курсовые работы Знание — сила. Библиотека научных работ. Коллекция рефератов
~ Коллекция рефератов, докладов, курсовых ~
 

МЕНЮ

курсовые работыГлавная
курсовые работыАрхитектура
курсовые работыАстрономия
курсовые работыБанковское биржевое дело и страхование
курсовые работыБезопасность жизнедеятельности
курсовые работыБиология и естествознание
курсовые работыБиржевое дело
курсовые работыБотаника и сельское хоз-во
курсовые работыВоенное дело
курсовые работыГенетика
курсовые работыГеография и экономическая география
курсовые работыГеология
курсовые работыГеология гидрология и геодезия
курсовые работыГосударственно-правовые
курсовые работыЗоология
курсовые работыИстория
курсовые работыИстория и исторические личности
курсовые работыКомпьютерные сети интернет
курсовые работыКулинария и продукты питания
курсовые работыМосквоведение краеведение
курсовые работыМузыка
курсовые работыПедагогика
курсовые работыПсихология
курсовые работыЭкономика туризма

курсовые работы

РЕКЛАМА


курсовые работы

ИНТЕРЕСНОЕ

курсовые работы

курсовые работы

 

Система социального страхования в Германии

курсовые работы

Система социального страхования в Германии

15

Введение

Мировой опыт социальной работы имеет богатую историю и охватывает широкий круг вопросов - от духовного наследия до конкретных практических проявлений. Институт социальной работы является важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества.

Конкретные модели социальной работы в различных частях мира формируются в результате духовного, культурного, историко-политического, социально-экономического развития общества.

Исторически значимый шаг в этом направлении был сделан в конце ХIХ века, когда германское правительство, руководимое Отто фон Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования для работающих в промышленности. Она включала обеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.).

Сильной стороной социального страхования явился предложенный алгоритм взаимодействия двух основных субъектов трудовых отношений (работников и работодателей) и государства, который предусматривал финансовое обеспечение за счет хозяйствующих субъектов, а правовое регулирование и контроль - с помощью государства.

Система социальной защиты работающих, построенная по модели О. Бисмарка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала высокие уровни социальной защиты для работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.

С начала ХХ века примеру Германии последовали другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса.

Все вышеизложенное обосновывает актуальность выбранной темы.

Цель работы: дать представление об опыте социальной работы в Германии.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 14 страниц.

1. Система социального страхования в Германии

Стержнем системы социального обеспечения в Германии является обязательное социальное страхование. Согласно немецкому трудовому законодательству, работодатель обязан застраховать наемного работника на случай возникновения ряда социальных ущербов. Под термином «социальное страхование» подразумеваются пять видов различных страховых договоров, разработанных социально-трудовыми ведомствами на базе Кодекса социального права:

- государственное медицинское страхование, представляемое государственными медицинскими кассами;

- государственное обязательное страхование на случай возникновения необходимости в уходе по болезни или старости, предоставляемое государственными медицинскими кассами;

- пенсионное страхование, предоставляемое земельными или федеральными страховыми обществами для наемных работников;

- страхование на случай потери работы, предоставляемое федеральным ведомством по труду;

- государственное обязательное страхование от последствий несчастного случая на производстве, предоставляемое союзом предпринимателей одной или родственной отрасли промышленности.

Все частные предприниматели, как мелкие, представляющие фирму в единственном числе и не имеющие наемных работников, так и владельцы крупных предприятий с правом принятия на работу наемных работников, заключают свои социальные страховые договоры самостоятельно. При этом они законодательно освобождаются от двух обязательных социальных страховок - страхование на случай потери работы и пенсионного страхования.

Финансовой основой являются фонды социального страхования. В основе системы лежит принцип «один за всех и все за одного». Речь идет о взаимопомощи застрахованных, об объединении людей, подвергшихся определенному риску; распределив нагрузку равномерно на всех, они хотят ограничить тяжесть возможных последствий для отдельного человека. Своими взносами они совместно финансируют страховые услуги и тем самым приобретают право на получение услуг при наступлении страхового случая. Размер обязательных взносов зависит от их доходов; пенсия и пособие по безработице (при наступлении страхового случая) зависят от размера их взносов. Выплаты по перечисленным видам страхования производятся по одному принципу с одинаковым объемом услуг для всех застрахованных лиц. Сумма страховых взносов зависит от размера заработной платы наемного работника и определяется процентной ставкой соответствующего страхового фонда.

Что касается совокупной величины налоговой ставки социального страхования, то она зависит от вида выбранной работником больничной кассы и может варьироваться в пределах 43-46% от величины начисленной ему зарплаты.

Страховые взносы выплачиваются совместно наемным работником и его работодателем в равных соотношениях. А вот взносы на страхование от несчастного случая на производстве выплачиваются в полном объеме работодателем. На нем же лежит и ответственность по ежемесячному отчислению всех взносов в больничные кассы, которые перераспределяют поступившие средства в соответствующие социальные фонды и Федеральное агентство по труду.

Социальное страхование в Германии является обязательным и регулируется законом. Отметим, что средства, поступающие в фонды социального страхования за счет взносов, не достаточны для покрытия расходов на выплаты, так что государство регулярно субсидирует сферу обязательного социального страхования весьма крупными суммами.

Далее рассмотрим каждый из видов обязательного социального страхования.

2. Отдельные виды социального страхования

2.1 Медицинское страхование

Система социального обязательного государственного медицинского страхования в Германии, была предложена Канцлером Бисмарком в 1884 г. В основу ее заложен принцип солидарности, при котором все работающие вносят деньги в общую кассу, которая получила название больничной, а из нее оплачивается потом лечение и содержание нуждающихся. Это означает, что взносы, за счет которых осуществляется финансирование, увязываются с размером доходов застрахованных лиц, а вот его услуги одинаковы для всех страхователей.

При заключении трудового договора наемный работник обязан представить работодателю письменное подтверждение наличия медицинского страхования в выбранной им на свое усмотрение государственной медицинской кассе. При этом выбранная медицинская касса автоматически предоставляет страховку на случай возникновения необходимости в уходе по болезни или старости, так как этот вид социального страхования является обязательным для всех лиц, постоянно проживающих на территории Германии.

В случае расторжения трудовых отношений медицинское страхование, а также страхование на случай необходимости в уходе по болезни, инвалидности или старости сохраняется за заключившим страховой договор лицом. Взносы по этому виду страхования перенимает на себя «Agentur fur Arbeit» по месту жительства застрахованного лица.

Современная система обязательного социального медицинского страхования в Германии призвана гарантировать заболевшему и членам его семьи сохранение привычного уровня жизни, ею охвачено 92% населения страны. Государство берет на себя только законодательные и контролирующие функции, а исполнителями являются самостоятельные организации - «больничные кассы» и ассоциации врачей. Ежемесячный взнос платится в равных долях работодателем и работающим. «Больничная касса» управляется собранием представителей, включающим 50% работодателей и 50% работников. Размер взноса определяется общим собранием, в среднем он составляет 13% от фонда оплаты труда. Взносы платятся при доходе больше 500 DM в месяц. Предельная сумма, с которой берутся взносы - 6000 DM в месяц.

В недалеком прошлом каждый человек, получавший пособие по безработице - «Arbeitslosengeld», а далее - денежную помощь по безработице - «Arbeitslosenhilfe», имел право на индивидуальное медицинское страхование. Однако с 01.01.2005 ухудшившееся экономическое положение и связанное с этим изменение государственной политики изменили формы индивидуального медицинского страхования. В настоящее время при наличии хотя бы одного безработного супруга в семье все ее члены пользуются семейным медицинским страхованием - «Familienkrankenversicherung». При этом выплата страховых взносов производится только работающим членом семьи. В случае, когда оба супруга получают пособие по безработице, они полностью освобождаются от выплат страховых взносов. Эту обязанность перенимает на себя «Agentur fur Arbeit».

Социальное обязательное медицинское страхование предусматривает: диагностику и профилактику заболеваний; лечение в амбулаторных и стационарных условиях; снабжение лекарствами и вспомогательными средствами при амбулаторном и стационарном лечении; выплату пособий в связи с временной утратой трудоспособности. В Германии действует около 1200 больничных касс.

В Германии существует также система частного медицинского страхования, которой охвачено 8% населения. Частным медицинским страхованием занимаются 52 коммерческие страховые компании, в которых застраховано 7 млн. жителей, имеющих доход более 6000 DM в месяц.

2.2 Пенсионное страхование

Второй опорой социального страхования является пенсионное страхование, введенное изначально в 1889 году в качестве страхования на случай инвалидности и по старости. Оно базируется на принципе так называемого «негласного договора поколений», который обязывает ныне зарабатывающее поколение платить страховые взносы в пенсионные кассы в расчете на то, что грядущее поколение будет проявлять такое же попечение о нем самом. Этот вид социального страхования является обязательным для всех наемных работников и частных предпринимателей, осуществляющих побочную «nebenberuflich» предпринимательскую деятельность и получающих основную часть выплат от ведомства по труду. Частные предприниматели с полной занятостью «hauptberuflich» освобождены от заключения договора по государственному пенсионному страхованию.

Работодатели и работающие по найму работники платят страховые взносы пополам, бизнесмены, имеющие собственное дело, и другие добровольно застрахованные лица платят взносы в полном объеме.

Выплаты по пенсионной страховке производятся:

- при достижении наемным служащим пенсионного возраста, как правило, 65 лет, и продолжаются до конца жизни;

- в связи с приобретенной инвалидностью;

- после тяжелого заболевания, когда состояние здоровья несовместимо с дальнейшей работой на производстве.

При этом проводятся различия между пенсиями для застрахованных и пенсиями для вдов и сирот при утрате кормильца. Функции пенсионного страхования берет на себя Федеральное ведомство страхования служащих.

2.3 Страхование на случай необходимости ухода при болезни или по старости

В целях социального страхования риска необходимости ухода в середине девяностых годов было введено социальное страхование на случай необходимости ухода при болезни или по старости. Оно призвано обеспечить нуждающимся в уходе людям, которые ввиду тяжести их состояния зависят от солидарной поддержки, максимально самостоятельную и самоопределяемую жизнь. По закону под защитой этого страхования находятся все застрахованные в рамках обязательного медицинского страхования лица и постоянно проживающих в Германии. Застрахованные в частных страховых компаниях должны оформлять частную страховку на случай необходимости ухода при болезни или по старости.

«Pflegeversicherung» имеет большое значение в жизни любого человека, так как при наступлении инвалидности или тяжелого заболевания, сопровождающегося необходимостью в уходе, а также по старости, нередко сопровождающейся немощным состоянием, человек не может покрыть самостоятельно все возникающие в связи с этим расходы.

Функции социального страхования на случай необходимости ухода при болезни или по старости берут на себя больничные кассы. Страховые расходы осуществляются за счет взносов членов касс и работодателей. Размер страховых взносов зависит от доходов страхователей.

2.4 Страхование от несчастных случаев

Эта страховка является обязательной для наемных служащих, а также предпринимателей с неполной занятостью. Работодатель платит взносы напрямую компании-страховщику от несчастного случая.

Обязательное страхование от несчастных случаев является самостоятельной ветвью социального страхования. Оно должно способствовать предотвращению несчастных случаев и снижению рисков их последствий. Для этого в рамках системы разрабатываются правила предупреждения несчастных случаев, оказывается содействие восстановлению трудоспособности наемных работников, с которыми произошел несчастный случай на производстве, и возмещаются расходы на лечение застрахованных потерпевших. Право на получение страховки от несчастного случая дает также признанное в установленном порядке профессиональное заболевание.

Выплаты по страховке производятся с момента присвоения инвалидности в связи с произошедшим на производстве несчастным случаем или с возникновением заболевания, вызванного особыми условиями труда, несовместимыми с дальнейшей трудовой деятельностью без риска для здоровья. Например, аллергия на мучную пыль на хлебопекарном предприятии или на пары ацетона при производстве химических препаратов. При наступлении страхового события:

- служащему выплачивается пенсия в связи с наступившей инвалидностью, как правило, до конца жизни или до момента выздоровления согласно медицинскому заключению;

- финансируется переобучение для перехода на новую специальность;

- оплачиваются все необходимые врачебные мероприятия, связанные с обследованием и диагностикой заболевания.

2.5 Страхование от безработицы

Страхование от безработицы представляет собой третью основную опору германской системы социального страхования. Как всякое страхование оно делает возможной компенсацию риска в среде лиц, застрахованных от какого-то определенного случая нанесения ущерба. Солидарно уплаченные сообществом застрахованных страховые взносы позволяют компенсировать ущерб, понесенный отдельным индивидуумом или группой лиц. Чем выше вероятность безработицы ввиду неблагоприятного пропорционального соотношения вакантных рабочих мест и ищущих работу людей, тем больше взносы, которые должны платить члены сообщества страхующихся от этой опасности людей.

Выплаты по этому виду социального страхования начинаются с момента потери работы. При этом возможны два варианта:

работодатель по собственному желанию и на основании законодательного положения расторгает с наемным работником трудовое соглашение. После чего тот в течение неопределенного времени остается без рабочего места;

наемный работник сам выражает желание расторгнуть трудовое соглашение, не имея в перспективе определенного рабочего места.

Бывший работодатель обязан поставить в известность государственную медицинскую кассу о расторжении трудового договора. Медицинская касса является основным представителем всех видов социального страхования и через нее происходит дальнейшее перечисление взносов по остальным социальным страховкам. Поэтому уволенному работнику рекомендуется незамедлительно обратиться в «Agentur fur Arbeit» с извещением о потере рабочего места.

На основании этого ведомство по труду присваивает уволенному статус безработного и перенимает на себя оплату страховых взносов по всем видам социального страхования. В противном случае уволенный остается без медицинского и других необходимых видов социального страхования.

Размер выплат по этому виду социального страхования зависит от срока выплаты и размера заработной платы на последнем месте работы. Однако максимальная продолжительность выплаты пособия по безработице составляет, как правило, не больше 12-ти месяцев. Если по истечении данного периода времени безработному так и не удалось найти новое место работы, в силу вступает Закон о социальном пособии «Hartz 4_Gesetz». Страхование на случай потери работы теряет силу и дальнейшие выплаты по этой страховке прекращаются.

Пособие по безработице. Если не удается сразу трудоустроить ищущих работу людей, то при определенных условиях им выплачивается пособие по безработице из средств страхования от безработицы. Право на получение пособия имеют безработные наемные работники, зарегистрировавшиеся в этом качестве в Ведомстве по вопросам труда, работавшие минимум двенадцать месяцев из последних трех лет и платившие взносы в кассы обязательного социального страхования (военнослужащие и проходящие альтернативную гражданскую службу - минимум десять месяцев, сезонные рабочие - минимум шесть месяцев).

Безработными считаются наемные работники, временно не имеющие работы продолжительностью свыше 15 часов в неделю, и ищущие возможность трудовой занятости по крайней мере пятнадцать часов в неделю с обязательной уплатой взносов в кассы социального страхования. Они должны активно искать рабочее место, доказать наступившую нетрудоспособность, быть в неограниченном распоряжении рынка труда и проявлять готовность к работе, приемлемым образом компенсирующей заработок, которого они лишились. При определенных условиях Ведомство по вопросам труда возмещает повышенные расходы на обеспечение жизненных потребностей, например, в форме выплаты подъемных, финансовой помощи на переходный период до первой зарплаты, пособия на покупку рабочей одежды и рабочих инструментов, долевого участия в расходах на транспорт, надбавки к зарплате при длительной работе не по месту жительства и расходов на переезд. Оно или выплачивает дотации, или берет все расходы на себя.

Ведомство по вопросам труда страхует получателей пособия и помощи по безработице или материальной помощи в системе обязательного медицинского и пенсионного страхования, а также страхования на случай необходимости ухода при болезни или в старости.

Срок выплаты пособия по безработице зависит от продолжительности работы с обязательной уплатой страховых взносов в последние семь лет и возраста индивидуума в момент, когда у него появилось право на получение пособия. Это право не может быть удовлетворено, если после его появления прошло четыре года. Оно утрачивается также при достижении 65 лет.

Размер пособия по безработице зависит от средней номинальной недельной зарплаты лица (подлежащего обязательному страхованию) в последние 52 рабочие недели (у сезонных рабочих - 26 недель) до появления права на него. Из этой недельной номинальной зарплаты вычитаются взносы, уплачиваемые обычно в кассы социального страхования. Безработные, имеющие минимум одного ребенка, получают в качестве пособия по безработице 67% от этой расчетной «чистой» зарплаты, остальные безработные - 60%. Если безработный в период, когда ему положено по закону пособие по безработице, занимается менее 15 часов в неделю подработками, то получаемый им таким образом дополнительный доход за вычетом налогов, взносов в кассы социального страхования, расходов на рассылку резюме, а также не облагаемой налогами суммы в размере 20% от месячного пособия по безработице или, соответственно, минимальной суммы прибавляется к пособию по безработице.

В тех случаях, когда безработные не выполняют свои обязанности, их могут на время или полностью лишить пособия по безработице.

Заключение

Анализируя вышеизложенное, сделаем краткие выводы.

Стержнем системы социального обеспечения в Германии является обязательное социальное страхование, основы которого были созданы в Германии в конце XIX в. О. Бисмарком.

Финансовой основой являются фонды социального страхования. В основе системы лежит принцип «один за всех и все за одного». Речь идет о взаимопомощи застрахованных, об объединении людей, подвергшихся определенному риску; распределив нагрузку равномерно на всех, они хотят ограничить тяжесть возможных последствий для отдельного человека. Своими взносами они совместно финансируют страховые услуги и тем самым приобретают право на получение услуг при наступлении страхового случая.

Система социального страхования в ФРГ характеризуется совокупностью мер, призванных обеспечить экономическое и социальное существование различных групп населения перед такими общими опасностями, как несчастный случай, болезнь, инвалидность и старость, безработица и смерть кормильца.

Деятельность ведомств, осуществляющих мобилизацию средств на финансирование социальных программ, регламентируется законодательными актами. Социальное страхование осуществляется по следующим направлениям: пенсионное страхование, страхование по безработице, обязательное медицинское страхование (включая пенсии по инвалидности), страхование от несчастных случаев, страхование на случай необходимости ухода при болезни или по старости.

Функции по сбору отчислений (кроме страхования от несчастных случаев), учету и контролю за поступлением средств на вышеуказанные виды страхования возложены на больничные кассы.

Базой для исчислений взносов является заработная плата. Тариф взносов определяется законом на федеральном и региональном (земельном) уровнях. Плательщиками взносов являются как работодатели, так и наемные работники.

Список использованной литературы

1. Бабич А.М. Социальное страхование в России и за рубежом: Учебное пособие. / А.М. Бабич, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов. - М.: Издательство РАГС, 1998.

2. Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом. Учебное пособие. / И.А. Ламбаева. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000.

3. Милославская Л.В. Внебюджетные фонды / Л.В. Милославская // Российский налоговый курьер. - 2001. - №3.

4. Навара И. Социальное страхование в Германии / И. Навара // Русская Германия. - 2006. - №161.

5. Современная социальная политика: российско-германское сравнение. // Человек и труд. - 2004. - №4.

6. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2006. - №6 (294).



курсовые работы





Рекомендуем



курсовые работы

ОБЪЯВЛЕНИЯ


курсовые работы

© «Библиотека»