курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Страхование, валютные системы, околобанковская система РФ

курсовые работы

Страхование, валютные системы, околобанковская система РФ

18

Содержание

1. Сущность и значение страхования

2. Валютные системы

3. Околобанковская система РФ

Список использованной литературы

1. Сущность и значение страхования

Страхование -- экономическая категория, являющаяся основной частью финансов. Экономическая сущность страхования связана с созданием целевых денежных фондов, которые формируются за счет денежных взносов юридических и физических лиц, с последующим их использованием на возмещение ущерба, причиненного стихийными бедствиями и иными обстоятельствами. Формирование целевых фондов страхования, компенсация материальных потерь юридических и физических лиц осуществляется с помощью экономических отношений посредством оборота денежных средств. Практически это перераспределительные отношения, возникающие в процессе формирования и использования фондов денежных средств, которые выражаются через страхование как финансовую категорию.

В Законе РФ о страховом деле страхование определяется как отношения по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий), а также за счет иных средств страховщиков. В более широком понимании страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую создание за счет средств организаций, населения, государства и муниципальных образований специального резервного фонда денежных средств и его использование для возмещения ущерба, потерь, вызванных непредвиденными событиями, несчастными случаями, стихийными бедствиями и другими неблагоприятными явлениями, а также для выплаты гражданам страхового обеспечения при наступлении различных событий в их жизни (достижение определенного возраста, утрата трудоспособности, смерть и т. д.). Объектами страхования могут выступать: жизнь, здоровье людей; имущество граждан и предприятий; транспортные средства, грузы; риски; ответственность.

В страховании обязательно наличие двух сторон -- страховщика и страхователя. В качестве страховщика выступает государственная, акционерная либо другая страховая организация, ведающая созданием и использованием фонда страхования. В качестве страхователей выступают юридические лица любой формы собственности (государственной, муниципальной, кооперативной, акционерной, частной и физические лица).

Страхование имеет характерные черты:

целевое назначение аккумулированных средств в фондах. На практике существуют три основные формы страховых фондов: фонд самострахования (или его модификация -- фонды риска); централизованные общегосударственные резервные фонды; фонды страхования (страховщиков). Они расходуются лишь на покрытие потерь (предоставление помощи) при наступлении заранее оговоренных случаев;

вероятностный характер отношений, поскольку заранее не известно, когда наступит соответствующее событие, какова будет его сила и кого из страхователей она затронет;

возвратность средств, так как они предназначены для выплат всей совокупности страхователей (но не каждому страхователю в отдельности).

Главный побудительный мотив страхования -- это рисковый характер общественного производства и жизни чело века. В процессе общественно-экономического развития существует вероятность риска разрушительного воздействия стихийных сил природы и деятельности самого человека в процессе воспроизводства.

Страхование является основным методом снижения степени риска неблагоприятного исхода при наступлении определенных событий, на случай которых оно и проводится.

Страховые риски бывают имущественные, финансовые, экономические, политические, природные. Имущественный риск -- возможность случайной гибели или повреждения имущества от пожара, наводнения, землетрясения и других бедствий. Финансовый риск -- риск в кредитной сделке, риск, связанный с непредвиденным ростом издержек обращения, затрат производства вследствие инфляционного процесса и др. Экономический риск -- возможность понесения потерь вследствие случайного характера принимаемых решений или совершаемых сделок. Например, в инвестиционной сфере риск экономический -- это вероятность понести убытки в результате вложения капитала в неперспективный объект, а также в ценные бумаги (акции, облигации). Риск политический -- опасность, угрожающая субъекту со стороны государственных органов или организованных групп по политическим мотивам. Политический риск включает, в частности, военные действия, народные волнения, запрет на торговые и валютные операции и др. К природным рискам относятся такие явления, как засуха, наводнение, градобитие и др.

Вышеуказанные риски могут нанести определенный ущерб человечеству. Ущерб может быть не только имущественным, связанным с убытками в материальной сфере, но и физическим -- в виде несчастного случая. Поэтому человечество всегда стремится к страхованию рисков как наиболее экономичному способу защиты своих интересов.

Роль страхования проявляется в следующих основных направлениях:

* снижении степени риска неблагоприятного исхода операций;

экономической стабильности за счет возмещения ущерба и потерь;

участии временно свободных средств страховых фондов в инвестиционной деятельности;

пополнении доходов государственного бюджета за счет части прибыли страховых организаций.

Таким образом, страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры, оно непосредственно затрагивает интересы общества и хозяйствующих субъектов, обеспечивая защиту их интересов.

Страхование играет определенную роль в общественном воспроизводстве. Как известно, стихийные бедствия, несчастные случаи могут нарушить процесс воспроизводства на любой стадии, в любой сфере. Особенно часто подвержено воздействию стихийных сил природы сельскохозяйственное производство.

В борьбе с ущербом от стихийных бедствий и несчастных случаев в общественном производстве используются три группы методов: превентивные, репрессивные и компенсационные.

Под превентивными методами борьбы с ущербом понимаются мероприятия, направленные на предупреждение нежелательных событий (например, противопожарные мероприятия, мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями). Эти мероприятия проводятся с целью снижения риска, поскольку не допустить ущерб всегда выгоднее, чем возмещать его. Общество заинтересовано в проведении предупредительных мероприятий, в уменьшении риска. Но для этого возникает потребность в создании резервных фондов.

Репрессивные мероприятия направлены на подавление нежелательного события (например, на борьбу с пожаром, наводнением, ураганом и т. д.). Для финансирования репрессивных мероприятий требуется создание резервных фондов.

К мероприятиям компенсационного порядка относится страхование, которое компенсирует часть ущерба или весь ущерб в денежной форме из страхового фонда. Таким образом, страхование позволяет уменьшить зависимость общественного производства от стихийных бедствий, несчастных случаев. Страховая защита охватывает все элементы производительных сил: средства труда (основные фонды, оборудование), предметы труда (сырье, материалы, товары) и рабочую силу. Страхование в Российской Федерации получило развитие в различных формах и видах.

2. Валютные системы

Валютный рынок представляет собой официальный финансовый центр, где сосредоточена купля-продажа валют и Ценных бумаг в иностранной валюте на основе спроса и предложения и определяется курс иностранной валюты относительно денежной единицы данной страны. Безусловно, валютный рынок является частью финансового рынка страны, существующего наряду с другими видами рынка, такими, как рынок ценных бумаг, учетный рынок, рынок краткосрочных кредитов и т. д. Однако в отличие от других видов рынка валютный рынок имеет свои особенности:

не имеет четких географических границ;

не имеет определенного места расположения;

функционирует круглосуточно;

на нем может действовать неограниченное число участников;

* обладает высокой степенью ликвидности.

Основными участниками валютного рынка являются банки и другие финансовые учреждения, брокеры и брокерские фирмы, а также другие участники.

Участники первой группы (банки и другие финансовые учреждения) осуществляют валютные операции как в собственных целях, так и в интересах своих клиентов.

Вторую группу участников составляют специализированные брокерские и дилерские организации, которые кроме проведения собственно валютных операций осуществляют информационную и посредническую функции.

Третья группа участников включает финансовые небанковские учреждения, юридических и физических лиц, лично не осуществляющих валютные операции, а пользующихся услугами банков, т. е. услугами первой группы.

Валютный рынок состоит из множества национальных валютных рынков, которые в той или иной степени объединены.

В зависимости от объема, характера валютных операций и количества используемых валют различают мировые, региональные и национальные валютные рынки.

Ни мировых валютных рынках осуществляются сделки с валютами, широко используемыми в мировом платежном обороте.

На региональных валютных рынках осуществляются операции с определенными конвертируемыми валютами.

Национальный валютный рынок -- это рынок, где совершается ограниченный объем сделок с определенными валютами и который обслуживает валютные потребности одной страны.

Валютный рынок представляет собой преимущественно межбанковский рынок. С точки зрения институциональной структуры, межбанковский рынок иностранной валюты подразделяется на два основных сектора:

биржевой;

внебиржевой.

На биржевом секторе валютного рынка операции с валютой совершаются через валютную биржу. Валютная биржа -- это некоммерческое предприятие, действующее на основании устава биржи. Основная функция валютной биржи заключается в мобилизации временно свободных денежных и валютных средств через куплю-продажу иностранной валюты и в установлении валютного курса.

На внебиржевом валютном рынке сделки по купле-продаже иностранной валюты заключаются непосредственно между банками, а также между банками и клиентами, минуя валютную биржу. К главному достоинству внебиржевого валютного рынка относится более высокая скорость расчетов, чем при торговле на валютной бирже.

Биржевой и внебиржевой валютные рынки взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Валютный рынок представляет собой официальный финансовый центр, где сосредоточена купля-продажа валют и Ценных бумаг в иностранной валюте на основе спроса и предложения и определяется курс иностранной валюты относительно денежной единицы данной страны. Безусловно, валютный рынок является частью финансового рынка страны, существующего наряду с другими видами рынка, такими, как рынок ценных бумаг, учетный рынок, рынок краткосрочных кредитов и т. д. Однако в отличие от других видов рынка валютный рынок имеет свои особенности:

не имеет четких географических границ;

не имеет определенного места расположения;

функционирует круглосуточно;

на нем может действовать неограниченное число участников;

* обладает высокой степенью ликвидности. Основными участниками валютного рынка являются банки и другие финансовые учреждения, брокеры и брокерские фирмы, а также другие участники.

Участники первой группы (банки и другие финансовые учреждения) осуществляют валютные операции как в собственных целях, так и в интересах своих клиентов.

Вторую группу участников составляют специализированные брокерские и дилерские организации, которые кроме проведения собственно валютных операций осуществляют информационную и посредническую функции.

Третья группа участников включает финансовые небанковские учреждения, юридических и физических лиц, лично не осуществляющих валютные операции, а пользующихся услугами банков, т. е. услугами первой группы.

Валютный рынок состоит из множества национальных валютных рынков, которые в той или иной степени объединены.

В зависимости от объема, характера валютных операций и количества используемых валют различают мировые, региональные и национальные валютные рынки.

Ни мировых валютных рынках осуществляются сделки с валютами, широко используемыми в мировом платежном обороте.

На региональных валютных рынках осуществляются операции с определенными конвертируемыми валютами.

Национальный валютный рынок -- это рынок, где совершается ограниченный объем сделок с определенными валютами и который обслуживает валютные потребности одной страны.

Валютный рынок представляет собой преимущественно межбанковский рынок. С точки зрения институциональной структуры, межбанковский рынок иностранной валюты подразделяется на два основных сектора:

биржевой;

внебиржевой.

На биржевом секторе валютного рынка операции с валютой совершаются через валютную биржу. Валютная биржа -- это некоммерческое предприятие, действующее на основании устава биржи. Основная функция валютной биржи заключается в мобилизации временно свободных денежных и валютных средств через куплю-продажу иностранной валюты и в установлении валютного курса.

На внебиржевом валютном рынке сделки по купле-продаже иностранной валюты заключаются непосредственно между банками, а также между банками и клиентами, минуя валютную биржу. К главному достоинству внебиржевого валютного рынка относится более высокая скорость расчетов, чем при торговле на валютной бирже.

Биржевой и внебиржевой валютные рынки взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Помимо традиционных операций на валютном рынке появились относительно новые виды сделок: валютные фьючерсы и опционы.

Валютные фьючерсы предоставляют владельцу право и налагают на него обязательства по поставке некоторого количества валюты к определенному сроку в будущем по согласованному валютному курсу, т. е. внешне фьючерсы очень похожи на форвардные сделки, однако особенностями фьючерсных сделок являются большой уровень стандартизации и абсолютная обезличенность контракта.

Опционными контрактами торгуют как на биржах, так и на внебиржевом рынке.

Валютные опционы дают владельцу право, но не налагают никаких обязательств по покупке (опцион покупателя), по продаже (опцион продавца) или по покупке либо продаже (двойной опцион).

Биржевые опционы -- это стандартные контракты с указанием вида опциона, цены исполнения, установленной даты исполнения, объемов контракта, величины премии. Биржевые сделки с опционами носят обезличенный характер.

Опционные валютные сделки на внебиржевом рынке заключаются в основном только крупными банками и финансовыми корпорациями и не имеют стандартных условий исполнения.

В начале 90-х гг. в России начала формироваться структура валютного рынка, представленная валютными биржами и двухуровневой банковской системой во главе с ЦБ РФ как органа валютного регулирования и валютного контроля в стране.

Исключительно в ведении Банка России, как отмечалось ранее, находятся вопросы определения порядка обязательного перевода, ввоза и вывоза, пересылки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, проведение мер по валютному регулированию путем изменения ставки рефинансирования, лимита открытой валютной позиции уполномоченных банков, проведение валютных интервенций на главных валютных биржах России (в Москве и Санкт-Петербурге), а самое главное -- валютное лицензирование деятельности коммерческих банков России.

Банки, получившие внутреннюю валютную лицензию, могут устанавливать прямые корреспондентские отношения только с уполномоченными банками государств -- участников СНГ, а также с бывшими загранбанками СССР.

Банки, обладающие расширенной валютной лицензией, вправе осуществлять такие же операции, как и банки, получившие внутреннюю валютную лицензию, но, кроме того, они могут устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками в пределах количества, указанного в лицензии.

Наиболее широкие возможности предоставляет банкам генеральная валютная лицензия. Банки, имеющие генеральную валютную лицензию, вправе осуществлять все виды валютных операций, указанных в лицензии, кроме того, она дает право открывать филиалы банка за рубежом и приобретать доли уставного капитала кредитных организаций-нерезидентов.

Важную роль в организации российского валютного рынка выполняют валютные биржи. Роль валютных бирж в организации валютного рынка особенно проявилась в условиях ухудшения делового цикла и конъюнктурных колебаний.

В результате августовского кризиса 1998 г. была реорганизована работа ММВБ, на которой с 6 октября 1998 г. был осуществлен переход на режим двух торговых сессий. Новый режим торгов, не позволяющий проводить арбитражные операции, выполнил регулирующую роль и существенно стабилизировал российский валютный рынок.

Движение денежных потоков на валютном рынке России осуществляется через:

валютные операции;

валютно-кредитное и расчетное обслуживание покуп
ки и продажи товаров и услуг;

операции с ценными бумагами;

зарубежные инвестиции.

Важной характеристикой валютного рынка является режим обменного курса национальной денежной единицы.

В условиях перехода России к рынку был введен единый плавающий валютный курс рубля. Однако серьезная зависимость экономики страны от импорта привела к снижению курса рубля и обострению проблемы насыщения российского рынка импортными товарами, в результате чего стал сокращаться экспорт, усилилась инфляция.

В целях стабилизации ситуации на валютном рынке государство усилило свою регулирующую роль.

В 1995 г. Банк России и Правительство РФ ввели режим валютного коридора, т. е. пределов изменений текущего обменного курса рубля на биржевом и межбанковском валютном рынках. Фиксированные пороговые значения колебаний валютного курса рубля к доллару поддерживались Банком России с помощью интервенций на валютном рынке.

Эта мера способствовала тому, что валютный курс продолжительное время не отклонялся от заданного на значительную величину, а в отдельные временные периоды наблюдалось даже снижение курса доллара по отношению к рублю.

Основным событием, оказавшим сильное влияние на российский внутренний валютный рынок, стал финансовый кризис, начавшийся в октябре 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии. Результатом кризиса стало значительное перемещение капитала из стран с развивающимися рынками в государственные бумаги развитых стран. Начался отток иностранных капиталов, размещенных в краткосрочных государственных обязательствах российского правительства.

Вследствие существенного вывода средств и повышенного спроса на иностранную валюту на валютном рынке сформировались ожидания обесценивания рубля. Банком России были предприняты определенные меры, которых оказалось недостаточно, и 17 августа 1998 г. ЦБ РФ отказался от политики валютного коридора, установив валютный курс в границах от 6 до 9,5 руб. за доллар.

Следствием этой меры при одновременной реструктуризации рынка государственных обязательств и объявления 30-дневного моратория на возврат средств нерезидентов стали дестабилизация российского валютного рынка и существенное падение валютного курса рубля.

С целью частичной стабилизации российского валютного рынка Банк России в 1999 г. перешел к режиму плавающего валютного курса рубля. До 2003 г. в стране действовал порядок обязательной продажи экспортной валютной выручки в размере 75%. В настоящее время проводится политика либерализации валютного режима.

В соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 30% от суммы валютной выручки, если иной размер не установлен ЦБ РФ, который вправе установить иной размер, но не свыше 30% ее суммы.

3. Околобанковская система РФ

Банковская система является составной частью кредитной системы страны; кредитная система, в свою очередь, является составной частью экономической системы страны. Это означает, что деятельность и развитие банков находится в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.

Банковская система как элемент рыночной экономики, как правило, двухуровневая. Первый, верхний, уровень -- центральный банк. Второй, нижний, уровень -- коммерческие банки и кредитные учреждения. Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений, которые, с одной стороны, требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня -- коммерческими банками, а с другой стороны, необходимостью определенного государственного регулирования, что требует особого института в виде центрального банка.

Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он -- посредник между государством и экономикой. Чаще всего центральный банк является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональныйинтерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. Традиционно центральный банк выполняет четыре основных функции:

осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

является банком банков;

является банкиром правительства;

осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Необходимо отметить, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка означают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридических и физических лиц. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы страны. По уровню специализации коммерческие банки делятся на универсальные, т. е. осуществляющие практически все виды банковских операций, и специализированные, т. е. осуществляющие в силу тех или иных причин специализацию на определенных видах банковских операций.

Основными функциями коммерческих банков являются:

мобилизация временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал;

кредитование юридических и физических лиц, а также государства;

расчетно-кассовое обслуживание клиентов. За годы реформирования можно утверждать, что в России начала формироваться банковская система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. 1998 год стал наиболее драматичным для российской банковской системы. Финансовый кризис нанес наиболее серьезный удар по коммерческим банкам и выявил слабые места российской банковской системы, которая, безусловно, нуждается в существенном реформировании.

После 17 августа 1998 г. Банк России принял ряд неотложных мер по созданию благоприятных условий для реструктуризации и рекапитализации банковской системы, запретив, в частности, оплату уставного капитала в валюте и ограничив долю оплаты материальными активами. Одновременно Банк России приступил к решению перспективных задач. Главная из них -- реструктуризация всей банковской системы России.

Основные цели реструктуризации -- выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для качественного обслуживания клиентов.

В основу программы положена группировка банков в зависимости от их реального финансового положения и той роли, которую они играют в экономике регионов. Все банки были разделены на четыре группы. Первая группа -- стабильно работающие банки, имеющие долгосрочную капитальную базу, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью и способные работать без дополнительной государственной поддержки.

Вторая группа -- стабильно работающие региональные банки, которые станут опорой будущей региональной банковской системы России.

Третья группа -- отдельные крупные банки, потерявшие капитал и не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, но которые нецелесообразно закрывать из-за высоких экономических и социальных издержек и последствий.

К четвертой группе относятся разорившиеся бесперспективные банки, безусловно подлежащие закрытию. К их числу было отнесено более 300 банков.

Принципиально важным является вопрос структуры банковской системы- России. Безусловно, в стране важно иметь полный "набор" банков, отвечающих реальным потребностям рыночной экономики, С этой целью необходимо создание:

специализированных банков, таких, как банк развития, экспортно-импортный банк, сельскохозяйственный, ипотечный, банк кредитной кооперации;

условий, не допускающих привилегий для отдельных банков, в том числе созданных при участии государства;

условий для поддержки и развития производительных силы регионов.

Важным направлением развития банковской системы в дальнейшем является восстановление доверия к банковской системе, создание условий для кредитования реального сектора экономики, повышение ответственности менеджеров и акционеров банков за результаты своей деятельности по управлению банком.

В начале 2002 г. Правительством РФ была принята "Стратегия развития банковского сектора" и план действий по реализации этого документа с приложением концепций разрабатываемых законодательств.

Основная цель стратегии -- повысить устойчивость банковской системы и доверие к ней со стороны предприятий и населения. Для ее достижения предусматриваются меры, направленные на увеличение капитализации банков, поэтапное достижение обязательного минимального размера собственных средств банков к 2007 г. не менее 5 млн евро; рост концентрации банковского капитала и расширение, как следствие, спектра банковских услуг и повышение эффективности кредитования; установление критериев эффективности участия государства в капитале банков; установление одинаковых правил покупки долей в капитале банков (до 10% -- в уведомительном порядке, более 10% -- после разрешения Банка России) для отечественных и иностранных банков; дальнейшее укрепление двухуровневой системы банков и независимости Банка России.

Список использованной литературы

1. Финансы и кредит: Учебник/ под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. - М.; Юрайт - Издат, 2004 - 575 с.

2. Финансы: Учебник для вузов/ под ре6д. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 501 с.



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»