателю, достаточно пересылки ему всех товаросопроводительных документов при этой сделке. Имея документы, покупатель может распоря-жаться дальнейшей судьбой груза до его получения.

В 1936 г., а затем в 1956, 1980 и 1990 гг. Международ-ная торговая палата проделала большую работу по уни-фикации неофициальной кодификации и интерпретации условий международных торговых контрактов, сложив-шихся обычаев, общепринятых толкований, распрост-раненных внешнеторговых терминов и коммерческих по-нятий. В результате этой работы вышел сводный спра-вочный материал, именуемый «Инкотермс 1990» (доку-мент Международной торговой палаты № 350), который находит широкое применение в практике международ-ной торговли, в том числе и при сделках на условиях СИФ. До 1980 г. «Инкотермс 1980» выходил в редакци-ях 1936,1953,1967,1976 гг. За эти годы в правила вноси-лись изменения и дополнения, учитывающие складыва-ющуюся практику международной торговли. «Инко-термс 1990» имеет целью установить единообразные международные правила по толкованию наиболее важ-ных терминов и понятий, применяемых в договорах куп-ли-продажи во внешней торговле. Как уже отмечалось выше, правила эти необязательны к применению, но к ним все чаще прибегают участники торговых сделок, предпочитающие ясные, единообразные международные правила тем различным неопределенным толкованиям одних и тех же терминов, существующих еще до настоя-щего времени в различных странах и могущих привести к недоразумениям и спорам, сопровождающимся поте-рей времени и денежных средств. Правила «Инкотермс 1990» еще не смогли установить единообразного толко-вания по некоторым понятиям и терминам, поэтому они в таких случаях рекомендуют пользоваться установив-шимися обычаями портов отгрузки и выгрузки.

Сделка КАФ получила свое название от начальных букв английских слов: стоимость и фрахт (cost and freight). По сделке КАФ, продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назна-чения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования лежит на покупателе.

Сделка ФОБ получила свое название от английско-го выражения «свободно на борту» (free on board). По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать по-купатель, обычно от внутреннего пункта до порта по-грузки и далее до конечного пункта назначения.

Сделка ФАС-- от английского выражения «свободно вдоль борта, или свободно вдоль борта судна» (free alongside ship). Содержание сделок на условиях ФАС аналогично условиям ФОБ, с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно и товар переходит на риск покупателя с момента пересе-чения борта судна, а по сделке ФАС -- продавец доставля-ет груз на причал к борту судна и дальнейшая ответствен-ность за груз с него снимается.

Достаточно распространенными видами страхования имущества, грузов, средств транспорта являются «карго» и «каско». Такие виды оформляются с помощью договоров морского страхования на основании письменного заявления страхователя, в котором должны быть указаны: точное наименование груза, род упаковки, число мест, масса груза, номер и даты коносаментов или других перевозочных документов; наименование, год постройки, флаг и тоннаж судна; способ размещения груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпью, наливом); пункты отправ-ления, перегрузки и назначения груза; дата отправки суд-на, страховая сумма груза, условия страхования.

Перечисленные выше виды страхования в той или иной модификации соответствуют стандартным условиям Ин-ститута лондонских страховщиков, которые именуются:

- с ответственностью за все риски;

- с ответственностью за частную аварию;

- без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.

Им соответствуют разработанные группы тарифных ставок. При этом существует ряд условий страхования, самое распространенное -- «условие с ответственностью за все риски», хотя и здесь есть исключения, при которых риски не страхуются или страхуются за дополнительную плату. Еще условия, это: условие страхования с ответ-ственностью за частную аварию (оговаривается твердый перечень страхуемых рисков), и условие страхования без ответственности за повреждения, кроме случаев круше-ния (по перечню страховых случаев, при которых подле-жат оплате убытки). В страховании перевозок все аварии классифицируются как аварии общие и аварии частные. Страховщики несут ответственность за убытки только в пределах страховой суммы. Наличие страхового случая подтверждается целым рядом специальных документов, в т.ч. аварийными сертификатами, морским протестом, выписками из судового журнала (если речь идет о морс-ких перевозках), актами экспертизы и другими документа-ми, составленными в соответствии с законом.

Литература

1) Соловйова О.А. Перспективи розвитку страхування у сфері зовнішньоекономічної діяльності. //Фінанси України, №5 -2005., с. 122.

2) Сушко Р.В., Ретинський А.А. Оцінка результатів діяльності страхових компаній. //Фінанси України, №6 -2002., с. 127.

3) Татарина Т.В. Перестрахування в розвитку міжнародного співробітництва. //Фінанси України, №11 -2001., с. 127.

4) Фурман В.М. Страхування та його роль у соціально-економічних процесах. //Фінанси України. №8 -2005., с. 145.

5) Фурман В.М. Страхування ризиків зовнішньоекономічної діяльності суб'єктів господарювання. //Фінанси України, №4 -2004., с. 120.

6) Фурман В.М. Організація маркетингової служби страхової компанії. //Фінанси України, №9 -2004., с. 125.

7) Фурман В.М. Страховий ринок України: стан, проблеми розвитку та шляхи їх розв'язання. //Фінанси України, №12 -2004., с. 131.

8) Ширинян А.С., Ширинян Л.В. Вплав тарифу на фінансову стійкість страхових компаній. //Фінанси України,. №4 -2004., с. 111.

9) Ширинян А.С., Ширинян Л.В. Про мінімальний статутний фонд невеликих страхових компаній. //Фінанси України, №11 -2004., с. 134.

10) Хавтур О.В. Концептуальні засади страхування. //Фінанси України, №2 -2004., с. 139.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»